Литературный квест. Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5 классов к 120-летию С.А. Есенина


Литературный квест к 120-летию со дня рождения С.А. Есенина.
(Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5 класса).
Цели:
расширение знаний пятиклассников о теме природы в творчестве С.А. Есенина;
развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся;
способствование развитию образного мышления;
привитие умения видеть красоту в привычных предметах.
Оборудование: портрет С. Есенина, выставка книг поэта, тексты стихотворений, рисунки детей; мультимедийный проектор, презентация.
Ход мероприятия.
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о творчестве одного из самых известных русских поэтов – творчестве Сергея Александровича Есенина. Вы уже многое знаете о нём, знакомы со многими его стихотворениями, поэтому мы продолжим разговор о творчестве поэта в форме квеста.
А кто из вас, ребята, знает, что такое «квест»? ( Слайд № 3)
Квест (английское “quest”, поиск) – это разновидность игры, в которой  нужно пройти по запланированному маршруту, стремясь выполнить какое-то поручение или задание.
( Слайд № 4)
В конце нашего пути мы должны будем с вами найти ответ на вопрос: «Какие деревья становятся героями лирических стихотворений С.А. Есенина?»
Вы готовы двинуться в путь? Тогда вперёд!
( Слайд № 5)
Один известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Все мы родом из детства». Давайте вспомним, когда и где родился поэт.
(Ответы учащихся: поэт родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии). Посмотрим на карту и определим, с какими современными областями граничит Рязанская область.
( Слайд № 6)
(Ответы учащихся)
Изучая карту, какой мы можем сделать вывод?
(С.А. Есенин родился в Средней полосе России, в которую входят Рязанская, Владимирская, Московская, Ивановская и другие области.) (Слайды 6 -10)
А мы с вами, ребята, где проживаем? Правильно. В средней полосе России.
Что же видел вокруг себя мальчишка Серёжка, проживавший в семье своего деда в селе Константиново? Очень красивые места на берегах реки Обь, заливные луга, леса и деревья. Обыкновенные деревья средней полосы России. Но под пером поэта они становятся удивительными лирическими героями, близкими и понятными любому русскому человеку. И мы с вами видим такую красоту, но Бог не дал нам такого таланта, как у Сергея Есенина, чтобы написать такие строки:
Стихотворение «Белая берёза» читает Сергей Безруков. ( Слайд 11 -12)
Берёза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. (М. Эпштейн)
2. А ещё какие деревья встречаются на страницах есенинских произведений?
(Ответы учащихся: клен, рябина, ракита, верба).
Стихотворение «Клён ты мой опавший…» положено на музыку, как и множество других стихов Есенина, потому что они плавные и мелодичные. В этом стихотворении поэт сравнивает себя с клёном. (Слайд № 13-14).
Очень любил Есенин весеннее цветение черёмухи. И, конечно, не мог не написать об этом дереве в своих стихах. (Слайд 15 -16)
Говоря о стихах Есенина о природе, невозможно не упомянуть его стихотворение «Отговорила роща золотая…» . Какое же дерево найдем мы в этом стихотворении? (Слайд 17 -18).
Ребята, вернёмся к самому началу нашего разговора. Нашли ли вы ответ на вопрос: «Какие деревья стали героями стихотворений С.А. Есенина?»
(Ответы учащихся)
Читая стихи С. Есенина, мы увидим словесные портреты и других деревьев, растущих в наших краях: яблони, сосны, вербы и других. Поэт не представлял себе жизнь без своей малой родины, а родину без её природы.
Символично, что за год до своей гибели С.А. Есенин возле дома в Константинове сажает бальзамический тополь, который теперь бережно охраняется музейными работниками. (Слайд № 19)
«Чувство родины — основное в моем творчестве», - писал С. Есенин. А родину поэт называл «страной берёзового ситца». Мы нашли с вами все загаданные предметы, а значит, выполнили задание квеста.
Что вам больше всего понравилось, что удивило или даже, может быть, поразило в рассказе о поэте и его любви к родной природе?
(Рефлексия)
А в заключении хотелось бы послушать ваше чтение стихов великого певца русской природы.
(Подготовленное чтение учениками стихов С.А. Есенина)