Открытый урок по инженерной графики на тему: Чтение сборочного чертежа
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Утверждаю
Зам. директора по УМР
__________С.В. Боровик
. «____»___________2015г.
ОП.01. Инженерная графика
Тема урока: Чтение сборочного чертежа
Тип методического пособия: Методическая разработка открытого урока
Специальность: 26.02.04. Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов
Николаевск – на - Амуре
2015
Обсуждено на заседании предметно цикловой комиссии 28 марта 2015года.
Тема: Чтение сборочного чертежа, тип методического пособия: Методическая разработка открытого урока, автор: Полканова С.В. – преподаватель спецдисциплин
Аннотация
В данной методической разработке представлено содержание открытого урока, по теме: Чтение сборочного чертежа.
Материал урока может быть использован преподавателями и мастерами профессионального цикла.
План урока
Тип урока: практическое занятие
Дата проведения 24.04.15
Курс -2
Группа Мо-25-С
Тема программы – 1.12. Сборочный чертёж.
Тема урока - Чтение сборочных чертежей.
Цель: активизация познавательной деятельности на уроке в процессе работы над сборочным чертежом.
Задачи урока:
1. обучающая:
- формирование и развитие профессиональных компетенций: умение читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности; знание правил чтения конструкторской и технологической документации; требований государственных стандартов Единой системы конструкторской документации.
ПК 2.5. Анализировать технологичность конструкции спроектированного узла применительно к конкретным условиям производства и эксплуатации.
2. развивающая:
- развитие умений работать с технической документацией; умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать связь теории с практикой.
3. воспитательная
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Тип занятия: изучение нового материала
Перечень выполняемых работ:
1.Чтение сборочного чертежа – 74.27.635.000.00.СБ «Тумбочка»
Материально-техническое оснащение урока:
Конспект преподавателя
Конспекты предыдущих уроков обучающихся
3. Сборочный чертёж 74.27.635.000.00.СБ «Тумбочка» - как раздаточный материал
4. Учебник Инженерная графика
5. Рекомендации по чтению сборочного чертежа.
Литература:
1. Бродский А.М., Фазлулин Э.М., Халдинов В.А., «Инженерная графика», М.: ИЦ Академия, 2013, 400с.
ХОД УРОКА
1.Организационная часть - 3-5 мин
- проверка присутствующих на занятии
- осмотр готовности обучающихся к уроку
2. Сообщение нового материала (учебник стр. 355)
3. Закрепление новой темы (пример чтения чертежа).
4. Выдача домашнего задания.
Запишите тему урока «Чтение сборочного чертежа».
Исходя из цели урока (которая была озвучена), какие задачи вы для себя можете сформулировать?
- научиться читать сборочные чертежи;
- анализировать технологичность конструкции;
- научиться работать с чертежом (анализировать, сравнивать, делать выводы);
- осуществлять поиск информации, и использовать её для решения профессиональных задач;
- умение работать в коллективе.
Умение работать в коллективе (эту задачу можно иногда поставить на первое место). Начиная с мастера, который выдаёт задание, мы всё время сталкиваемся с людьми. Получение чертежей в архиве – архивариус; получение заготовок – работники склада; получение инструмента – работники инструментальных кладовых; работа в бригаде; сдача задания мастеру ОТК; предъявление работы Регистру РФ.
В современном производстве чертежу отводят особую роль. Чертеж - своеобразный графический язык. Этот язык интернационален. Он понятен любому технически грамотному человеку, независимо от того, на каком языке он говорит. Чертежи пересылают с завода на завод, из страны в страну. Человек любой специальности, если умеет читать чертежи, поймет их, изучит по ним устройство самой сложной машины. Поэтому, чтобы стать технически грамотным человеком, нужно хорошо знать черчение. Надо уметь читать чертежи для того, чтобы овладеть техникой, стать квалифицированным рабочим или инженером.
На прошедших уроках мы выполняли сборочный чертёж балансира и заполняли спецификацию к нему. Сейчас мы рассмотрим имеющиеся у вас чертежи, и каждый сможет попробовать прочитать имеющийся у него чертёж. Затем мы посмотрим, как вы поняли (прочитали) чертёж.
Назначение и содержание сборочного чертежа
Сборочный чертёж – это графический документ, содержащий изображение сборочной единицы и другие данные, необходимые для её сборки (изготовления) и контроля. По сборочным чертежам мы можем представить взаимосвязь деталей и способы их соединения.
Согласно ГОСТ 2.109-73 ЕСКД. Основные требования к чертежам – сборочный чертёж должен содержать определённую информацию:
-изображение сборочной единицы, дающие представление о расположении и взаимной связи составных частей и обеспечивающие возможность осуществлении сборки и контроля сборочной единицы. На сборочном чертеже допускается помещать дополнительные схематические изображения деталей и расположения составных частей изделия;
- размеры с предельными отклонениями, и параметры и требованиями, которые должны быть выполнены или проконтролированы по данному сборочному чертежу. Допускается в качестве справочных указывать размеры деталей и предельные отклонения, определяющие характер их сопряжения;
- указания о характере сопряжения разъёмных частей изделия и методах его осуществления, если точность сопряжения обеспечивается не заданными предельными отклонениями размеров, а подбором, пригонкой и т.д. на чертеже могут быть приведены указания о способе соединения неразъёмных частей;
- номера позиций составных частей, входящих в изделие;
- габаритный размеры изделия;
- установочные, присоединительные и другие необходимые справочные размеры;
- техническую характеристику и другие необходимые справочные размеры;
- техническую характеристику изделия (при необходимости);
- координаты центра масс (при необходимости).
Сборочный чертёж выполняется с упрощениями, установленными стандартами ЕСКД. Допускается не показывать на чертеже мелкие элементы типа фасок, скруглений, и т.д. при необходимости мелкие элементы размером не более 2 мм (типа пластин, отверстий и т.д.) изображают с увеличением, отступая от масштаба.
Позиционное обозначение и спецификация
Все составные части сборочной единицы на сборочных чертежах нумеруются в соответствии с номерами позиций, указанными в спецификации сборочной единицы, т.е. сначала заполняют спецификацию, а потом переносят номера позиций на сборочный чертёж изделия.
Номера позиций указывают на полках линий-выносок, которые выполняют тонкими линиями и заканчивают на изображении детали утолщением в форме точки. Номера позиции располагают параллельно основной надписи чертежа вне контура изображения и по возможности их группируют в строчку или в колонку по одной линии. Линии-выноски отводят от тех изображений, на которых данная составная часть проецируется как видимая, отдавая при этом предпочтение основным видам или разрезам, размещённым на их месте.
Номера позиций на чертеже проставляются, как правила, только один раз. Размер шрифта, которым выполняются номера позиций, должен быть на один-два номера больше размера шрифта, принятого для размерных чисел на данном чертеже. Линии выноски по возможности не должны быть параллельными линиям штриховки разрезов и сечений и не должны пересекаться между собой.
В соответствии с ГОСТ 2.106 - 96 ЕСКД. Текстовые документы. Документом, определяющим состав сборочной единицы, комплекта и комплекса, является спецификация. Для любого сборочного чертежа спецификация является обязательным документом, который составляют на каждую сборочную единицу на отдельных листах бумаги формата А4. Спецификация, определяя состав изделия, необходима для его изготовления и для комплектования конструкторских документов.
Спецификация состоит из разделов, которые необходимо располагать в определённой последовательности: документация, комплексы, сборочные единицы, материалы, комплекты.
Размеры на сборочном чертеже
На сборочном чертеже проставляются следующие размеры:
- габаритные, характеризуют высоту, длину и ширину изделия или его наименьший диаметр.
– установочные и присоединительные – определяют положение и размеры элементов, по которым изделие устанавливают на месте монтажа или присоединяют друг к другому изделию. При указании этих размеров должна быть нанесены координаты расположения и размеры с предельными отклонениями элементов, служащих для соединения с сопрягаемым изделием.
- монтажные – указывают на взаимосвязь деталей и их взаимное расположение в сборочном чертеже.
- эксплуатационные – указывают на расчётную и конструкторскую характеристику изделия.
На сборочном чертеже указывают размеры отверстий под болты, винты, штифты, если эти отверстия выполняют в процессе сборки.
Рекомендуемая последовательность чтения сборочного чертежа
1.Установить назначение и принцип работы изделия.
2. Выявить какие изображения представлены на чертеже, прочитать технические требования и другие надписи.
3. Прочитать спецификацию, одновременно отыскивая на чертеже все изображения указанных деталей, определяя их форму, размеры и число.
4. Уточнить геометрические формы деталей, используя проекционную связь на разных изображениях.
5. Уточнить способы соединения отдельных сопряженных деталей (резьба, сварка, пайка, развальцовка и т.д.).
6. Прочитать указанные размеры, предельные отклонения, посадки.
7. Уточнить технические требования, которым должно удовлетворять собранное изделие, и как эти технические требования выполнить.
8. Установить порядок разборки и сборки составных частей и изделия в целом.
Последовательность чтения чертежа общего вида
В процессе чтения необходимо выяснить: назначение изделия и принцип его работы, характер взаимодействия деталей в эксплуатации, способы соединения деталей между собой, геометрическую форму деталей.
По основной надписи определить наименование, примерное назначение изделия и масштаб изображения.
По спецификации установить число деталей, входящих в изделие и название каждой из них.
По изображению, выяснить какие виды, разрезы и сечения выполнены на чертеже и назначение каждого из них.
Изучить технические требования и размеры, нанесённые на чертеже (габаритные, монтажные, установочные и другие).
Установить способы соединения деталей между собой и их взаимодействие.
Последовательно выяснить геометрические формы и размеры каждой детали, входящей в изделие (определить конструкцию детали).
Мысленно представить внешние и внутренние формы изделия в целом и разобраться в его работе.
Определить порядок разборки и сборки изделия (демонтаж изделия).
Усвоение новых знаний и способов действий
Прочитать сборочный чертеж – значит представить устройство (приспособление) и принцип его работы.
В качестве примере рассмотрим чертёж 74.27.635.000.00.СБ – Тумбочка. Её можно отнести к оборудованию цеха (можно охарактеризовать как стеллаж для хранения инструмента).
Пример чтения чертежа
Изделие называется «тумбочка». Это название записано в соответствующей графе основной надписи.
Тумбочка предназначена для хранения инструмента и рабочих чертежей.
На чертеже дан общий вид тумбочки, и вид слева (что соответствует правилам расположения основных видов изделия, ГОСТ 2. 305-68). На этих видах мы видим габаритные размеры.
Видим разрезы по А-А, Б-Б, Е-Е и Г-Г, которые дают нам представление о способе соединения между собой стоек тумбочки (поз. 1,2) (которые образуют жёсткий каркас). Профиль стоек – прямоугольник.
На стойках расположены угольники (поз. 17, 18, 19), по которым будут двигаться ящики (поз. 4, 5, 6).
Вся конструкция опирается на поз. 22 – опора, которую мы можем найти в спецификации в разделе «детали».
Также мы можем прочитать технические требования, которые согласно ГОСТа располагаются над основной надписью.
Антифрикционная смазка, для смазывания механизмов работающих при температуре – 50 +90 0С ГОСТ 8773-73.
ГОСТ 14771- сварка дуговая в защитном газе.
В основной надписи видим ещё массу тумбочки = 182 кг.
Также видим, что чертёж выполнен в масштабе 1:5(масштаб уменьшения), но отдельные виды, под названием имеют свой масштаб, который отличается от основного масштаба чертежа.
Теперь можно переходить к чтению спецификации.
В разделе документация видим перечень документов по которым тумбочка изготавливается: сборочный чертёж, ведомость покупных изделий и паспорт.
В разделе - сборочные единицы – позиции деталей и их наименование.
В разделе – детали – позиции и наименование деталей.
В разделе – стандартные изделия – позиции и наименование стандартных изделий (винты, гайки, шайбы, шплинты, штифты). Начинаем читать сборочные единицы: поочерёдно рассматриваем каждую позицию начиная с первой по выше рассмотренному плану.
Позиция – сборочный чертёж – спецификация – деталировочные чертежи
Видим, что позиция 9 замок относится и к покупным изделиям и к изделиям которые изготавливаются на предприятии.
И только изучив все позиции чертежа мы представляем себе весь объём работ которые необходимо выполнить при изготовлении тумбочки.
Рассмотрев конструкцию каждой детали можем определить порядок сборки. Отдельно собираем каркас, на который монтируем детали для выдвигания ящиков. Отдельно изготавливаем ящики. Ив уже готовый каркас ставим блоки ящиков. Проверяем ход ящиков (по паспорту выход ящиков должен составлять 500мм). Изделие готово к эксплуатации.
Рефлексия
-Что нового узнали на уроке? (Научились читать сборочные чертежи).
-Где может пригодиться новое знание? (Чтение чертежей пригодиться: при защите курсовых проектов, которые будут выполняться при обучении, при защите дипломного проекта, на производстве при сборочно-сварочных, ремонтных и других видах работ. В быту, так же встречаются сборочные чертежи: например при покупке мебели в разобранном виде.) -Как вы оцениваете свою работу на уроке? (хорошо)
Домашнее задание
На следующем уроке мы будем выполнять сборочный чертёж в котором детали будут соединяться между собой при помощи сварки; поэтому предлагаю вам дома посмотреть тетрадки по материаловедению и вспомнить что мы с вами изучали про сварку (виды, типы сварки и всё что вам покажется интересным). Разработайте простой сборочный чертеж (из двух, трёх деталей) неразъемного соединения.
Приложение № 1. Тематический диктант
Вариант №1
Деталь-это изделие, изготовленное из одного материала, без применения сборочных операций? (ДА)
На сборочном чертеже проставляются все размеры каждой детали? (НЕТ)
Спецификация- это текстовый документ, выполненный на отдельном листе формата А4? (ДА)
Смежные детали в разрезах и сечениях на сборочных чертежах заштриховывают одинаково? (НЕТ)
Изделие состоит из нескольких деталей? (ДА)
Размер формата А4 должен быть: 210х297 мм;7 .Масштаб 1:2 это: масштаб уменьшения;Вариант №2 1. Сборочная единица (узел)- это изделие, составные части которого подлежат со единению между собой на предприятии? (ДА)
2. На сборочном чертеже валы, оси, болты и т. п. заштриховывают в продольном разрезе? (НЕТ) 3.Форма спецификации установлена ГОСТом? (ДА)
4.Разделы спецификации подчеркивают тонкой линией? (ДА)
5.Для позиции 33, гайка составляется спецификация? (НЕТ)
6.Масштаб 2,5:1: масштаб увеличения;
7. Назначение штриховой линии: невидимый контур.
Самоанализ урока
Цель данного урока: научить читать обучающихся сборочные чертежи. На предыдущих уроках мы вычерчивали сборочные чертежи и спецификации к ним. На последующих уроках будем проходить деталирование, то есть изготовление чертежа детали по сборочному чертежу.
При целевой установке урока учтены программные требования, содержание материала, необходимый уровень знаний обучающихся. Принятие и осознание цели урока обучающимися состоялось на высоком уровне.
Структура урока соответствует его цели и типу. Время распределено целесообразно. Оборудование кабинета использовалось рационально. Взаимосвязь этапов урока обеспечена. Научность и доступность материала обеспечена на каждом этапе.
При подготовке к основному этапу занятия было дано разъяснение, почему необходимо уметь читать сборочные чертежи, а так же повторение предыдущих тем: что такое сборочный чертеж и спецификация.
На этапе усвоения новых знаний записали (или вставили, вклеили), в рабочей тетради последовательность чтения сборочного чертежа (пример чтения чертежа был выдан каждому обучающемуся).
На этапе обобщения и систематизации знаний обучающимся раздали задания (сборочный чертёж, спецификация). Каждый самостоятельно дал поэтапное описание сборочного чертежа.
Степень активности и работоспособности у обучающихся нормальная. Они проявляли интерес к данной теме.
Поставленные цель и задачи урока достигнуты полностью. Обучающиеся справились с заданием.