РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01. Строительное черчение
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Кулебакский металлургический колледж»
Утверждаю: директор ГБОУ СПО «КМК»
Попова Э.В.
_________________/__________________/
«____»__________20___ г.
Номер регистрации __________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 01. Строительное черчение
г. Кулебаки
2012г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования 270802.08 Мастер сухого строительства.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Кулебакский металлургический колледж»
Разработчики:
ГБОУ СПО «КМК» зам директора по УПР Г.В.РыжевскаяГБОУ СПО «КМК» мастер п/о Н.А.ОблётоваГБОУ СПО «КМК» мастер п/о Н.В.Зыкова
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. Строительное черчение
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 270802.08 Мастер сухого строительства
Программа учебной дисциплины может быть использована в программах дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовке рабочих в области строительства при наличии основного общего и среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять эскизы деталей с обмером и нанесением размеров;
- читать строительные чертежи с условными обозначениями, схемы;
- читать чертежи планов, разрезов и фасадов зданий;
- выполнять технические рисунки строительных изделий и конструкций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- линии чертежа и их назначение, масштабы чертежей;
- маркировку строительных чертежей;
- назначение и виды чертежей планов, разрезов и фасадов зданий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 93 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 62 часов;
самостоятельной работы обучающегося 31 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 93
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 62
в том числе: лабораторные занятия -
практические занятия 30
контрольные работы 4
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 31
в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа 5
графические работы 26
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01. Строительное черчение
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Общие сведения о выполнении чертежей 38 Тема 1.1. Введение Содержание учебного материала 2 1 Введение. Общие сведения о предмете: его цели, задачи, значение для овладения профессией.
Значение строительного черчения в подготовке рабочих для строительства. Перспективы развития черчения в условиях технического прогресса. Применение компьютерных технологий и другой оргтехники при проектировании зданий и сооружений. Общие сведения о черчении и рисовании – о способах наглядного выражения технической мысли (содержание, достоинства и недостатки). Роль чертежей в строительстве. Ознакомление с инструментами, приспособлениями, принадлежностями и материалами для черчения. Содержание предмета «Строительное черчение и рисование». 1
Лабораторные работы - Практические занятия - Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся - Тема 1.2. Оформление чертежей Содержание учебного материала 4 1 Оформление и масштабы чертежей. Государственные стандарты на составление и оформление чертежей. Единая система конструкторской документации. Форматы чертежей: размеры, расположение и заполнение форматов. Основная надпись – «штамп», выполняемая при оформлении чертежей. Масштабы: понятие, назначение, применение. Масштабы уменьшения, увеличения и натуральная величина. 2
2
Линии чертежа: понятие, назначение, начертание, толщина, применение. Чертёжные шрифты: виды, начертание. Надписи на чертежах.
Нанесение размеров на чертежах. Выносные и размерные линии на чертежах. Уклон и конусность: понятие, назначение, изображение. Эстетическое размещение изображения на заданном формате. Лабораторные работы - Практические занятия (графические работы) 4 Выполнение линий чертежа по ГОСТу и надписей чертежным шрифтом. Выполнение технической детали в М 1:1 с проставлением размеров. Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 1 Выполнение надписи чертежным шрифтом. Тема 1.3. Геометрические построения на чертежах
Содержание учебного материала 2 1 Геометрические построения на чертежах: понятие, классификация. Построение перпендикуляров. Деление отрезков и углов. Построение правильных многоугольников в окружности (треугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, восьмиугольник и т.д.). 2
Лабораторные работы - Практические занятия - Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся - Тема 1.4. Прямоугольные проекции Содержание учебного материала 2 1 Прямоугольные проекции: виды проецирования. Прямоугольное проецирование – основной вид, применяемый в черчении. Достоинства и недостатки прямоугольного проецирования. Прямоугольное проецирование на две и три плоскости проекций. Проекции геометрических тел – параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара. Точки на поверхностях геометрических тел. 2
Лабораторные работы - Практические занятия (графические работы) 2 Построение в трёх проекциях шестигранной призмы с точкой, принадлежащей её боковой поверхности. Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 1 Построение вида слева по двум проекциям геометрического тела (возможные варианты); Тема 1.5. Изображения – виды, сечения и разрезы на чертежах Содержание учебного материала 4 1 Изображения: понятие, виды, расположение и обозначение. Частичные виды: применение, расположение и обозначение. Сечения: понятие, назначение, виды, правила оформления и обозначения их на чертежах. Штриховка сечений. 2
2 Разрезы: понятие, назначение, виды, отличия от сечений. Разрезы простые, полные, неполные. Название разрезов и расположение их на чертежах. Обозначение разрезов и линий сечения на чертежах. Соединение части вида с частью разреза и разделение их сплошной волнистой линией. Соединение половины вида с половиной разреза и разделение их штрихпунктирной тонкой линией при симметричных деталях. Частичный разрез и его оформление. Линии межпроекционной связи. Сложные разрезы: виды (ступенчатые и ломаные). Обозначение линий сечения при сложных разрезах. Особенности выполнения разрезов симметричных деталей при совпадениях линий контура с осью симметрии и в случаях, когда разрез проходит вдоль вала или тонкого ребра. Лабораторные работы - Практические занятия (графические работы) 2 Построение третьего вида модели по двум данным с проставлением размеров в М 1:1, 1:2 (самостоятельное расположение изображения). Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 2 Составление конспекта по вопросам:
- применение видов в черчении;
- роль сечения на чертеже;
- чем отличается сечение от разреза;
- отличие ломаного разреза от ступенчатого. Тема 1.6 Аксонометрические проекции Содержание учебного материала 2 1 Аксонометрические проекции: виды, достоинства и недостатки, показатели искажения. Прямоугольная изометрия. Горизонтальная изометрия. Построение аксонометрических изображений. Прямоугольная диметрия. Косоугольная изометрия. Косоугольная диметрия. 2
Лабораторные работы - Практические занятия (графические работы) 2 Выполнение по прямоугольным чертежам модели её аксонометрическое изображение с проставлением размеров (самостоятельное расположение на формате А3); Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 1 Составление конспекта по вопросам:
- Определение термина «Аксонометрия»;
- отличие чертежа детали в прямоугольных проекциях от аксонометрического изображения. Тема 1.7. Техническое рисование
Содержание учебного материала 2 1 Техническое рисование: назначение и способы выполнения технического рисунка. Отличие технического рисунка от чертежа, выполненного в аксонометрии. Зависимость наглядности технического рисунка от положения аксонометрических осей. Техника работы карандашом. Характер линий рисунка. Построение аксонометрических проекций от руки. Технический рисунок плоских фигур, расположенных в плоскости, параллельной одной из плоскостей проекций. Технический рисунок геометрических тел. Приёмы выполнения технических рисунков узлов строительных конструкций по их прямоугольным проекциям. 2
Лабораторные работы - Практические занятия (графические работы) 2 Выполнение технического рисунка по прямоугольному чертежу модели (детали) с проставлением размеров (самостоятельное расположение на формате А3); Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 1 Проставление размеров на техническом рисунке. Тема 1.8. Эскизы деталей Содержание учебного материала 2 1 Понятие об эскизе. Требования, предъявляемые к эскизу. Порядок и последовательность работы при выполнении эскиза с натуры. Определение необходимого (наименьшего) числа видов для эскизного изображения детали. Выбор главного вида с учётом рабочего положения детали или положения при её обработке. Выбор формата. Выявление пропорций. Проработка изображений внешнего вида, выявление внутренней формы. Обмер детали: приёмы и измерительный инструмент. Нанесение размеров на эскизе детали. 2
Лабораторные работы - Практические занятия (графические работы) 2 Выполнение эскиза инструмента по профессии. Контрольная работа
Выполнение изображения (по вариантам) с проставлением размеров (самостоятельное расположение на формате А3). 2 Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена по окончанию раздела № 1 14 Примерная тематика домашних заданий:
Выполнение графических работ:
- выполнение надписи чертежным шрифтом;
- построение третьего вида по двум заданным видам модели;
- проставление размеров на графическом изображении;
- определение вида проекции по аксонометрии модели;
- построение возможных вариантов вида слева по двум проекциям геометрического тела; Раздел 2. Строительные чертежи 24 Тема 2.1. Общие сведения о строительных чертежах Содержание учебного материала 6 1 Общие сведения о строительных чертежах.
Особенности строительных чертежей. Содержание и виды строительных чертежей. Стадии проектирования зданий и сооружений. Краткие сведения о государственных стандартах системы проектной документации для строительства (СПДС) и единая система конструкторской документации (ЕСКД), применяемых при выполнении строительных чертежей. Понятие о единой модульной системе в строительстве (ЕМС). 2
2 Виды и общая характеристика строительных чертежей.
Наименование, масштабы и маркировка строительных чертежей. Графическое изображение материалов в сечениях. Требования ГОСТ к изображению на чертежах строительных материалов. Элементы конструкций, их маркировка и изображение. Правила нанесения на строительных чертежах размеров, надписей, ссылок и технических требований. 3 Условные изображения на строительных чертежах: оконных и дверных проёмов, окон и дверей, лестниц, перегородок, кабин шкафов, отверстий и каналов в стенах, санитарно-технических устройств и других элементов. Лабораторные работы - Практические занятия - Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся - Тема 2.2. Архитектурно-строительные чертежи Содержание учебного материала 4 1 Назначение и виды архитектурно-строительных чертежей. Основные архитектурно-строительные чертежи: планы (этажей), разрезы и фасады зданий. Порядок чтения чертежей. Координационные оси здания, их обозначение и маркировка. Нанесение выносных, размерных линий и размеров на планах, разрезах и фасадах зданий. 2
2 Назначение и виды архитектурно-строительных чертежей: планы фундаментов, перекрытий, покрытий, кровли, крыши, полов. Схемы расположения конструкций. Фрагменты и узлы. Порядок чтения чертежей. Выполнение технических рисунков строительных изделий и конструкций. Лабораторные работы - Практические занятия (графические работы)
Чтение чертежа плана жилого дома.
Чтение чертежа разреза двухэтажного жилого дома по лестничной клетке.
Чтение чертежа фасада двухэтажного жилого дома.
Чтение чертежа плана промышленного здания.
Чтение чертежа разреза промышленного здания.
Чтение чертежа фасада промышленного здания.
Чтение чертежей конструктивных решений фрагментов и узлов комплектных систем КНАУФ.
Выполнение технического рисунка строительного изделия и конструкции. 12 Контрольная работа
Выполнение технического рисунка. 2 Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена по окончанию раздела № 2 11 Примерная тематика домашних заданий:
1. Составление конспекта по вопросам:
- отличие плана от разреза;
- отличие плана от фасада;
- порядок чтения чертежей;
- на основе каких чертежей вычерчивают фасад здания.
2.Выполнение графических работ:
- выполнение плана индивидуального жилого дома;
- построение разреза здания по заданному плану жилого дома;
- проставление размеров на разрезе здания;
- выполнение технического рисунка строительного изделия или конструкции; Всего: 93 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета строительного черчения; мастерские - не предусмотрены; лаборатории - не предусмотрены.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места для обучающихся и преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по темам дисциплины;
- комплект чертежных принадлежностей для выполнения графических работ;
- образцы графических работ;
- комплект кодограмм по темам дисциплины.
Технические средства обучения: мультимедийный комплекс.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Будасов Б.В., Георгиевский О.В., Каминский В.П. Строительное черчение. – М.: Высшая школа, 2006.- 446с.
Гусарова Е.А. Строительное черчение. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 331с.
Короев Ю.И. Черчение для строителей. – М.: Высшая школа, 1992.- 272с.
Дополнительные источники:
Бриллинг Н.С., Балягин С.Н. Черчение. – М.: Стройиздат, 1994.- 471с.
Вышнепольский И.С. Техническое черчение. – М.: Высшая школа, 1998.- 223с.
Вышнепольский И.С. Техническое черчение с элементами программированного обучения. – М.: Машиностроение, 1990.- 240с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, графических работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
- выполнять эскизы деталей с обмером и нанесением размеров;
- читать строительные чертежи с условными обозначениями, схемы;
- читать чертежи планов, разрезов и фасадов зданий;
- выполнять технические рисунки строительных изделий и конструкций.
Знать:
- линии чертежа и их назначение, масштабы чертежей;
- маркировку строительных чертежей;
- назначение и виды чертежей планов, разрезов и фасадов зданий. Текущий контроль:
Оценивание практической работы
Промежуточный контроль:
Контрольная работа
Итоговый контроль:
Дифференцированный зачет
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.
Разработчики:
ГБОУ СПО «КМК» зам директора по УПР Г.В.РыжевскаяГБОУ СПО «КМК» мастер п/о Н.А.ОблётоваГБОУ СПО «КМК» мастер п/о Н.В.Зыкова
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)