Урок-игра по биологии «Земноводные и пресмыкающиеся животные»
Урок-игра по биологии
Тема: «Земноводные и пресмыкающиеся животные» Класс: 7
Учитель: Моисеева Л.А. Продолжительность урока: 40 мин.
Тип урока: урок - игра
Цель урока: обеспечить повторение учащимися знаний о строении и основных процессов жизнедеятельности Рептилий и Амфибий.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, центр, диски с записями голосов земноводных, фильмы “Амфибии – кто они?” “Многообразие пресмыкающихся”. Распечатанный дидактический материал: задания командам суждения, утверждения, кроссворды. Оформление доски: название биологической игры “Удивительный мир Рептилий и Амфибий”, перечисление названий геймов в определенном порядке.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока. В беседе с учащимися формулирует задачи урока и примерный план урока.
Учитель: Около 300 млн. лет назад на суше появились древние земноводные, которые произошли от древних кистеперых рыб со своеобразным строением парных конечностей. Именно земноводные были первыми хордовыми животными, у которых появились ноги, и они смогли выйти на сушу. Жизнь на суше вызвала у этих животных целый ряд изменений в строении и приспособлениях к среде обитания. Появилось среднее ухо, но почти у всех земноводных размножение связано с водой.
В Сорбонне во всемирно известном Парижском университете поставлен памятник лягушке, которая пострадала от науки, особенно от медицины. Сорок лет назад был поставлен памятник лягушки в Токио, на средства, собранные студентами. Современные Рептилии представляют лишь остатки богатого и разнообразного мира Рептилий, населявших Землю в Мезозойскую эру. В современном мире насчитывается 6 тысяч видов пресмыкающихся. Это холоднокровные животные, они наиболее многочисленны в тропиках и субтропиках, немного видов встречается в умеренном климате и, совсем их нет за полярным кругом. Герб всех медиков – это чаша добра и милосердия обвитая змеей. Змея – это символ мудрости врачей, которая отдает свой яд для лечения больных людей.
В игру вступают две команды: “Рептилии” и “Амфибии”. В каждой команде собрались самые находчивые и смелые, любители живой природы, знатоки животного мира Рептилий и Амфибий. Именно поэтому будут веселые и остроумные ответы.
Гейм 1. Разминка
Об Амфибиях и Рептилиях сложены разные басни и сказки. Какие сказки вы знаете, где героями являются эти животные? Команды отвечают по очереди, за каждый ответ команда получает очко. (царевна – лягушка, лягушка – путешественница, Дюймовочка, черепаха – Тортилла из Золотого ключика, мудрый удав Боа из сказки “Маугли”, птичка Тарри и крокодил, у которого болели зубы и т.д.)
Могут ли представители Амфибий и Рептилий предсказывать погоду? Лягушка квакает – дождь зовет. Жабы в нору спрятались на теплую погоду. Жабы днем на дорожку сада выходят – перед дождем. Крокодил из воды выходит на сушу – к холодной погоде. Змеи прячутся в норы – к похолоданию.
Какую роль играют Амфибии в природе и жизни человека?
(уничтожают вредных насекомых, являются пищей для птиц и мелких водных млекопитающих животных, в некоторых странах, например в Китае и Франции человек употребляет в пищу мясо Амфибий.)
Какую роль играют Рептилии в природе и жизни человека? (ящерицы истребляют вредных насекомых, змеиный яд используется как обезболивающее и кровесвертывающее средство, кожа крокодилов используется для изготовления портфелей, сумок, ремней, мясо и яйца черепах человек использует в пищу, мелкие рептилии являются пищей для более крупных животных, из панциря черепах изготавливают гребни, панцири черепах используют для декорации цветочных клумб)
Гейм 2. Умники
Учитель предлагает напечатанные на листе 15 суждений из них необходимо выбрать пять правильных. Одновременно болельщики каждой команды тоже выбирают уже другие правильные утверждения и приносят своим командам дополнительные очки.
Земноводные: 4.5.7.9.11.
Пресмыкающиеся: 3.8.11.13.15.
Учитель: участники команд показали неплохие знания по зоологии, но появился лидер, команда у которой больше очков. Поэтому следующий гейм называется Догонялки.
Гейм 3. Догонялки
От каких животных произошли Амфибии? (От древних кистеперых рыб.)
От каких животных произошли Рептилии? (От древних Земноводных стегоцефалов.)
На голове большинства бесхвостых Земноводньих имеются барабанные перепонки, каково значение этих органов? (Орган слуха.)
У земноводных отсутствует грудная клетка, каким образом у них происходит вдох? (Опускается дно ротовой полости, воздух всасывается в нее через ноздри; затем ноздри замыкаются клапанами, а дно рта поднимается к небу, воздух выталкивая в легкие через гортань. В воде земноводные дышат тонкой нежной кожей.)
Как называется старый роговой покров змей, который она теряет при линьке? (Выползок.)
Как можно определить возраст черепахи? (По числу полос на роговых пластинках.)
Как оказать первую доврачебную помощь при укусе ядовитой змеей? (Наложение шины, спокойное положение поврежденного органа, обильное теплое питье, введение препарата противозмеиной сыворотки.)
Тело земноводных холодное и мокрое, а тело пресмыкающихся имеет сухую кожу, с чем это связано? (Кожные железы земноводных постоянно выделяют на тонкую кожу слизь и тем самым защищают от высыхания, а кожа пресмыкающихся сухая, защищена роговыми чешуйками или щитками.)
Гейм 4. Разгадывание кроссвордов
Учитель предлагает каждой команде подготовленные кроссворды на отдельных листах. (1 – жаба, 2 – саламандра, 3 – тритон, 4 – лягушка, 5 – игуана, 6 – хамелеон,7 – варан.) Пока команды отгадывают кроссворды, звучат голоса Земноводных.
Гейм 5. Гонка за лидером
Учитель по очереди задает вопросы обеим командам.
На какие отделы поделено тело Амфибий? (Голова, туловище, конечности.)
Сколько позвонков находится в шейном отделе у Пресмыкающихся? (7–10.)
Сколько камер имеет сердце Амфибий? (Три: два предсердия и один желудочек.).
Чем отличается сердце Земноводного от сердца Пресмыкающегося животного? (В желудочке сердца Пресмыкающихся есть частичная перегородка.)
Назовите отделы передней конечности земноводного? (Плечо, предплечье, кисть.)
Какое строение имеет кисть? (Запястье, пястье, фаланги.)
Назовите отделы задней конечности Пресмыкающегося? (Бедро, голень, стопа.)
Какое строение имеет стопа? (Предплюсна, плюсна, фаланги.)
Назовите отделы головного мозга Амфибий? (Передний, промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый мозг.)
Почему Земноводные животные откладывают икру близко к берегу? (Теплее вода, быстрее развивается зародыш.)
Головастики у земноводных похожи на рыб, какие общие черты у головастиков и рыб? (Хорда, жабры, боковая линия, хвостовой плавник, 2-камерное сердце.)
Почему Земноводные в холодное время года впадают в спячку? (Холоднокровные животные, замедлен обмен веществ.)
Какая кровь находится в желудочке сердца земноводного? (Смешанная.)
Куда впадают протоки печени и поджелудочной железы у Пресмыкающихся? (12-перстную кишку.)
Гейм 6. Зоошутка
Учитель раздает командам рисунки с шуточным животным, необходимо определить каким животным принадлежит каждый отдел тела.
Земноводное: голова жабы, туловище и задние конечности травяной лягушки, передние лапы квакши, окраска тела озерной лягушки, хвост тритона.
Пресмыкающееся: голова черепахи, туловище ящерицы, лапы крокодила, хвост гремучей змеи, окраска гадюки.
Пока команды обсуждают шуточное животное, болельщики приносят своим командам дополнительные очки.
Задание для болельщиков:Болельщики разных команд на разных листках бумаги пишут название разных видов Земноводных и Пресмыкающихся. Кто больше напишет животных, тот и принес дополнительное очко команде.
Гейм 7. Пятый лишний
Жерлянка, жаба, тритон, саламандра, веретеница. (Веретеница – рептилия, а остальные земноводные.)
Уж, аллигатор, ящерица, квакша, варан. (Квакша – земноводное, а остальные пресмыкающиеся.)
Жерлянка, квакша, лягушка, жаба, тритон. (Тритон – хвостатое земноводное, а остальные бесхвостые.)
Гадюка, уж, хамелеон, кобра, полоз. (Хамелеон – ящерица, а остальные змеи.)
Гейм 8. Финишная прямая
Назвать отряды Земноводных животных. (Хвостатые, Бесхвостые, Червяги.)
Назвать отряды Пресмыкающихся животных. (Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы.)
Какой из видов ящериц утратил свои конечности и внешне похож на змею? (Веретеница.)
Какие пресмыкающиеся способны к рефлекторному отбрасыванию хвоста? (Ящерицы.)
Какой отряд образован безногими Земноводными животными? (Червяги.)
Каким способом происходит оплодотворение и развитие у Пресмыкающихся животных? (Внутреннее оплодотворение и наружное развитие зародыша.)
В каких водоемах возможна жизнь Земноводных и почему? (Пресноводных, кожное дыхание.)
Передние или задние конечности раньше развиваются у головастиков? (Передние.)
Причины вымирания динозавров? (Изменение климата, похолодание.)
Известно, что ядовитых змей специально разводят в неволе с целью получения змеиного яда, как называются змеиные питомники? (Серпентарии.)
Где находится яд у ядовитых змей? (В ядовитых железах яд стекает по продольным бороздкам ядовитого зуба.)
Где зимуют прудовые лягушки? (На дне водоемов.)
Где зимуют тритоны и саламандры? (На суше в ямах, норах, или под трухлявыми пнями.)
Как называется самая крупная ящерица? (Комодский варан. В начале ХХ века на малых Зондских островах был открыт новый вид варана, который получил название от острова Комодо. Это крупнейшая ящерица из существующих ныне; ее длина достигает 4м, окраска серо-черная. Натуралисты утверждают, что комондорский варан совершенно глух, а челюсти его, подобно змеиным могут широко раскрываться; язык раздвоен и достигает до 50 см. Вараны хорошо плавают, извиваясь как змеи, и ныряют под воду на 2–3 минуты.)
Могут ли ящерицы летать? (Ящерица “летучий дракон” живет на деревьях и, охотясь за летающими насекомыми, перелетает с дерева на дерево, планируя с помощью больших кожных выростов, расположенных по бокам тела.)
Чем объясняется пристальный немигающий взгляд змеи? (Глаза змеи неподвижны, видят только движущие предметы и лишены век (веки преобразованы в прозрачную оболочку, защищающие глаза от попадания пыли и песка) Поэтому взгляд змеи кажется пристальным и немигающим, что производит неприятное впечатление. Считают, что змеиный взгляд гипнотизирует мелких животных.)
Где можно увидеть танцы змей? (На улицах индийских городов факиры показывают танцы кобр. Под дребезжащие звуки дудок серые, с коричневыми разводами на спине ядовитые змеи, подняв головы на полметра от земли, танцуют в такт музыки, все разом в одном и том же направлении изгибаются, словно демонстрируя гибкость и изящество движений своего тела; потом, начинают раздувать шеи, сильно растопыривал передние ребра, и стройное тело ниже головы превращается в широкое блюдце, на котором четко вырисовываются два черных круга, отсюда и название кобры – очковая змея. Как только музыка стихает, змеи начинают шипеть и бросаются на темно коричневые сухие руки факиров. Змеи расположены к музыкальным звукам и, особенно, к некоторой частоте высоких тонов. Факиры стараются найти и воспроизвести эти магические для змей звуки.)
Может ли питон заменить сторожевую собаку? (Хорошо приживаются у человека и поддаются дрессировке питоны 6- метровой длины и веса 140 кг! В г. Сиднее (Австралия) многие хозяева магазинов вместо сторожевых собак держат дрессированных змей, которые успешно несут сторожевую службу. .)
Как предохранить место ночлега в лесу или в степи от возможного нападения змей? (В лесу место ночлега следует окружить ветвями ели, сосны и других хвойных пород деревьев. В степи или пустыне место ночлега надо окружить нитями из овечьей шерсти. Змеи боятся овец, и даже овечий запах пугает их.)
Как велики могут быть черепахи? (Кожистая морская черепаха достигает длины около 2м и веса около 400 кг. На атлантическом побережье Франции были пойманы гигантские черепахи: одна имела щит длиной около 2.5м и вес 480 кг. Ученые определили возраст – около 400 лет. Слоновая черепаха, привезенная с Галапагосских островов, прожила в неволе 152 года.)
Заключение
Учитель: мы относимся к животным свысока, полагая, что судьба их достойна сожаления. Ведь по сравнению с нами, они весьма не совершенны. Но мы заблуждаемся, жестоко заблуждаемся. Ибо нельзя к животным подходить с человеческой меркой. Их мир старше нашего и совершеннее, а сами они – существа более законченные и совершенные, чем мы с вами. Они сохранили многие из чувств, которые человек растерял, и живут, прислушиваясь к голосам недоступным нашему слуху. Животные – не меньшие наши братья и не бедные родственники, они иные народы, которые вместе с нами угодившие в сеть жизни, в сеть времени, такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий. Генри Бестон (Англия)
Подведение итогов.
Просмотр видеофильма о Рептилиях и Амфибиях.
Выводы. Рефлексия.