Разработка занятия литературного клуба по творчеству Сергея Есенина (10-11 класс)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ, СЕРВИСА И ТУРИЗМА»
Разработка занятия литературного клуба
«Вдохновение»
по творчеству Сергея Есенина.
«Заметался пожар голубой».
Автор- составитель:
Тропина Татьяна Александровна,
Преподаватель русского языка и литературы
Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма.
Иркутск 2014.
Занятие литературного клуба.
Подготовка литературной композиции
по стихам Сергея Есенина
«Заметался пожар голубой»
Тема: Творчество Сергея Есенина.
Цель: Способствовать развитию эстетического вкуса, освоение творческого чтения стихов с элементами интерпретации лирического произведения.
Задачи: Показать особенности стихотворной речи; освоить приемы выразительного чтения стихов; научить рассуждать о нравственном содержании стихотворения и о лирическом герое.
Оборудование: Распечатки текстов стихотворений, справочные листы с понятийным аппаратом, конверты с разноцветными листьями, портрет С.А. Есенина, аудиозапись музыки, компьютер (на экране план анализа стихотворения).
Ход занятия.
Вводная часть.
Интерпретация стихотворного текста.
Практическая часть – декламация.
4. Рефлексия.
1.Теоретическая часть.
Звучит классическая музыка. На фоне музыки чтец читает отрывок из поэмы «Инония».
Не устрашуся гибели,
Ни копий, ни стрел дождей, -
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей.
Время мое приспело,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта.
Подыму свои руки к месяцу,
Раскушу его как, орех.
Не хочу я небес без лестницы,
Не хочу, чтобы падал снег.
Я сегодня рукой упругою
Готов повернуть весь мир
Грозовой расплескались вьюгою
От плечей моих восемь крыл.
Слово преподавателя.
В этом году 3 октября литературная общественность отмечала 110 лет со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина. У всех, кто знает хотя бы несколько его стихотворений, это имя вызовет легкое радостное чувство, ощущение чего-то прекрасного и светлого.
Было время, когда стихи Есенина считались упадническими, безыдейными, кабацкими. На многие десятилетия творчество Сергея Александровича было отторгнуто от народа. Но время работало на поэта, и ныне мы по праву называем Есенина гениальным русским поэтом 20 века, чья поэзия воистину народна, врачует и души, и умы своих читателей.
Пожалуй, только в стихах Есенина каждый из читателей может найти для себя что-то особенное , только ему одному нужное – славянофилы обнаружат великую тягу поэта ко всему исконно русскому, народному; патриоты найдут пронзительную любовь к России; романтики будут поражены необыкновенной силой есенинских стихов о любви; философы увидят глубину и искренность мыслей о жизни в стихах Есенина.
2. Интерпретация текста.
Так какой же он – поэт Сергей Есенин? Кто он – лирик? Философ? Патриот? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с жизнью поэта, мы сможем найти только в его стихах.
Подготовленные заранее учащиеся читают стихотворения и дают частичный анализ по плану, предложенному преподавателем.
ПЛАН анализа стихотворения.
1.В каком году написано стихотворение?
2.Какое настроение создано в этом стихотворении ?
3.Какие переживания испытывает лирический герой? Каково состояние его души?
4.При помощи каких художественных средств автор выражает свое отношение к родине, природе, человеку , к самому себе?
5.Что ты чувствуешь, читая это стихотворение? Каким представляется тебе автор?
6. Интонация чтения стиха.
«Я пастух, мои палаты – межи вздыбистых полей»
«Грубым дается радость, нежным дается печаль», читает Салимов Ш.
«Какая ночь! Я не могу. Не спится мне. Такая лунность», читает Бльшедворский В..
«Я обманывать себя не стану, залегла забота в сердце мглистом», читает Воскресенский В.
«Ты запой мне ту песню», читает Федорович О.
«Письмо матери», читает Медведева Н.
«Матушка в купальницу по лесу ходила»,
Есенина, как и любого другого поэта, волновал вопрос о назначении поэта, о его роли в жизни общества. Поэт называл себя «божьей дудкой». Вы знаете, это очень трудно, осознавать свою особенность, свое непростое предназначение. Сам бог «поцеловал его в маковку», дав такой необычный талант. Что думал Есенин о назначении поэта? Ответ на этот вопрос мы тоже найдем в его стихах.
Свои наблюдения и выводы по этой теме представляет Михеенко Елена.
Стихотворения «Быть поэтом это значит то же», «Тот поэт, врагов кто губит», «Мне осталась одна забава»
Наиболее ярко душа Есенина – поэта раскрывается в его стихах о природе.
Природа в стихах Сергея Есенина приобретает черты живого существа - мыслящего, страдающего, чувствующего. Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо нажима, природа врачует людские души. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной природе. Именно так, возвшенно-просветленно и благостно, воздействуют они на читателей.
«-- Какие стихи Есенина о природе вам приходят на память?
Участники занятия читают стихи о природе и о животных. («Белая берёза», «Корова»), Пономарева.
Чтение и анализ стихотворения – Батурина, Макович. «За темной прядью перелесий», «О красном вечере задумалась дорога».
Мир человека и мир природы в поэзии Есенина единый и неделимый. Отсюда половодье чувств и мудрость мысли, отсюда прозрение, нравственная высота есенинской лирики. Поэт осознает, что отстранение человека от природы, а тем более конфликт с ней приносит человеку непоправимый моральный урон и нравственный ущерб.
Выразительное чтение стихотворений «Закружилась листва золотая», «Я по первому снегу бреду»
С картинами природы неразрывно связан у Есенина образ Родины, России, Руси.
«О край дождей и непогоды», «Покраснела рябина, посинела вода».
Немаловажную роль для выражения состояния души лирического героя в стихах Есенина, его настроения играет цвет.
Давайте попробуем пронаблюдать за цветовой гаммой стихотворений Есенина.
Участники занятия выразительно читают стихотворения, находят эпитеты цвета, выбирают соответствующий цветной листок, крепят на импровизированное деревце, делают вывод о цветовой палитре стихов Есенина.
Стихи Есенина необычайно музыкальны. Наверняка вы знаете песни на его стихи. Давайте послушаем одну из них.
Прослушивание аудиозаписи.
3. Практическая работа.
Работа в группах.
Каждая группа выбирает одно-два стихотворения для выразительного чтения, составляет партитуру чтения стиха, определяя длинные и короткие паузы, ударения, понижение и повышение голоса, темп. Затем определяют внутри группы лучшего чтеца – одного или двух, выбранные участники читают подготовленные стихотворения. Чтение оценивается по 10-бальной системе.
Из всех предложенных стихов выбираются те, которые войдут в литературную композицию «Заметался пожар голубой».
4. Рефлексия.
Слово преподавателя.
- Какие стихи Есенина захотелось выучить наизусть?
- Что хотите узнать о жизни поэта?
- Какие стихи, услышанные сегодня, запомнились?
- Что вы узнали о поэте из его стихов?
- Один поэт сказал: «Я пишу не для современников, меня будут читать через 100 лет.» Как вы думаете, кто так сказал? Почему?
Стихотворение «Несказанное, синее, нежное», читает преподаватель.
Спасибо за работу.
Литература.
Есенин С. А. Собрание сочинений: в 2 т. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма. Сост. и коммент. Ю. Л. Прокушева. – М.: Сов. Россия: Современник,1991.-384 с.
Музей Есенина в книге. Составитель А. Базавлук. Москва. АО «Конкорд – Пресс». Издательство АО «Х.Г.С.», 1995.
Оборудование.
Книжная выставка «Заметался пожар голубой».
Аудиозаписи песен на стихи С. Есенина.
Компьютер (презентация по творчеству С.Есенина).