Урок по теме: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова


Тема: правописание звонких и глухих согласных на конце слова
Цель: закрепить знания учащихся о звонких и глухих парных согласных на конце слова и способ их проверки
Задачи: отрабатывать умение находить и проверять слова с парными звонкими и глухими согласными на конце
применение полученных знаний грамотного письма при выполнении самостоятельной работы
формирование навыка правильной устной и письменной речи
Используемые методы:
наглядные,
частично-поисковые;
практические;
проблемные.
Тип урока: урок закрепления нового материала и формирования умений
ХОД УРОКА
1.Орг. момент (валеологическая минутка).
Чтоб совсем, совсем проснуться
Надо дружно потянуться.
Раз нагнуться, два нагнуться
До носочков дотянуться
Руки дружно разогреем,
Чтобы стало всем теплее,
Ушки наши разотрём
Помассируем, помнём
Вот теперь совсем проснулись
Повернулись, улыбнулись
Тихо все за парты сядем
И внимательными станем.
(Слайд 1)
Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету вам скажу: «Будет интересно!»
Будем мы читать, писать, строить предложения. Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла!
– У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.– Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.
2. Чистописание
- какое время года? Какой день недели?- какое сегодня число? Какой месяц?
- Ребята, открываем тетради, записываем число и слова « Классная работа».
(Слайд 2)
Слуховой диктант с сигнальными карточками-веерами (показать букву на конце слова-отгадки)
Загадка 1 (слайд 4): На солнце греется пузатый крепыш в рубашке полосатой 
(Арбуз). Дети показывают на веере букву «з».
Загадка 2 (слайд 5): Конь – не конь, сороконожка, полотно, а не дорожка, по дорожке той ползет, весь обоз она везет (Поезд, буква «д»)Загадка 3 (слайд 6): Да не бойся, ладно уж, не ужалит этот … (Уж – буква «ж»)
В тетради записывают соединения: ззз ддд жжж- Ребята у нас в классе висят числа, соберите их, пожалуйста.
-А теперь расставьте их в порядке возрастания.
-Какое число лишнее? Почему?
-Переверните числа и прочитайте тему нашего урока. (8, 24, 36, 52, 70, 72, 81, 90)
Слайд 7
- запишите тему урока в тетрадь.
Игра с мячом «Назови пару» (звонкие и глухие согласные)
3. Работа над темой урока
- Сегодня нам предстоит вспомнить, что происходит со звонкими согласными звуками на конце слова, потренируемся подбирать проверочные слова и применять правило на практике.
– Как проверить согласную букву на конце слова? (Подобрать проверочное слово)– Вспомните удобные способы проверки.1. Подставить слово много (гриб – грибы) (Слайд 8)2. Подставить слово нет (зуб – нет зуба) (Слайд 9)
3. Словарная работа
На доске слова: арбуз, город, медведь, огород
У нас растет «волшебная яблонька» с яблоками-буквами. Сорвать яблоко может тот, кто правильно назовет правописание слова.
-сегодня у нас новое словарное слово. Угадайте, какое это слово (завод).
(Звукобуквенный анализ слова).
ФИЗМИНУТКА Спорт – это здоровье. (слайд 11)
Устали? Засиделись? Поиграем в мяч. 
Ученики встают в колонну между рядами.
– Передаём мяч назад через левое плечо, вперёд – через правое. – Закройте глазки.– Поднимите руки вверх: три раза похлопаем.– Поставьте руки на пояс: три раза потопаем.– Откройте глазки.
 Физминутка с книгой «Борьба с трудностями» 
Дети встают выполняют упражнения с книгой:
стоят с книгой на голове;
приседают с книгой на голове;
вращаются влево  с книгой на голове;
вращаются вправо  с книгой на голове.
4. Работа по развитию речи (слайд 12)
Допиши сравнения
Храбрый как … лев
Слепой как … крот
Голодный как … волк
Высокий как … жираф
– Как вы думаете, какое сравнение будет обидным для человека? Какой вывод вы для себя сделали?(Обдумывать каждое слово, не оскорблять окружающих, не высмеивать недостатки людей)
5. коррекция зрительного восприятия
- Какое время года на улице? Смотрите у нас в классе варежки и на парте у вас тоже лежат варежки. Ваша задача найти пару.
-А теперь прочитайте слово, вставьте пропущенную букву и напишите на паре проверочное слово
5. Работа по учебнику. Стр. 112 упр.17 (слайд 13)
Физ.минутка.
 Мы пришли в зимний лес (ходьба)
Сколько здесь вокруг чудес (разводят руками).
Справа берёзка в шубе стоит
Слева ёлка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся (фонарики)
На землю красиво ложатся (приседают).
Вот и зайка прискакал,
От лисы он убежал.(прыжки)
А вон там волчище рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдёт тогда он нас.(приседают)
В лесу красота и покой (вдох, выдох)
Нам пора уже домой.(на места)
6. Сюрпризный момент.
- Какой скоро праздник? У меня праздничная коробка посмотрим, что в ней?
(в коробке снежные мешочки. Надо составить слово из букв)СНЕГ, МОРОЗ, СУГРОБ, ЛЁД, КАТОК, СНЕГОВИК
- Запишите и подберите проверочное слово.
7. Работа с загадками.
И в заключение нашего урока давайте поработаем с загадками.
Лежал, лежал, а солнышко пригрело - в речку убежал (снег)
Мост как синее стекло: скользко, весело, светло (лед)
В клубок свернётся, А взять не даётся. (еж)
Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, А моется всех чище. (кот)
Какой зверек похож на собаку? (волк)
Какой зверь спит зимой в берлоге)8. Итог урока
– Итак, подведем итог нашей работе на уроке.– Над какой темой работали?– Как проверить согласную на конце слова?– Какие удобные способы проверки вы знаете? Прочитаем памятку. (Слайд 14)
9. Рефлексия
– Чему вы научились на уроке? Оцените свою работу. С какими трудностями столкнулись?– Какое настроение у вас в конце урока? Поднимите соответствующую карточку. – Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.
10. Домашнее задание
Стр. 113 упр.20
Дополнительно: (если останется время) Давайте распределим картинки в домики по звонкости и глухости. (дети называют предмет и расселяют их в домики)
Самоанализ урока русского языка.
        19.12.2014 года мною в 3 классе был проведен открытый урок. В классе 7 человек, присутствовало 6 челок.
        Тема урока: « Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова».
        Тип урока – урок закрепления.
        Вид урока – урок – игра.
        Технология – на диалоговой и ситуативной (игровой) основе.
Цель урока – закрепить знания учащихся о звонких и глухих парных согласных на конце слова и способ их проверки – была поставлена мной с учётом  возрастных особенностей учащихся, а также с учетом исходного уровня развития учащихся и  возможных затруднений.  Дети уже знакомы с понятиями парный согласный, звонкий и глухой согласный, умеют проверять слова с парными согласными на конце слова, находить в словах изученные орфограммы.
        Данный урок помог детям и учителю обобщить и закрепить знания и умения детей по теме « Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова». Этот урок чётко вписывается в систему уроков по русскому языку, он является 2 уроком закрепления и 6 уроком по данной теме.
        Считаю, что данный урок носит развивающий характер, так как все задания заставляют учащихся наблюдать, сравнивать, обобщать, думать, делать выводы. На уроке старалась отразить:
а) мотивационный компонент учебной деятельности (дети поняли, что изучение данной темы пригодится им не только  при написании диктантов, творческих работ, а также и в жизни);
б) операционный компонент (формирование умения применять имеющиеся знания к решению конкретных задач: орфографическая минутка, выполнение упражнения из учебника, коррекционные упражнения);
        Учебная активность детей на уроке носила как репродуктивный характер (работа с упражнением), так и исследовательский характер ( нахождение и проверка орфограмм) На уроке применяла дифференциацию по объёму (при выполнении упражнения из учебника), по степени оказания помощи. Была проведена и индивидуальная работа (работа по карточкам «мешочки»). Время на уроке старалась распределить рационально. Так как это урок закрепления, то методы и приёмы были выбраны с целью активизации познавательной деятельности учащихся.
        По характеру познавательной деятельности были использованы
а) проблемный метод – создание проблемной ситуации (определение темы урока, нахождение и проверка орфограмм);
б) частично- поисковый (доказательство написания звонкого или глухого согласного);
в) инновационный метод (презентация).
        Структура урока полностью подчинена целям и задачам урока.
Первая задача – отрабатывать умение находить и проверять слова с парными звонкими и глухими согласными на конце – решалась при определении темы урока, выполнении орфографической минутки, упражнения, при написании текста о зимнем лесе.
Вторая задача  - применение полученных знаний грамотного письма при выполнении самостоятельной работы – решалась при выполнении упражнения из учебника и  в самостоятельной работе.
Решение третьей  задачи – формирование навыка правильной устной и письменной речи – прослеживалось в ходе всего урока (добивалась полных ответов детей, построения правильных предложений).
        Для снятия эмоционального и мышечного напряжения, а также для создания положительной атмосферы на уроке мной были использованы валеологические минутки, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза.
Применялись следующие виды воздействия:
  - вербальные (беседы);
   - зрительные (компьютерная презентация);
  - эмоциональные (поощрения).
Цель подведения итогов урока – вызвать у учащихся чувство удовлетворения от сделанной работы, научить самоанализу и самооценке. Весь урок был направлен на активизацию познавательной деятельности детей, ученики переключались с одного вида деятельности на другой. Восприятие учебного материала шло через слуховые и зрительные органы чувств.
        Считаю, что урок получился результативным, дети усвоили учебный материал. Цели и задачи, поставленные в начале урока, были выполнены.
Учитель: Суббота Ирина Николаевна