Конспект открытого урока ОРКСЭ (Основы мировых религиозных культур) Праздники и календари (обобщение, 4 класс)
Конспект открытого урока ОРКиСЭ
по модулю «Основы мировых религиозных культур»
Тема: «Праздники и календари» (обобщение)
Разработала: учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 91
Павлова Елена Васильевна
г. Новосибирск
Тема: «Праздники и календари» (обобщение)
Цель: Систематизация и обобщение знаний о праздниках в религиях мира.
Задачи:
закрепить знания обучающихся о многообразии праздников в религиях мира;
расширить представление о праздниках в религиях мира;
способствовать формированию мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций.
Виды деятельности: беседа, групповая, индивидуальная работа.
Оборудование:
учебник
мультимедийная презентация
аудиоаппаратура
иллюстративный материал
карта урока
Ход урока:
I Организационный момент
II Формулирование темы урока
Разгадывание кроссворда
3
4
5
6
2
7
1
8
Что нас ждёт сегодня?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.
- Новая ли эта тема?
- С какой целью мы сегодня обращаемся к этой теме?
III Работа по теме урока
Вопросно-ответная беседа
- Ребята любите ли вы праздники?
- Какие самые любимые?
- Какие ассоциации возникают при слове праздник?
(радость, веселье, подарки, угощенья, отдых)
- Что такое праздник?
Словарь Сергея Ивановича Ожегова
ПРАЗДНИК. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. 3. Выходной, нерабочий день. 4. День радости и торжества по поводу чего-нибудь. 5. День игр, развлечений.
Словарь Дмитрия Николаевича Ушакова
ПРАЗДНИК 1. В религиозном обиходе - день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого-н. религиозного (исторического или легендарного) события или так наз. святого (церк.). 2. день торжества в память какого-н. выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т. п. 3. Официально установленный общий день отдыха 4. Веселье, бал, устраиваемый кем-н. 5. День массовых игр, развлечений 6. Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-н. важным, приятным событием, удачей и т. п.; само такое радостное событие.
Блиц-турнир.
- Ребята давайте в виде блиц – турнира вспомним известные нам мировые праздники и религию, к которой они принадлежат. Я называю праздник, а вы очень кратко, в устной форме объясняете его суть. За каждый правильный ответ, отвечающий ставит себе балл. По результатам будет объявлен самый эрудированный ученик в области религиозных праздников.
*Пейсах (праздник освобождения еврейского народа)
*Рождество (родился Иисус Христос)
*Суккот (праздник чистой радости во славу Создателя)
*Ураза-Байрам (праздник окончания поста)
*Пасха (Светлое Христово Воскресенье)
*Ханука (еврейский праздник свечей)
*Троица(праздник прославляющий Бога-отца, Сына и Святого Духа)
*Сагаалган (Новый год в буддизме.)
*Вознесение (после Воскресенья своего в течение 40 дней Иисус Христос является ученикам. На 40 день от Пасхи он вознесся и сел по правую руку от Бога.)
* Шавуот (праздник дарования еврейскому народу Торы)
Вывод: Праздники в разных религиях устанавливаются в честь кого-либо святого или какого-либо события. (После вывода учащиеся получают слог ТО)
Угадать праздник по картинке и записать в карту урока. Обосновать свой ответ.
Вывод: У каждого религиозного праздника свои обряды и традиции.
(После вывода учащиеся получают слог ЛЕ)
Установить соответствия с помощью стрелок, обосновывая свой ответ.
Восьмисвечник
Христианство
Куличи
Ислам
Жертвоприношения
Буддизм
Фонарики
Иудаизм
Вывод: Для совершения обрядов и следования традициям в каждой религии используются свои предметы. (После вывода учащиеся получают слог РАНТ)
Найти в тексте фактическую ошибку. Работа в парах.
У буддистов постятся обычно все верующие. Пост приходится на определённое время и длится несколько дней. (Постятся только монахи, пост длится 3-4 месяца)
Всевышний решил испытать веру Ибрагима - повелел принести в жертву Себе единственного сына. Ибрагим выполнил волю Всевышнего. Занес руку для принесения сына в жертву и убил его. (Всевышнему не нужно кровопролитие и человеческие жертвы, он хотел убедиться в готовности пожертвовать)
В дни Шавуот запрещена любая работа и не положено зажигать огонь. Поэтому евреи весь праздник голодают, живут без огня и электричества. (Нет. Заранее зажигают горелку и оставляют ее на все дни праздников ,в дни праздника принято употреблять в пищу молочные продукты, воздержаться от мяса).
Вывод: Смысл праздников традиционных религий в России в том, чтобы стать лучше, подняться над своими плохими мыслями и поступками, переоценить их и исправиться. (После вывода учащиеся получают слог НОСТЬ)
IV Подведение итогов урока.
Для человека национальность -
и не заслуга,
и не вина.
Если в стране
утверждают иначе,
значит,
несчастна эта страна.
(Слова Роберта Рождественского)
- О чем данные строки, о чем автор хотел ими сказать?
- Как это может быть связано с темой нашего урока?
- Какое слово составилось из слогов, которые вы получили в течение урока?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
- Как вы думаете, что оно обозначает?
- Сегодня мы на уроке назвали суть каждого из праздников, особенности, ритуалы, обряды. И пришли к выводу, что мы должны быть веротерпимыми, уважать, понимать, ценить традиции других религиозных культур.
V Выступление родителей. «Праздник в нашей семье».
Ребята сегодня на уроке у нас присутствует мама Рузи Кулиева. Мы с удовольствием сейчас послушаем, как празднуются праздники в их семье.
VI Рефлексия.
VII Домашнее задание.
- Найти пословицы и поговорки о праздниках разных религий.
Карта урока
Ф.И.__________________________________________________________
3
4
5
6
2
7
1
8
1.Разгадайте кроссворд
2.Блиц-турнир
Песах , Суккот , Ураза-байрам , Пасха , Ханука ,
Троица , Сагаалган , Вознесение , Шавуот .
3.Угадай праздник по картинке.
_______________________
б) _______________________
в) _______________________
г) _______________________
4. Установи соответствие с помощью стрелок. Обоснуй свой выбор.
Восьмисвечник
Христианство
Куличи
Ислам
Жертвоприношения
Буддизм
Фонарики
Иудаизм
5.Найди ошибку в тексте.
Собери слово.
Лист самооценки Ф.И.__________________________________________________________
Тема урока или внеклассного мероприятия_______________________________________
1. На уроке мне больше всего понравилось______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. На уроке мне не понравилось _______________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Из урока мне запомнилось__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Мне захотелось узнать больше о.____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Лист самооценки Ф.И.__________________________________________________________
Тема урока или внеклассного мероприятия_______________________________________
1. На уроке мне больше всего понравилось______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. На уроке мне не понравилось _______________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Из урока мне запомнилось__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Мне захотелось узнать больше о.____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________