Статья по теме: Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся посредством применения современных педагогических технологий.


муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Белогорск "Школа №200 с углубленным изучением отдельных предметов"
Сапожникова Зинаида Ивановна
учитель математики высшей категории
2016 год
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся посредством применения современных педагогических технологий.
В настоящее время в связи с развитием рыночного типа экономической системы обществу нужны граждане, обладающие математическим мышлением. Естественно, что выполнение этого общественного заказа ложится, в первую очередь, на школу, как общественный образовательный институт. Новое время предъявляет и новые требования к выпускнику школы. Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знаний, полученных при обучении в школе. Выполнение этих задач ложится на каждого учителя – предметника и в первую очередь на учителя математики, так как именно на уроках математики идет формирование математического, а затем практического и экономического мышления.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного ученика. Одной из основных задач обучения школьного математического образования является развитие самостоятельности и творческой активности, овладение каждым учеником исследовательскими навыками, необходимыми для практической деятельности. Психолого-педагогические исследования показывают, что решение этой задачи возможно, если учебный материал дается учащимся не в готовом виде, а как объект поиска, поэтому главной целью в своей работе считаю формирование творческой личности ученика. Добиться же этого можно, если включать учащихся в познавательный поиск, развивать их наблюдательность, мышление, то есть умение подмечать важное и существенное, сравнивать и анализировать, обобщать и делать выводы. Основная нагрузка должна падать не на память учащихся, а на их мышление. Другими словами, основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний школьники должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач.
Основными задачами моей педагогической деятельности являются:
создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся;
развитие новых форм оценки качества обучения в ходе реализации образовательных программ;
использование технологических ресурсов современного урока, обеспечивающих освоение новых образовательных стандартов.
В ходе работы по решению задач педагогической деятельности и реализации цели поощряю самомотивацию учащегося, направляю ученика к совместной деятельности.
Как правило, удачно выбранный вид деятельности учащихся в начале урока настраивает их на плодотворную работу на протяжении всего урока.
Перечислю лишь некоторые способы организации начала урока, используемые мною.
Ребята изображают геометрическую фигуру и проводят небольшую исследовательскую работу по определенному плану;
Дается обычная традиционная задача с традиционным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное решение;
Урок начинают «солисты». Так называют учеников, которым предстоит «защитить» решение домашних задач.
Готовясь к уроку, тщательно подбираю задачи, слежу за тем, чтобы каждая из них требовала анализа описанной в ней ситуации.
Привожу цикл вопросов, направленный на поиск решения задач на процессы с помощью уравнения.
Какие процессы описаны в условии задачи?
Какими величинами характеризуется каждый процесс?
Что нам известно о каждой величине?
Какую зависимость между величинами выберем для составления уравнения?
Эти вопросы общего характера отличаются от традиционных вопросов: кто знает, как решить эту задачу? Как мы будем решать эту задачу?
Главное отличие – их обобщенность и направленность на анализ условия на поиск закономерностей между величинами.
Обучение учащихся рациональным приемам работы, без которых не возможно творчество, осуществляю в ходе выполнения устных контрольных работ. Например, по темам: «Теорема Виета» - алгебра 8й класс; «Длина окружности и площадь круга» - геометрия 9й класс и уроков устной работы. Устная контрольная работа несколько отличается от традиционной контрольной работы. Здесь ученик как бы сам себя контролирует при помощи заданий учителя.
Мною проведено педагогическое исследование по теме: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся посредством применения современных педагогических технологий».

В основе моего исследовательского опыта работы лежат педагогические идеи выдающихся педагогов Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервега, И. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения необходимо развитие творчества ученика.
Кроме того, не оставляют меня равнодушным и предложения, выдвинутые Ю.К. Бабанским в научных трудах в разделе «Концепция содержания методов и форм организации обучения в современной образовательной школе», одним из его предложений является усиление мотивации учения школьников и целенаправленное интенсивное развитие личности, ее творческого потенциала.
Интересной и близкой к моему опыту считаю теорию развития познавательных интересов Г.И. Щукиной, модель которой такова:
При развитии творческих способностей у школьников необходимо уделять внимание не какой-либо отдельной составляющей творчества, а комплексу взаимодействующих составляющих.
Творческие
способности
Мотивация
Использование
знаний различных
разделов
Способность к
сотрудничеству
Опыт
технического
творчества
Продуктивность
(результативность)
Банк решенных
творческих задач
Способность
творчески
мыслить

В своей работе я опираюсь на многие психолого-педагогические концепции учения. Одной из них является теория проблемного обучения И.Я. Лерненра.
В основу современной теории проблемного обучения, разработанной М.И. Махмутовым, положены частично-поисковый и поисково-исследовательский методы работы, которым отвожу первостепенное значение.
Привожу один из примеров.
Учащимся 8 класса можно предложить упростить выражение:
a-bc+5a+bc-2;Ученики выполнили задание так:
a-bc+5a+bc-2=a-b+5cca+b-2cc=a-b+5c*cc*(a+b-2c)=a-b+5ca+b-2c;После этого им предлагается найти более рациональный способ решения.
Некоторые ребята сразу могут вспомнить основное свойство дроби и, применив его в конкретной ситуации и убедившись, что выполнение данного упражнения при этом упрощается, разъясняют его остальным ученикам класса:
a-bc+5*ca+bc-2*c=a-b+5ca+b-2c;Затем упражнения такого типа выполняются устно.
Применение технологии проблемного обучения даёт:
Значительное повышение качества знаний учащихся;
Повышение уровня активности школьников на уроке;
Интеграция между предметами различных образовательных областей;
Умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать её;
Постановка цели и планирования работы, как учителем, так и учеником;
Реализация цели моей педагогической деятельности осуществляется путем активного оптимального сочетания различных методов и форм в учебной и внеклассной деятельности.
Для оценки качества образовательных достижений учащихся использую контрольно-измерительные материалы:
«ОГЭ. Типовые тестовые задания. Математика», 2015г; 2016г. Федеральный институт педагогических измерений.
Тренировочные версии Демо по математике ОГЭ и ЕГЭ с 2014 по 2016 год;
«Решу ЕГЭ», 2016г.
Для отслеживания формирования общеучебных умений и навыков по математике провожу мониторинг по ШТУРу (школьный тест умственного развития).
Данная работа позволяет более эффективно организовывать учебный процесс, определять уровень сформированности общеучебных умений и навыков.
Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:
Использование в работе взаимо-и самоконтроля;
Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;
Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;
Индивидуализация домашнего задания;
Организация работы учащихся в группах, как на уроке, так и дома;
Организация исследовательского эксперимента;
Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;
Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);
Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.
Личностно-ориентированное обучение способствует динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся.
Во внеурочной деятельности и на своих уроках я использую следующие нетрадиционные типы уроков:
Урок-презентация;
Урок устной работы;
Урок-исследование;
Урок-соревнование;
Деловая игра;
Тестирование;
Организация индивидуального обучения.
Творческий подход к проведению урока, нестандартные способы проверки знаний развивают мышление, память, систематизируют знания учащихся, расширяют их интеллектуально-познавательную сферу.