Русский язык 3 класс Урок №72 22.12.2015 Учебник: В.П.Канакина В.Г.Горецкий «Русский язык» Школа Россиии ТЕМА: Правописание приставок и предлогов
Русский язык 3 класс
Урок №72 22.12.2015
Учебник: В.П.Канакина В.Г.Горецкий«Русский язык» Школа РоссиииТЕМА: Правописание приставок и предлогов
Тип урока: Урок введения и усвоения новых знаний
Разработала и провела урок Сазонова Тамара Викторовна, учитель начальных классов,
МБОУ«Сакская средняя школа №1
им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»
города Саки Республики Крым
22.12.2015
Русский язык №72 3 класс 22.12
ТЕМА: Правописание приставок и предлогов
Тип урока: Урок введения и усвоения новых знаний
Цели: добиваться осознанного усвоения новых знаний и формирование практических умений, научить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать, продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету русского языка; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.
Предметные результаты Знание: научатся писать слова с предлогами и приставками
Умение: отличить приставку от предлога, выбор подходящих по смыслу предлогов
Навык: написание приставок и предлогов, их значение
Метапредметные результаты УУД: Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.
Личностные результаты(не оцениваются): Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Основные виды деятельности: Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании.
Планируемые результаты (предметные) Элементы содержания: Уточнить представление учащихся о приставке и предлоге, их роли в слове (для приставок), в словосочетании и в предложении (для предлогов)
Понятие: Приставка, предлог
Формы работы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Вид контроля: текущий
Ход урока:
1.Организационный момент
Открываем тетради. (следим за посадкой при письме) Записываем число, классная работа, тему урока.
На прошлом уроке мы изучали тему….
Правописание приставок и _____________
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний
Каллиграфическая минутка
О по от об о под во до со Что написано? (предлоги и приставки)
Что лишнее? Почему? -Как вы думаете, что записано? (Приставки. Предлоги)-Так что же это приставки или предлоги?
-Почему у нас возникло затруднение?
(Есть такие приставки. Есть такие предлоги. Произносятся и пишутся одинаково). ПО- это только приставка???? Или побежали по улице
Где приставка ? Где предлог?
Кто бы нам понять помог!
При помощи ключей-вопросов Что?Для чего?Как пишется?Чем проверяем? «как» и «отличие» сформулируйте вопросы, на которые мы будем сегодня на уроке искать ответы.
- Что должны мы узнать к концу нашего занятия?
Цель: различать приставки и предлоги; писать правильно слова с приставками и предлогами.
-Исходя из поставленных задач, попробуйте сформулировать тему урока.
Правописание приставок и предлогов тема????
Что?
Для чего?
Как пишется?
Чем проверяем?
Как отличить приставку от предлога? - Где мы можем узнать это? (в учебнике, в справочнике, в Интернете, у учителя, разобраться самим)
- А интереснее открыть новое знание каким образом?
- Да, интереснее разобраться самим.
- Составим план выхода из затруднения?
1. Понаблюдать
2. Сравнить
3. Обобщить, сделать выводы
3. Первичное усвоение новых знаний
1.Словарно-орфографическая работа
- Какое задание вам предстоит выполнить? (списать, раскрыть скобки)
Cначала давайте проверим прочность уже полученных знаний.
(за)йти (за)другом зайти за (каким?)лучшим другом
(на)писать (на)доске
(до)бежать (до)школы
(вы)лепить (из)снега
(по)бежал (по)дороге
(про)читал (про)завод
(под)полз (под)машину
(на)кричал (на)собаку
- Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова? -Прочитайте слова. Что вы заметили ? (В одном случае глаголы с приставками, в другом существительные с предлогами.)
_ Можно разделить на словарные слова и не словарные
_На глаголы и существительные
_ На слова с приставками и слова с предлогами
Беседа:
- Назовите слова с приставками? ( (по)бежал, (про)читал , (про)читал, (под)полз, (на)кричал )
- Докажите, обоснуйте свой ответ. (Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)
-Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
- Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно)
- Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)
-Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами (до города, по дороге, про вокзал, под вагон, на собаку)
- Докажите, обоснуйте свой ответ (Это существительные, между предлогом существительным можно вставить вопрос или другое слово)
- Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении)
- Как пишутся предлоги с другими словами (Предлог с другими словами пишется отдельно)
-Молодцы. Но как же нам доказать, что это предлоги, ведь стоят скобки? Как нам их отделить от слова?
-Предлагаю вам побывать в роли исследователей.
-Может кто-нибудь из вас может предложить способ, как это сделать.
(Если не знаете, попробуйте между предлогом и словом поставить ? или другое слово).
(Работа на доске со вторым столбиком слов)
- Какой вывод мы можем сделать? ( Между предлогом и словом можно поставить? или другое слово).
-А между приставкой и словом можно вставить? или другое слово? (Нет, приставка - часть слова) -И, действительно, ребята, в переводе с греческого языка слово «предлог» означает «калька»- т.е. стоящий «перед словом». Всего около 200 предлогов, они занимают 4 место по частоте употребления.
- Ребята посмотрите внимательно на словосочетания. Какие ещё орфограммы «спрятались» в словах . (безударная гласная в корне слова; правописание приставок по, на, под, до ,про; словарные слова )
-А как написать такие слова без ошибок? (гласную в приставке надо запомнить, а безударную гласную в корне надо проверить, подобрав однокоренное слово с ударением на эту гласную)
- Спишите словосочетания.
- Подчеркните предлоги и выделите приставку ( Взаимопроверка )
Находят сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок2.упр 257 Образуют словосочетания, выявляют роль предлогов и приставок. (с.131) Работа в парах.(помогаем вопросами) Самостоятельно читают задание. Разобрать 1 пример. Распределить роли кто будет читать задание( глагол с вопросом), а кто комментировать. Выполнить только 1 столбик.
- Прочитайте. Какие словосочетания можно составить?
-Выполните задания.
-Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.
-Назовите приставки и предлоги.
-Сравните приставки и предлоги в каждом словосочетании. Что вы заметили?
- Какую роль играет приставка в слове? (придаёт слову новое значение).
- Какую роль играет предлог? (Служит для связи слов).
-Вы уже самостоятельно сделали два вывода.
- Давайте проверим, хорошо ли вы поработали исследователями. Куда обратимся, чтобы проверить правильность своих выводов?
Сравним наши выводы со сведениями о русском языке в учебнике. С.132-Чтобы лучше запомнить, расскажите правила друг другу. (Работа в парах).
Составить предложение наклеил(а) на___________(урок технологии)
Физминутка - Предлагаю отдохнуть и закрепить новые знания.
- Я читаю стихотворение, если вы слышите слово с предлогом – соединяем ладоши, если слово с приставкой – разъединяем.
Под пенечком на горе ёж всю зиму спал в норе.
Вдруг почуял: в норку с горки натекает под иголки.
Встал. Немножко позевал. Гриб сушеный пожевал.
И пошел с горы шажком на свидание с дружком.
4.Первичная проверка понимания
1. на доске- Какое задание вам предстоит выполнить?
Осень (на)сыпала (на)дорожки (на)рядные листья.-2приставки,1предлог
ряд -- корень слова (ряд-иться, ряж-еный, на-ряд-ный);
2.Работа в паре(карточки) - Какое задание вам предстоит выполнить?
Сколько приставок в словах и предлогов в тексте? Выделите в словах приставки , подчеркните предлоги.
(По)дула зима холодом, (со)рвала листья (с)лесов и (раз)метала их (по)дорогам. (По)кричали и (по)летели птицы (в)тёплые страны. (по К.Ушинскому)
__________приставок _______________предлогов
6.Информация о домашнем задании,инструктаж по его выполнению
Упр.259 Кто на «5» - составить предложения
5.Первичное закрепление
1. Упр.258 Запись на доске
Поговорка За ушко да на солнышко!-2 предлога
Смысл Уличить, вывести кого-либо на чистую воду-(невежа- невоспитанный человек)
Слово ухо входит в большое число фразеологизмов.( это устойчивые сочетания слов)
« За ушко да на солнышко !» – говорят, когда выводят кого-то на чистую воду, уличают во лжи или в неблаговидном поступке.да-союз
Слушать во все уши! – значит слушать внимательно.
Держать ушки на макушке, держать ухо востро́ – быть особенно внимательным.
пропустить мимо ушей
Физминутка(сидим ровно,приподнимаемся или лежим на парте)
Когда человек сильно смущён, говорят, что он покраснел до ушей.
Прожужжать кому-то уши — надоесть своими разговорами.
Не верить своим ушам — сильно удивляться, изумляться, поражаться услышанному (обычно чему-либо неожиданномумузыкальный слух у него напрочь отсутствует, говорят: ему медведь на ухо наступил.
2.Индивидуальная работа Самостоятельная работа. А теперь самое ответственное задание, которое покажет, достиг ли каждый из вас цели урока. Внимательно прочитайте задание и выберите то задание, которое вы можете сделать самостоятельно.
– На карточках записаны 3 задания, подумайте, с каким заданием вы смогли бы справиться, и выполните его.
1. Списать. Выделить в словах приставки, подчеркнуть предлоги.
Лодка отплыла от берега. Мальчик нашел на дороге монетку. Солнце зашло за тучу. Всадник слез с коня. По дорожкам сада побежали ручейки.
2. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки. Подчеркните предлоги.
(В)бежал (в)норку, (с)бросил (с)крыши, (за)шло (за) тучу, (по)ехали (по) дороге, (во)шел (во) двор, (под)прыгнул (под)потолок.
3. Списать, подставляя подходящие по смыслу приставки и предлоги. . Выделите приставки. Подчеркните предлоги
…горы ..бежал поток проворный.(с)
Катер …плыл …берега. (от)
Солнце …шло .. .тучу.(за)
…берегу ребятишки ..брали красивых камней(на)
Проверяем, все задания выполняем в карточке.
7.Рефлексия.Подведение итогов занятия
С чего мы начали урок ???побежали по улице
Давайте проверим себя, выполнив задания экспресс-опроса.
Предлог – это служебная часть речи.
По улице – по- это приставка.
Между предлогом и следующим словом можно вставить другое
слово.
Приставка – это часть речи.
Побежали – по – это приставка.
Предлог служит для образования новых слов.
Приставка пишется слитно со словом.
- Поменялись тетрадями. Проверьте.
Доска
1 2 3 4 5 6 7
+ - + - + - +
- Встаньте те, у кого не было ошибок. Молодцы!
- Как отличить предлог от приставки?
-Какие знания предшествующих уроков нам сегодня пригодились?
Сигнальные карточки
Что?
Для чего?
Как пишется?
Чем проверяем?