Доклад по гражданско-правовому воспитанию на тему Социализация младшего школьника в процессе работы по ФГОС
Социализация младшего школьника
в процессе работы по ФГОС
(Выступление на семинаре классных руководителей в школе)
Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации, и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника. В “Словаре по социальной педагогике” дается такое определение термина «социализация»: “Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат”.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
В этих сложных условиях основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, становится (является) образовательное учреждение, учреждение дополнительного образования: спортивные, музыкальные, художественные, театральные школы и кружки.
Гуманизация воспитания предполагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Воспитательная среда при таком подходе характеризуется доминированием субъект-субъектных диалоговых отношений на фоне принципиального отказа педагогов от автократической системы воспитания и тоталитарных методов воздействия на ребенка.
Социализация - становление личности - процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В ее процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные, социальные роли.
Мы рассматриваем социализацию как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.
* Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.
* Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.
* Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития.
* Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательной системы знаний. Так, в детстве человек усваивает понятие «Родина», в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов, отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?
Мощным инструментам социализации личности младшего школьника выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.
В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено:
* во-первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического, политического и духовного возрождения могут быть посильны людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.
* во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.
* в-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.
* в-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами? Почему часть людей превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?
В процессе социализации человека серьезным препятствием являются различные формы ложного сознания, проявляющегося в мифотворчестве, в извращенных формах реально функционирующего сознания.
Легче всего это можно проследить на поведении ребенка при его взаимодействии с первой после семьи общностью - сверстниками во дворе. Ребенка влечет к сверстникам, но одновременно он остерегается враждебных проявлений. Не будем рассматривать идеальную положительную модель, которая может сложиться благодаря внимательному и осмысленному влиянию взрослых людей. Посмотрим, как могут закрепляться отрицательные мотивы.
Испытавший враждебность ребенок может приспособиться к обстановке: подчиниться более сильному, найти в нем защиту от других детей. Постепенно может сложиться дворовая компания со своими лидерами, осознавшая возможность противостояния следующей новой и незнакомой общности - компании соседнего двора. Так постепенно у человека складывается стереотип: есть свои, есть чужие. Деление на «своих» и «чужих» уже содержит возможность возникновения ксенофобии. Противостояние общностей может доходить до серьезных столкновений.
При работе с детьми по социализации мы поставили цель создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками, способствующими их социализации.
* В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка. Прежде всего следовало сформировать у учащихся 1-го класса умения ориентироваться в новой социальной среде.
С целью формирования у детей представлений о школьных правилах были проведены классные часы "Я - ученик", "Давайте познакомимся", "Права и обязанности школьников", "Как вести себя в школе", "Наш класс на перемене", а для стимулирования внутригруппового общения - классный час"Толерантны ли мы?".
Для развития межличностного общения в группе нами были организованы игра "Закончи предложение" и час общения "Добрые слова о моей игрушке".
Развитию коммуникативных способностей первоклассников способствовали ролевые игры: "Знакомство", "Приветствие", "Разговор по телефону", а также речевые игры: "Учимся благодарить", "Поздравление".
Чтобы научить детей решать возникающие проблемы без ссор, мы провели классный час "Мы дружные ребята»; чтобы научить младших школьников анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых) организовали проведение игровых упражнений "Догадайся о выборе" и разбирали жизненные ситуации "Я на улице", "Я в общественном транспорте".
Для развития положительной самооценки, самоорганизованности: игра "Самореклама", составление автопортрета "Это - я".
Далее работа ведётся по таким направлениям:
- "Волевая регуляция поведения и деятельности" - для формирования и развития волевых качеств как социально значимых свойств личности.
- "Социальная активность и ее особенности развития у младших школьников" - для развития поведенческих компонентов: отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях; для развития мотивационно-личностного компонента - самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.
Работа по социальному развитию проходила и в процессе учебной деятельности.
На уроках окружающего мира внимание детей акцентируется на обогащение их представлений о природе и о нормах жизни, идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; дети знакомятся с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, в общественных местах, дети получают представление о мерах безопасности при взаимодействии с окружающим миром и о рациональном отношении к отдельным природным объектам. Работа такая ведется в процессе дидактических игр, занимательных упражнений, рассказов, бесед, наблюдений, опытов, экскурсий, знакомства с пословицами.
Никакие пожелания, приказы или наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять здоровье, если он сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Как же сформировать это сознательное отношение?
Мы познакомились с основными стилями мотивации здорового образа жизни ребенка 7-10 лет и наметили пути формирования у них сознательного отношения к здоровому образу жизни:
Самосохранение. Через обучение детей санитарным навыкам можно дать им расширенное представление о мире микроорганизмов, об их вредном воздействии на здоровье человека.
Через ознакомление с правилами дорожного движения сформировать у них навыки безопасного поведения на улице.
Подчинение этнокультурным требованиям. Именно сейчас члены семьи и педагоги являются для ребенка примером осознанного подражания, ребенок в 7-8 лет действия взрослых повторяет сознательно, пытается закрепить автоматизм некоторых действий.
Получение удовольствия от самосовершенствования. Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста.
Мы учим ребенка осознавать эту радость - он овладевает рефлексией (осознанием) эмоций. Например, чистая кожа рук куда приятнее, чем грязные пальцы; чистая, красивая одежда - тоже приятно.
Эти мотивации формирования стиля здоровой жизни доступны ребенку 7-8 лет. На этих же уроках давались общие представления о понятии "личность" (в теме "Знакомство с самим собой"), были разобраны понятия человеческое общество, семья - (маленькое общество), общественное "Я", индивидуальное "Я", биологическое "Я". Из этих трех "Я" складывается единая человеческая личность. Каждый из нас - личность.
В ходе мероприятий, целью которых было знакомство детей со здоровым образом жизни, они узнали, что значит заботиться о своем биологическом "Я" (дышать свежим воздухом, употреблять здоровую пищу, много двигаться, одеваться по погоде, беречь зрение и выполнять все рекомендации по лечению глаз), то есть вести здоровый образ жизни. С этой целью школьная медицинская сестра проводит с учениками ряд бесед.
Большая работа с детьми ведется у нас в направлении формирования у них должных социальных качеств. Воспитанность человека характеризуется различными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе, и любая личность обязана действовать по правилам, принятым в обществе, в стране. Следование этим нормам и правилам может служить критерием социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе. Основные качества, присущие социализировавшейся личности, - товарищество, уважительное отношение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным, ловким.
Уровень развития данных социальных качеств и может свидетельствовать о степени социального развития школьника, по ним же можно судить о воспитанности учащихся.
Перечисленные социальные качества развиваются у наших учеников как в процессе учебной деятельности (интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах), так и в деятельности внеурочной (праздники, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений, участие в концертах художественной самодеятельности).
Работа педагогов школы в направлении социализации детей помогает им приобретать четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; научиться чувствовать и понимать других людей; приобщаться к таким общественным ценностям, как добро, красота, здоровье, счастье как условие полноценного духовно-нравственного развития человека и видеть ценность всего живущего на Земле.
15