Вводный материал по творчеству С.Есенина Я очень люблю свою Родину
Вводный урок по творчеству С.Есенина
«Я очень люблю Родину»
В бревенчатом с голубыми ставнями домике, где родился поэт, среди сотен отзывов посетителей есть и такой: «Поэзия Есенина заражает силой правды, глубиной любви к Родине. Она дарит счастье открытий».
Делая поэзию Есенина главной темой предстоящего урока, я заранее отбираю несколько стихотворений о Родине, о природе, которые наиболее созвучны с его собственными мыслями и настроением.
Вопросы к уроку распределяются среди учащихся, которые самостоятельно ищут ответы на них, подбирают для прослушивания произведения Есенина, песни, написанные на стихи поэта. Они же готовятся играть роли литературоведов, собравшихся на беседу за «круглым столом», и отвечать на неожиданные вопросы с места, которые заранее продумывают все ученики.
Учебная цель: сфокусировать материал на том общем и исключительном в творчестве и жизни поэта, что непринужденно и органично позволило бы ввести ребят в созданный им художественный мир.
Оформление: портрет Есенина, плакаты («Россия! Сердцу милый край!»,
«Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли с названьем кратким Русь»), книжная выставка; учебный кинофильм «Тебе, о родина, сложил я песню эту…», диапозитивы «Третьяковская галерея».
Ход урока.
В кабинете гаснет свет. На экране – портрет Есенина. Звучит песня на слова А.Дементьева «У Есенина – день рождения». Во время её прослушивания слайды меняются, учащиеся видят различные пейзажи, на которых чаще всего запечатлена береза.
Учитель. Когда мы говорим о Есенине, то представляем себе портрет светловолосого, синеглазого юноши, ласково смотрящего на мир, из которого он сумел извлечь золотые россыпи народной поэзии. Почему его стихи мы любим, учим наизусть, почему они трогают нашу душу? Почему и зимой, и ненастной осенью, и ранней весной на его могиле живые цветы?
Наш сегодняшний урок проводится не только в память о поэте, но и затем, чтобы попробовать найти разгадку секрета очарования его поэзии. Представим себе, что у нас в гостях люди, которые хорошо знакомы с творчеством Есенина. Они ждут ваших вопросов.
Вопрос. Что помогло Есенину сформироваться как поэту?
Первый литературовед. Константиново, где он родился, вовсе не деревенская глушь, а большое, чистое, утопающее в зелени село. Рядом ещё более крупное селение, с шумными базарами по вторникам. Здесь можно было купить всё, и книги тоже. Они были и в библиотеке начального училища. В Спас-Клепиковской школе Сергей хорошо изучил церковнославянский язык, что позволило ему прочитать в оригинале «Слово о полку Игореве» и полюбить его. Он знал наизусть отрывки из «Калевалы», стихи Лермонтова и Некрасова, Никитина и Кольцова, Фета и Тютчева. Но больше всего был привязан к Гоголю и Пушкину, учился у них. Как и Пушкин, искал истоки «песенного слова» в народном творчестве. «Это всё есть у народа, – говорил Есенин. – Это только надо найти, прочитать, услышать, по-своему осмыслить». Из окон бревенчатой избушки были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Тишина. Простор. Красота сама собою закрадывалась в душу юного Есенина и укреплялась там беспредельной любовью к Родине.
Первый образ, который рождает воображение, когда Вы вступаете в поэтический мир Сергея Есенина, – это берёза. Помните у Лермонтова – символ родины: «Дубовый листок оторвался от ветки родимой». У Есенина – это берёза. Есенин, когда писал стихотворение «Берёза», был вашим ровесником. Жадно вглядывался он в картины природы: с трепетом ожидал восхода солнца, засматривался на очертания старого леса, на поля, покрытые зеленеющей рожью и васильками. В детстве и отрочестве он был счастлив. Думаю, всё это и отразилось на становлении его как певца родных просторов, певца Родины. Учащийся читает несколько стихотворений («Край любимый! Сердцу снятся…», «Береза1, «Черемуха», «Вот уж вечер. Роса…») Вопрос. Что известно о первом сборнике стихов поэта?
Второй литературовед. Первый сборник стихов Есенина появился в 1916 году. Назывался он «Радуница». В нём воспевается родная природа. Есенин часто говорил: «Я деревенский поэт». И действительно, человек и природа у него – единое целое. Поэт ощущал себя частицей природы, он часто говорил: «Я очень люблю всякое зверьё». Животные напоминали ему о деревенском детстве, освежали впечатления, оставленные живой красотой родных полей, лесов, широкой, сильной реки. (Демонстрируются пейзажи Поленова, Левитана). Подле полотен этих художников, выставленных в Третьяковской галерее, молодой Есенин подолгу простаивал. Созвучен этим картинам и мир природы у Есенина. Он наполнен цветом, звуком, движением, его обитатели очеловечены: берёза «принакрылась снегом», снежинки горят « в золотом огне», заря обходит берёзу, осыпая её новым серебром». А стихотворение «Русь» – это трепетное признание в любви к Родине. (Звучит грамзапись стихотворения «Русь»).
Вопрос. Почему Есенин называет себя «последним поэтом деревни»?
Третий литературовед. Давайте на минуту вернёмся в то далёкое трудное время.
Октябрьская революция вихрем пронеслась над Россией, ломая многих. Есенин выстоял, принял революцию, «но с крестьянским уклоном». Время наложило отпечаток на всё творчество поэта, отразилось на его взглядах. Но путеводная звезда его жизни оставалась прежней, какой он её однажды полюбил, – это старая деревенская Русь. И вторжение в её просторы городской цивилизации Есенин переживал болезненно. Новая деревня казалась ему чужой. В ней он видел конец истинно сельского уклада жизни: вот и назвал себя «последним поэтом деревни». Но, несмотря на это, он не переставал повторять: «Я очень люблю Родину». И молодому поэту советовал: «Хочешь добрый совет? Ищи Родину! Найдёшь – пан. Не найдёшь – всё псу под хвост. Нет поэта без Родины.
А понять и принять новую Родину помогла Есенину поездка за границу. Послушайте отрывок из его письма: «Только за границей я понял всё значение русской революции, спасшей мир от безнадёжного мещанства». Все, кто встречался с поэтом после его поездки, чувствовали в нём перемену. Он вернулся с осознанной тягой к новому. И это настроение передал в своих стихах. Учащийся читает отрывок из стихотворения «Русь советская».
Больше всего мне нравится в нём привязанность к родному краю, желание понять новое. (Возможен другой вариант: прослушивание грамзаписи стихотворений «Возвращение на Родину», «Письмо к женщине»)
Вопрос. Чем объяснить, что в стихах Есенина о Родине часто встречаются слова «голубая» (Русь), «синий» («мой цветок», «май»)?
Этот вопрос и был неожиданностью урока. Среди учеников, готовившихся к исполнению определённой роли, произошло замешательство. Слово пришлось взять мне.
Учитель. Наш урок имеет эпиграф: «Россия! Сердцу милый край!» Эта напевная, музыкальная строка взята из произведения «Ленин», которое должно было войти в поэму «Гуляй-поле», оставшуюся незаконченной.
В самом построении фразы запечатлено то пронзительное чувство Родины, без которого Есенин как поэт не состоялся бы. «Россия! – произнёс он однажды протяжно и грустно. – Россия! – какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то». Всё, что связано с Родиной, счастьем и даже поначалу революцией, воспринимается поэтом как расцвет молодости, силы, как беспредельность движения в будущее. Синь, синева, синий, голубой – в толковом словаре вы не найдёте того значения этих слов, которое вкладывал в них поэт: и бескрайность просторов, и сгущённость красок природы, и прозрачная высота неба, и народная мечта об обновлённой Родине, и перспектива, уводящая в будущее. Вот отсюда это органичное воссоединение мечты поэта о «голубой Руси» с думами о человеке, который жил и сгорел ради её осуществления. От Руси деревенской, уходящей в прошлое, к России, преображённой революцией, России ленинской, советской – таков исторический путь, пройденный поэтом вместе со своей Родиной, со своим народом.
Заканчивается урок чтением стихов поэта, которые учащиеся выучили дома.
Подводя итоги урока, я обращаю внимание ребят на слова Н.Тихонова: «Есенин – это вечное…», потому что в сегодняшнем трепетном, хрупком мире с его атомными бомбами голос Есенина призывает к человечности, к благоразумию, к любви.