Урок по ОРКСЭ 4 класс (Основы мировых религиозных культур. Тема: Календари и праздники
Урок по ОРКСЭ «Основы мировых культур»
Тема: Праздники и календари.
Тип урока: комбинированный
Личностные целевые ориентиры:
- способствовать воспитанию доброжелательности, уважения к традициям представителей различных религий
Личностные результаты:
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Метапредметные целевые ориентиры:
-способствовать становлению коммуникативных навыков и культуры выражения мысли;
- способствовать формированию умений смыслового чтения текста
- совершенствовать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
- умение на основе текста выделять особенности культурных явлений (праздников)
- развитие коммуникативных умений работы в группах
- развитие умения строить монологический рассказ и культуры выражения мысли
- способность принимать и сохранять учебные цели и задачи
Предметные целевые ориентиры:
- познакомить с традициями праздников в религиях мира
Предметные результаты:- формирование представлений о религиозных праздниках, поздравлениях, подарках.
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение.
Межпредтметные связи: история, обществознание, география
Оборудование: раздаточный материал, презентация, учебник.
Ход урока
Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Дидактические материалы
I. Организация деятельности учащихся Приветствие детей.– Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждет очень интересный урок. Давайте мысленно пожелаем успеха друг другу. Слайд 1
II.Актуализация знаний учащихся. ЦелеполаганиеЧтобы узнать какую тему мы сегодня будем изучать, давайте отгадаем загадки.
1.То еле тянется оно,
А то, напротив, быстро мчится,
Но никогда остановиться
Ему при этом не дано
2. Четыре раза к нам приходит дед,
И каждый раз он в разное одет.
Четыре раза платье поменяет
И снова все сначала повторяет.
3.Двенадцать братьев друг за другом ходят
Друг друга не обходят
4. Братьев этих ровно семь.
Нам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний.
А какой сегодня год, месяц, число, время года?
Скажите, а откуда вы это узнали?
-Какие календари известны вам?
- Какие даты выделены в календаре красным цветом?
- Какая же тема нашего урока?
- У каждой ли религии одинаковые праздники? Предполагаемые ответы:
-Время
-Год, времена года
-Месяца
-Неделя
- 30 марта 2016 года, весна.
-Из календаря
– Лунный, для садоводов, православный.
- Выходные, праздники
Праздники и календари
Нет, может быть некоторые. Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
III. Сообщение темы. Работа с понятием. – Сегодня на уроке мы действительно поговорим о календарях и праздниках.
- А что обозначает слово календарь, вы знаете?
В толковом словаре Ожегова Сергея Ивановича сказано, что календарь- способ счисления дней в году.
Слово календарь пришло к нам из древнего Рима, где первые дни месяца назывались календы, от слова «calendarium» – долговая книга. В этот день должники обязаны были платить проценты по долгам.
Вот так появилось слово календарь.
Ответы детей.
Слайд 9
Слайд 10
IV. Работа с учебником. Заполнение таблицы. Откроем учебник на странице 62. Начинаем читать.
О каком празднике мы сейчас прочитали?
Чему посвящен этот праздник?
Сколько дней его отмечают?
Что подают на стол?
С чего начинается праздник?
Читаем про следующий праздник.
Следующий праздник?
Чему посвящен?
Что по традиции подают на стол в Шавуот?
Читаем дальше.
Как называется праздник?
Что такое суку (куш)?
Что необходимо сделать во время этого праздника?
Читаем про следующий праздник.
Название праздника.
Попробуйте сами по картинкам на слайде рассказать об этом празднике.
Молодцы.
А сейчас прочитаем следующий абзац о празднике Песах Расскажите сами про этот праздник
Мы сейчас с вами прочитали о праздниках иудаизма. Возьмите лежащую перед собой таблицу. Давайте заполним первую колонку. Нужно вписать главные праздники у иудеев. Поабзацное чтение.
Чтение 1 абзаца
ПесахВспоминание об освобождение народа из египетского рабства
7 дней
Мацу- хлебцы, приготовленные без дрожжей
С застолья…
ШавуотДарование Торы (10 заповедей) Моисею
Молочные продукты, творожные ватрушки
Суккот (праздник кущей)
Шалаш
Построить шалаш и прожить в нем некоторое время
ХанукаПосвящен чуду произошедшему после победы евреев в остании против царя Антиоха. Заправленный маслом светильник горел 8 днем, хотя там было мало масла. Празднуется праздник 8 дней.
Пурим. Посвящен воспоминаниям о чудесном избавлении евреев от истребления Аманом. Во время празднования все шумят специальными трещетками. Подают на стол треугольное печенье «уши Амана»
Заполняют таблицу: Песах, Шавуот, Суккот, Ханука.
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
V. Физминутка. Работа в парах сменного состава Давайте немножко отдохнем. Перед вами на столе лежат 2 листа. Первый с числами от 1 до 9- в него вы будете записывать ответы под определенным номером. У каждого из вас также лежит свой листок со словом, где пропущена буква. Вы сначала угадываете свою букву, записываете её в лист для ответов, под своим номером. Затем меняетесь с соседом заданиями, записываете его пропущенную букву у себя в листе ответов под его номером. Забираете свое задание и идете к следующему. Так вы должны обойти всех. И записать получившиеся буквы. Кто выполнит спокойно садится за свою парту и поднимает руку. Затем мы проверим получившиеся ответы. Начинаем.
Посмотрите какие буквы у вас получились. А вы не замечаете что из букв составилось слово. Какое?
Заполняют свои карточки ответов
_асхаКо_анХр_мБудди_мИу_аизмХристиа_ство_сламЦер_овьБибл_я Праздники Слайд 17
VI. Работа с учебником. Продолжение темы. Продолжаем работать дальше с учебником с.63
Прочтем про праздники христианства.
Обсуждаем название, дату. Чему посвящен праздник. Сопровождение чтения слайдами.
Заполним сейчас таблицу. Праздники в Христианстве Рассуждают. Находят ответы в учебнике
Заполняют: Крещение, Рождество, Вознесение, Пасха, Троица Слайды18-23
VII. Закрепление. Работа с тестом. У каждого на столе лежит тест. Возьмите его. Отвечаем на вопросы. Кто выполнит кладет тест на край стола и поднимает руку. 1.В каждой религии свои праздники?
2.Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?
3. Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?
4. В праздник Шавуот можно кушать только мясные продукты?
5. Символ пасхи – крашеные яйца?
6.Пост перед Пасхой называется Рождественским? Раздаточный материал
VIII. Рефлексия Так как у нас скоро будет праздник Пасха. У вас на столах 3 картинки с пасхальными яйцами. Вам нужно будет выбрать только 1 яйцо. Если вам все было понятно сегодня на уроке и вы хорошо поработали- то возьмите красное яйцо, если вам было что- то непонятно, и вы считаете что не очень хорошо справились с заданиями, возьмите желтое яйцо, а если вы не поняли тему и считаете, что плохо справились с заданиями, то возьмите зеленое яйцо. Прикрепите свое выбранное яйцо на доску в корзину.
Всем спасибо за работу. До свиданья. Анализируют себя, выбирают цвет.
Раздаточный материал
1._асха
2.Ко_ан
3.Хр_м
4.Будди_м
5.Иу_аизм
6.Христиа_ство
7._слам
8.Цер_овь
9.Библ_я 1._асха
2.Ко_ан
3.Хр_м
4.Будди_м
5.Иу_аизм
6.Христиа_ство
7._слам
8.Цер_овь
9.Библ_я 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тест
________________________________
1.В каждой религии свои праздники?
2.Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?
3. Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?
4. В праздник Шавуот можно кушать только мясные продукты?
5. Символ пасхи – крашеные яйца?
6.Пост перед Пасхой называется Рождественским? Да Нет
Тест
________________________________
1.В каждой религии свои праздники?
2.Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?
3. Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?
4. В праздник Шавуот можно кушать только мясные продукты?
5. Символ пасхи – крашеные яйца?
6.Пост перед Пасхой называется Рождественским? Да Нет
Тест
________________________________
1.В каждой религии свои праздники?
2.Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?
3. Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?
4. В праздник Шавуот можно кушать только мясные продукты?
5. Символ пасхи – крашеные яйца?
6.Пост перед Пасхой называется Рождественским? Да Нет