Технологическая карта «Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении)»
«Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении)»
Цели деятельности учителя Актуализировать и восстановить знания о сложном предложении, отработать умение правильно ставить знаки препинания в нем.
Тип урока Повторительно-обобщающий урок.
Планируемые образовательные результаты Предметные: Научиться применять правило постановки запятой в сложном предложении; владеть терминологией; отличать сложносочинённое предложение от сложноподчинённого.
Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры сложных предложений.
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану.
Методы и формы обучения Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Образовательные ресурсы Оборудование Компьютер, интерактивная доска, проектор.
Наглядно-демонстрационный материал Презентация по теме урока.
Основные понятия Простое и сложное предложения.
Структура урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия УУД
1.Организационный
момент Приветствие класса.
Ребята, обратите внимание, к нам пришли гости. Давайте хорошо их встретим и покажем наши знания. Приветствуют учителя и гостей. 2.Формулирование темы урока Ребята, на прошлом уроке мы изучили понятия «простые и сложные предложения». Сегодня мы подробнее поговорим о сложных предложениях. Сформулируйте тему урока, исходя из наших рассуждений.
На слайде появляется тема урока. Отвечают на вопросы, определяют тему урока. Фронтальная Формулируют собственные мысли.
3.Постановка цели урока Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на слайде.
1) Познакомиться со ...;
2) повторить понятия ... и ...;
3) учиться ставить ... Формулируют цель урока. Фронтальная Отвечают на вопросы, формулируют цельурока4. Выявление места и причины затруднения Опрос
Вспомним:
1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными? Приведите примеры.
2. Из чего состоит сложное предложение?
3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? Отвечают на вопросы, слушают отвечающих.
Фронтальная Осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
5.Проверка домашнего задания Проверим задание, которое вы выполнили дома, составив сложные предложения с помощью слов, расположенных на осенних листочках.
Выпал снег. Деревья оделись белым покрывалом.
Выпал снег, и деревья оделись пушистым покрывалом.
Настроение у нас осеннее. Давайте немного разомнемся. Ученики составляют сложные предложения с помощью осенних листочков, расположенных на доске, на которых написаны слова. Групповая 6.Физкультминутка Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег на месте). Делают разминку Групповая 7.Закрепление изученного материала Слайд
А сейчас проведем небольшой эксперимент.
Какие это предложения? Составьте их схемы.
1. Пришла осень. (Ваня Зеленцов)
2. Пришла осень и позолотила листья на деревьях. (Плющикова Сима)
3. Пришла осень, и лес надел золотой наряд. (Родимцева Алена) Ученики работают в тетрадях, три ученика работают у доски.
Класс записывает в тетради предложения и составляет схемы.
А ребята только составят схемы. Фронтальная Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность оценивания своих действий.
8.Самостоятельная работа Мы работали с предложениями, составляли схемы. А теперь поработаем с текстом.
Работа по вариантам.
Слайд
Найти и выписать предложения: 1 вариант – с однородными членами, 2 вариант – простое предложение, сложное предложение с союзами.
Текст: (Катя Климова прочитает текст)
Днём и ночью таскает ёжик в домик душистые листья. Накрыл норку огромный снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом. Спит он здесь, видит прекрасные сны. С хорошим настроением проснётся ёжик, а затем отправится осматривать своё хозяйство.
Поднимите руки, 1 вариант, а второй?
На задание дается три минуты.
У доски работают Быков и Добрынин.
Проверка. Работа в тетрадях по вариантам. У доски работают 2 ученика. 8.Закрепление изученного материала На картинке всем весело? Сейчас и нам будет весело.
Слайд
Картинка.
Работа по вариантам. Составьте предложения: 1 вариант – с однородными членами, 2 вариант – простое предложение, сложное предложение с союзами.
Проверка. Формулируют задание. Выполняют задание в тетрадях. Индивидуальная Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
9.Проверочная работа Ручки в стороны. Поработаем устно.
Слайд
Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.
Утром вода спала( ?) и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.
Комментирует Цветкова.
Записываем предложение.
Вывод. Выполняют задание устно. Записывают предложение в тетрадь, делают вывод. Фронтальная Оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.
10. Рефлексия Какой праздник скоро наступит? Новый год! Снова поработаем по вариантам. 1 вариант составит два предложения с однородными членами, с пожеланиями другу, а 2 вариант составит два сложных предложения с союзами, с впечатлениями от праздника.
Слайд
Что вы знали?
Что нового узнали?
Что было интересным?
Что поняли?
Чего не поняли? Составляют предложения.
Отвечают на вопросы. Групповая Понимают, в чем значение знаний для человека, оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.
11.Выставление оценок, запись домашнего задания. Записывают домашнее задание