Развивающее занятие с элементами тренинга, проводимое в адаптационный период Учимся жить дружно
Развивающее занятие с элементами тренинга
для учащихся 5-ых классов, проводимое в адаптационный период
Педагог-психолог: Андрейченко Наталья Сергеевна.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Киренска»
Тема занятия: Учимся жить дружно.
Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей к группе, сплочение коллектива.
Задачи:
Образовательная задача: познакомить детей с различными способами коммуникации с окружающими людьми, учить детей находить в людях положительные черты характера, понимать свое и чужое эмоциональное состояние.
Развивающая задача: развивать способность к эмпатии, формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, формировать позитивное отношение к сверстникам, уверенность в себе, повышать социальный статус каждого ребенка в классе.
Воспитательная задача: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать нравственные качества учащихся, ценность дружеских отношений.
Методы:
Игровой.
Элементы социально-психологического тренинга.
Элементы групповой дискуссии.
Релаксационный.
Предварительная работа: детям заранее раздаются слова приветствия и прощания, одному ученику четверостишие, в кабинете убраны парты, стулья стоят полукругом.
Оборудование: «волшебная коробочка» с разрезными предметными картинками, толковый словарь Ожегова, листочки со словами для ролевого моделирования, сигнальные карточки красного и зеленого цвета по количеству учащихся, спокойная музыка.
Ход занятия
Приветствие «Здравствуй друг!»
Дети стоят в кругу, педагог-психолог достает «волшебную коробочку» и прости детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
Упражнение «Настроение в кармашке»
Дети сидят полукругом. Один ребенок выходит и произносит слова:
Утром рано поутру
В субботу в школу я иду.
И в кармашке я собой
Настроение несу.
Далее ребенок изображает мимикой и позой сове настроение. Дети отгадывают настроение ребенка, а затем хором произносят:
Из кармашка ты достал
Настроение свое.
Только где ты его взял,
Нам теперь не все равно!
Ребенок после этих слов говорит о том, почему у него сегодня такое настроение.
Мини-дискуссия
- Ребята, как вы думаете, почему у нас у всех разное настроение? А бывает так, чтоб настроение у всех одинаковое? Влияет ли настроение на поведение человека? Может ли это повлиять на дружбу?
Упражнение «Аукцион»
- А сейчас внимание объявляется аукцион. Кто больше назовет способов, помогающих справиться с плохим настроением.
- Итак, с настроением плохим мы справились и наша дружба сохранилась. А нужна ли дружба людям? Что такое дружба? Давайте обратимся к словарю Ожегова.
Зачитывает ученик: дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Мы сегодня с вами на занятии поговорим о дружбе. О том, как научиться дружить и сберечь дружбу. Узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях.
Ролевое моделирование.
- Мы не будем скрывать, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении.
(Инсценировка стихотворения два ученика выходят к доске, получают листочки со словами)
Кто кого обидел первым?Он меня!Нет, он меня!Кто кого ударил первым?Он меня!Нет, он меня!Вы же раньше так дружили!Я дружил!И я дружил!Что же вы не поделили?Я забыл!И я забыл!
- Из-за чего поссорились два друга?
- Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом? (Ответы детей)
Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!
Ученик читает стихотворение
Дружба – главное чудо всегда,Сто открытий для всех нас таящее,И любая беда – не беда,Если рядом друзья настоящие!
- Я вам предлагаю познакомиться правилами дружбы (записываются на доске).
1. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу.
2. Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книгами, играми.
3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.
4. Не ссорься с одноклассниками, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправится.
- Предлагаю вам, ребята, немного отдохнуть и поиграть.
Игра «Сороконожка».
Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего, закрывают глаза, кроме водящего. По команде «сороконожка» начинает двигаться вперед, преодолевая различные препятствия (можно поставить стулья, скамейку). Основная задача учащихся – преодолеть все препятствия и дойти до финиша не разорвав цепочку.
Тренинг по определению положительных качеств
- А сейчас обратите внимание, у вас на столах сигнальные карточки красного и зеленого цветов. Я буду вам называть вам качества, свойственные дружеским отношениям, и качества, несвойственные дружеским отношениям. А вы будете подымать сигнальные карточки.
Карточка зеленого цвета - это положительный ответ, т.е. согласие.
Карточка красного цвета - это отрицательный ответ, т.е. несогласие.
Добрый
Отзывчивый
Черствый
Искренний
Враждебный
Рассудительный
Лживый
Ласковый
Любознательный
Общительный.
- Да, ребята, вы очень внимательны! Действительно, чтобы рядом с вами были настоящие друзья, вы должны учиться овладевать всеми этими качествами.
Игра «Волшебный стул»
На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садиться, «высвечиваются» и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза; называют качества; дают поведенческие характеристики; говорят о внешних достоинствах.
Релаксация «Тихое озеро»
Звучит спокойная, расслабляющая музыка.
- Сейчас я вас попрошу всех лечь на ковер, закрыть глаза и слушать меня. «Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны, солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными, счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете
А теперь открывает глаза. Мы снова в нашем классе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
Рефлексия.
- Что вам сегодня больше всего понравилось?
- Какое у вас сейчас настроение?
- Чему вы научились сегодня? Что нового узнали о своих товарищах?
Ритуал прощания «До свидания, милый друг!»
Дети снова встают в пары с тем, с кем они здоровались в начале занятия и прощаются:
До свидания, милый друг!
Очень рада (рад я) встрече!
Может, встретимся еще?
Давай же как-то вечером!