Методическая разработка ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (6-8 класса) «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА» В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (6-8 класса)
«ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: СЕНТЯБРЬ 2012- МАЙ 2015 гг Разработчик программы:
Формула успеха:
Увлеченность + видение + действие = успеху
Если у тебя есть увлеченность плюс видение, но нет действия –
Ты – пустой мечтатель
Если у тебя есть видение плюс действие, но нет увлеченности –
Ты – посредственность
Если у тебя есть увлеченность плюс действие, но нет правильного видения –
Ты достигнешь цели, но поймешь, что она ошибочна
Пермь 2017 г.
Пояснительная записка
«Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет, сердце, добрые чувства…» (Ф. М. Достоевский).
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования в контексте ФГОС является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Организация воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов);• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи виды и формы деятельности.
Образовательное учреждение также может конкретизировать общие задачи воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения цели. Воспитание тесно связано с обучением и управлением поведения.
Ведь всё лучшее в человеке даётся воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или отсутствием его. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Очень часто в работе с классом сталкиваешься с вопросом: “Как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной?”.Размышляя над этой проблемой, пришлось выйти на создание воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть успешным.
Программа «Лестница успеха» является синтезом основных аспектов развития личности:
Учеба - познавательная деятельность, таким образом процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека, так как современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, дающего возможность развития и реализации детских способностей.
Социализация – социальная деятельность, то есть включение обучающихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации), которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.
Позитивность, то есть продуктивная деятельность, формирование у школьников, таким образом, положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии.
Коллективная деятельность - единство обучения и воспитания, так как именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка, поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Харизматичность - развитие лидерских , исключительных качествах личности, так как каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.
Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Данная программа рассчитана на учащихся 6 – 8 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.
Принципы воспитательной деятельности
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.
Механизм реализации программыМеханизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации роботы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 6 – 8 классов. Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский
Программа осуществляется:
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
через систему дополнительного образования;
через систему КТД (Коллективное творческое дело ) и традиционных дел класса и школы;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
через сотрудничество с детскими общественными организациями города;
через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, Дом офицеров);
Методы по реализации программы:
научно-исследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностно-ориентированный метод;
метод креативного мышления;
репродуктивный метод;
метод критического мышления;
системно-деятельностные методы.
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
тренинги, занятия, курсы;
конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, фестивали; дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
встречи с интересными людьми, клубы по интересам;
Научно-методическое обеспечение программы воспитания «Лестница успеха» Для реализации программы воспитания классному руководителю необходимо иметь библиотечку методической, научно-популярной литературы, материалы периодических изданий по всем направлениям воспитательной работы. Необходимо сотрудничество со всеми школьными службами: социально-психологической, медицинской, административно-хозяйственной. Так же необходимо сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д.Приоритетные направления работы по Программе
интеллектуально-познавательная деятельность
спортивно-оздоровительная деятельность
духовно-нравственная деятельность
творческо-эстетическая деятельность
гражданско-патриотическая деятельность
работа с семьёй
трудовая и профориентационная деятельность
Направления работы с классным коллективом находят своё отражение в реализации школьной Программы воспитания и социализации обучающихся «Работа с одарёнными». Условиями успешной реализации Программы являются:
Поддержка идеи программы коллективом обучающихся, их родителями, учителями и привлечение к реализации Программы школьного психолога, социального педагога, то есть налаживание внутришкольного взаимодействия всех структур школы.
Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей, посредством организации внешкольной деятельности обучающихся и сотрудничество с директором школы искусств №1 и с тренерами плавательного бассейна на Энке.
Этапы реалиции воспитательной программы класса.1 этап 2012 – 2013г. 6 класс.Задачи:1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям. 3. Продолжить формирование у учащихся навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования. 4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни. 2 этап 2013 -2014 г. 7 классыЗадачи:1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей. 2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса. 3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования. 4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек. 3 этап 42012 -2015 г. 8 класс1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам. 2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции. 3. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования. 4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни. Деятельность по реализации программы предполагает:
сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города;
сотрудничество с родителями учащихся;
сотрудничество с психологической службой школы;
сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
формирование собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Формы работы с классом:
спортивные конкурсы, соревнования, спартакиады, олимпиады, кроссы;
предметные вечера, спортивные викторины, тематические классные часы;
беседы, дискуссии на спортивные темы;
походы, дни здоровья;
встречи с медицинскими работниками;
обсуждение газетных и журнальных публикаций, читательские конференции, просмотр видео и художественных фильмов.
Реализация воспитательной программы классаРеализация воспитательной Программы класса подразумевает собой исполнение двух форм работы с классным коллективом: системы классных часов и мероприятий в школе и внеурочной деятельности.
Принципы организации внеклассной воспитательной работы:
добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
систематичность в организации;
личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.
сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности.
Любое воспитательное мероприятие имеет смысл, если:
предварительно создается небольшая временная инициативная группа учащихся, которая определяет цель, подготавливает проект и план (композицию, сценарий) проводимого мероприятия, выступает основным организатором и координатором при его подготовке и аналитиком после проведения;
педагог владеет знаниями, умениями и опытом в организации воспитательных мероприятий;
педагог является авторитетным, уважаемым человеком в коллективе учащихся;
педагог умеет организовывать воспитательное взаимодействие применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива школьников и интересам учащихся;
педагог выступает той динамической, активной силой, которая мотивирует учащихся к участию в воспитательной деятельности, при постепенном сокращении доли своего участия, доводя его до разумно минимальных пределов, что ведет к усилению самостоятельной роли учащихся;
в подготовке, проведении, обсуждении результатов принимают участие и учителя, и дети, и родители;
деятельность направлена не на получение наград (взрослыми или детьми), а на позитивные изменения в развитии и саморазвитии личности;
участники строят отношения на основе сотрудничества и сотворчества, развивают в себе качества толерантной личности
Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания
Для исследования эффективности программы воспитания «Лестница успеха» используются следующие критерии: 1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе; 2. Уровень воспитанности; 3. Сформированность ценностных отношений учащихся; 4. Формирование мотивации к обучению; 5. Умение общаться, сознавать свои поступки.
Для изучения эффективности программы воспитания используются: • различные методики диагностики; • беседы с учащимися; • наблюдения; • интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию. В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели: • Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития. • Активная гражданская позиция. • Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. • Творческий подход к любому решаемому делу.
Самоуправление класса
Принципы жизнедеятельности классного коллектива: Познай себя – это интересно! Сотвори себя – это необходимо! Утверди себя – это возможно! Прояви себя – это реально! Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов. Принципы деятельности органов самоуправления: добровольность; демократизм; гуманизм; социальная направленность; творчество; разновариативность; самостоятельность. Для достижения данных принципов необходимо: предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса; формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность; воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности. Структура самоуправления класса. Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает: • классный ученический совет, его председателя и заместителя; • избирает представителей на школьную ученическую конференцию; • решает вопросы жизни классного коллектива; • утверждает общественные поручения; • слушает отчеты об их исполнении; • решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса; • вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников. В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый командиром класса. В него входят руководители советов и комиссий ученического самоуправления. Командир класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Командир класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Основные направления классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по моделированию и построению воспитательной системы класса:
Основные направления деятельности Задачи деятельности
Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе. 1.Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.
2.Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.
3.Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.
4.Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества. 1.Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества.
2.Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3.Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.
Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка. 1.Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.
2.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.
Взаимодействия и формы работы:
Задачи Формы работы
1. Взаимодействие с учителями-предметниками:
совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей школы;
представление интересов своих учеников в педагогическом совете;
привлечение учителей к работе с родителями;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
определение состояния и перспектив развития коллектива класса. включение школьников своего класса в систему внеклассной работы по предметам:
разнообразные предметные кружки, факультативы,
выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях;
организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
2. Взаимодействие с психологом
изучение индивидуальности школьников, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум;
координация связи педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку;
анализ развития коллектива класса, определение познавательных, творческих способностей и возможностей учеников;
помощь ребенку определиться в выборе будущей профессии;
координация выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности всех участников воспитательного процесса.
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. Диагностика индивидуального развития школьников
изучение рейтинга собраний среди родителей.
Проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик-родитель.
Диагностика результативности работы с родительским коллективом учащихся класса (по мере необходимости).
3. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования
расширение познавательных, творческих способностей своих учеников, стимулирование их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желание расширить зону общения;
поддержка допрофессиональной подготовки учащихся. включение школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
стимулирование и учет разнообразной деятельности ребят, в том числе в системе дополнительного образования детей;
ведение портфолио учеников и класса.
4. Взаимодействие с заместителем директора по воспитательной работе
привлечение к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность и др. организация внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях5. Взаимодействие с педагогом-организатором
информирование школьников о действующих детских объединениях в школе;
участие в работе органов самоуправления.
разнообразные детские объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения; их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности
6. Взаимодействие с библиотекарем
Изучения отношения учащихся к чтению;
способствование формированию культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы. сотрудничество с семьей, учителями-предметниками, изучение отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг).
Расширение круга чтения учеников
7. Взаимодействие с медицинским работником
забота о здоровье изучение особенности развития детей;
выяснение наследственных и хронических заболеваний детей;
ведение работы по профилактике заболеваний; проведение бесед о личной гигиене человека; по половому воспитанию; о вреде курения, алкоголизма, наркомании.
9. Взаимодействие с родителями
обеспечение связи школы с семьей;
изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье;
сотрудничество с семьей в интересах ребенка;
формирование общих подходов к воспитанию;
организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей;
совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей;
выработка близких по сути требований;
организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии;
создание благоприятного климата в семье;
психологический и эмоциональный комфорт ребенка в школе и за ее пределами. Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть);
Работа родительского комитета;
совместные мероприятия; изучение информации о наклонностях учеников,
материально-бытовых условиях,
психологическом климате в семье,
требованиях родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка.
оказание помощи в воспитании;
индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование;
привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности.
Защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органах.
Виды и формы воспитывающей деятельности:
Вид и цель деятельности Активная форма организации деятельности
1. Познавательная
Обогащает представления учеников об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию Устный журнал, обзор научно-популярных статей в периодической печати, экскурсии (в музей, на выставку, на предприятие, в библиотеку и т.п.), познавательные КТД, конкурсы, турниры, олимпиады, классный лекторий, учебные конференции2. Трудовая
Направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека Учебный труд на уроках, УПБ, общественно-полезный труд по самообслуживанию; игровые формы («трудовые десанты», «операции помощи», «работа по секрету», «рейд Тимуровцев»)
3. Общественная
Содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию действительности Пресс-центр, встречи с общественными деятелями, журналистами; круглый стол, дискуссия
4. Ценностно-ориентировочная
Направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего Я, развитие рефлексии Практикум по самоанализу и взаимоанализу «Как мы вели себя на экскурсии?», «Законы товарищества», «Каким быть или кем быть?»; диспут на нравственные темы, например «Зачем человеку учиться?»; уроки культуры поведения
5. Художественная
Развивает чувствительное мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, реализует индивидуальные задатки и способности Концерты художественной самодеятельности, художественные конкурсы, выставки «Час с искусством», «Встречи с артистом», посещение театра, экскурсии в художественный музей; школьные балы, фестивали, праздники и т.д.6. Спортивно-оздоровительная
Культивирует здоровый образ жизни, повышает силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела Спортивные игры, товарищеские состязания, школьные олимпиады, спортивные секции
7. Свободное общение
Организует взаимно обогащающий досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и содержанием их деятельности является общение с другим человеком как ценностью Классные праздники, Дни именинников, прогулки, вечера отдыха; посещение концертов, театров; встречи друзей, поездки и т.д.Особое место занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и школьников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Воспитательная программа по возрастным группам
Классы Задачи Задача доминанта Знания Умения Действия
Программа воспитательной работы для учащихся 6 класса развитие потребности к изучению истории своей станицы, её быта и традиций; воспитание чувства ответственности за свои поступки, долга перед родными, друзьями; развитие культуры человека, творческой деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям; формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
воспитание любви к природе, бережного отношения к флоре и фауне родной школы Формирование способности к саморегуляциизнать историю своего края; знать основы экологической культуры; знать о состоянии своего здоровья и здоровья членов семьи; знать правила здорового образа жизни;
знать элементарные правила культуры поведения и общения; знать о профессиях своих родителей и родственников;
знать ценности общественной жизни уметь заботится о своём здоровье и здоровье родных людей; уметь вести себя в обществе; уметь выбрать свой вид деятельности, как способ выражения своего «Я»; уметь строить свои отношения с людьми, согласно принципам уважения, доброжелательности, честности, взаимовыручки; уметь охранять природу;
уметь уважать историю своего края, его традиции, нравы и обычаи. правильно вести себя на природе; заниматься любимым делом в кружке; оказывать помощь во время болезни себе и другим людям;
сохранять и развивать традиции семьи; выполнять домашнюю работу;
принимать участие в школьных делах; проводить экскурсии по Краснодару,ухаживать за животными.
Программа воспитательной работы для учащихся 7-8 классов развитие потребности к изучению своей Родины, своего народа, края; формирование у учащихся чувства долга перед родными, семьёй, друзьями, Родиной; воспитание способностей человека строить свою жизнь в обществе, изменяя свой внутренний мир через приобретение опыта трудовой, художественной, общеобразовательной деятельности; воспитание деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнёрства; развитие активности во всех сферах жизни: всесторонне ознакомить подростков с основными приёмами и методами самопознания, научить видеть их взаимосвязь и взаимообусловленность Расширение представления о социальном устройстве жизни знать историю своего района, города, края; знать обычаи и традиции родного края; знать народный календарь, приметы;
знать интересы и увлечения родных; знать социальные роли в семье; знать культуру семейных отношений; знать проблемы и заботы семьи; знать биографии своих родителей, предков, родословную; знать виды деятельности человека; знать культуру быта; знать профессионально-должностные и общественные функции человека в обществе; знать основы экономических знаний и культуры; знать правила общения; знать об особенностях своего организма; уметь заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей; уметь рассказать о своей семье, родственниках, родословной; уметь рассказать о профессиях своих родителей, родственников; уметь планировать семейный бюджет; уметь поддерживать добрые отношения в семье, родственные связи, уважительные отношения с соседями; уметь уважать историю своего города, края, их традиции, нравы, обычаи; уметь выбрать свой вид деятельности; уметь определять свои профессиональные склонности; готовиться к выбору профессии; уметь организовывать свой труд;уметь быть бережным и щедрым; уметь защищать Отечество; уметь планировать свою деятельность с целью наблюдения за своим поведением, характером, волей, сравнивать себя с другими людьми, сопоставлять оценки, которые дают ему сверстники, учителя, с собственными представлениями о себе; анализировать с помощью педагога свою деятельность (учёбу, спорт, общение, труд), внутреннее состояние. самостоятельно работать над углублением знаний по интересующим темам истории родного края; вести беседы в коллективе ровесников, правильно вести себя в обществесохранять и развивать традиции семьи принимать активное участие в КТД, предметных неделях, олимпиадах и др. оказывать помощь себе и другим людям; выращивать овощи, цветы; принимать участие в школьных делах;
Раздел №1 "Дорога к добру и нравственности"
Цель: воспитание осознанного отношения к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений; формирование качества не только гражданина РФ, но и Человека. Задачи:
Показать значение основных жизненных ценностей через призму гражданских прав и обязанностей;
Формировать социально ценностные установки поведения;
Формировать и развивать такие качества характера, как благородство, выдержка, трудолюбие, умение ладить с людьми и др.
Пути реализации раздела "Дорога к добру и нравственности"
Включение в планы работы воспитательных задач
Уроки труда, ИЗО, музыки, как уроки воспитания чувства красоты
Эстетика оформления класса
Деятельность школьного музея
Система работы классного руководителя
Работа библиотеки
Система проведения классных часов: "Уроки общения"
Ключевые дела:
Неделя добра.
Встреча с интересными людьми
Акция «От чистого сердца».
Цикл мероприятий «Поклон земной вам, наши дорогие» (день Учителя, день Матери, День пожилого человека и т. д.)
Акция милосердия (сотрудничество с детским домом «Рождественский», оказание посильной помощи социально нуждающимся группам населения)
Операция «Забота» (помощь ветеранам- у каждого класса свой ветеран или пожилой человек, который нуждается в помощи)
Раздел № 2. «Наш дом - Россия»
Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города, района, России на основе изучения традиций и культурного наследия.Задачи:
Ориентировать обучающихся на получении знаний об истории своей семьи, школы т. д. для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
Формирование бережного, уважительного отношения к старшему поколению, природе, историческим ценностям.
Пути реализации раздела «Наш дом - Россия»
Включение в планы уроков воспитательных задач
Деятельность школьного музея
Расширение внешних связей с ветеранскими организациями и другими общественными организациями
Школьный компонент Учебного плана: биологическое краеведение
Ключевые дела:
Игра «Зарница»;
Концерт «Для вас, ветераны».
Уроки мужества;
Традиционный календарь (день прав человека, день конституции, день независимости России и т. д.);
Линейка Памяти (к 9 мая);
Экскурсии по историческим местам;
Фестиваль детского творчества «Песни военных лет», «Алло, мы ищем таланты»;
Раздел №3 "Отчий дом"
Цели: развитие и упрочение связей семьи и школы как основы социальной адаптации.
Задачи:
Формировать взаимоотношение между членами семьи, основанные на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи и т.д.;
Формировать осознанное отношение подростка к таким понятиям, как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, выдержка;
Воспитывать чувства семейного долга взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, заботливости, самопожертвования т. д.
Пути реализации программы «Отчий дом».
Введение модуля в учебные программы по обществознанию и технологии «Семья и общество»
Взаимодействие с социумом.
Университет педагогических знаний родителей.
Кружок «Умелые ручки»
Ключевые дела:
Конкурс рассказов о семье «Расскажи нам о себе, расскажи нам о семье»;
Конкурс рисунков «Моя семья»; «Моя мама»;
Час общения «Вместе с сыном, вместе с дочкой, вместе дружная семья»;
Вечера встречи поколений «Чтобы помнили»;
Вечер от всей души к 8 марта «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать»;
Конкурс на лучшую семейную фотографию «Это я, это я, это - вся моя семья!»;
Семейные спортивно-оздоровительные мероприятия «Весёлые старты»;
Фестиваль семейного творчества.
Раздел №4 "Живая планета"
Цель: воспитание осознанного понимания экологической культуры человека
Задачи:
Формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о братьях наших меньших;
Формировать умения и навыки экологического поведения;
Способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человека
Пути реализации программы «Живая планета».
Проектная деятельность по озеленению и благоустройству класса.
Ключевые дела:
«Осенний бал»
Цветочная выставка «Бал цветов»
«День птиц» (построить и развесить кормушки для птиц);
Акция «Моя улица - мой дом родной»
Акция «Мой школьный двор самый чистый»
Экологические десанты
Участие в муниципальных и краевых конкурсах экологической направленности
Выставка поделок из природного материала «Дары матушки осени»
Раздел №5 "Счастливо жить - здоровым быть"
Цель: Способствовать пониманию школьниками значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
Задачи:
Продолжить формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;
Продолжить формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек;
воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности.
Пути реализации подпрограммы «Счастливо жить - здоровым быть!»
Внеклассная спортивная работа.
Участие в спортивных соревнованиях и работе спортивных секций: баскетбол, футбол, настольный теннис.
Классные часы, беседы с учащимися по теме ЗОЖ (Здоровый образ жизни).
«Курить – здоровью вредить»
День здоровья
Беседы с медработником «Культура питания»
«Алкоголь и наркотики – враги человечества»
Физкультминутки
Учёт больных детей, диагностика здоровья.
Ключевые дела:
Президентские тесты.
«День здоровья»
Спортивные соревнования по различным видам спорта, кроссы, эстафеты
Экскурсии на природу
Уроки безопасности;
Деятельность спортивных секций.
Раздел №6 "Традиции храня и умножая"
Цель: формирование представления о прекрасном как общечеловеческой ценности, раскрытие сущности этого понятия.
Задачи:
Формировать представления об теоретических и ценностных основах эстетической культуры личности;
Формировать художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; способствовать эстетическому самообразованию и самовоспитанию ориентированных на самосовершенствование личности;
Воспитывать творческие потребности и способности
Пути реализации программы «Традиции храня и умножая»
Включение в планы уроков воспитательных задач.
Уроки технологии, ИЗО, музыки, как уроки воспитания чувства красоты
Сотрудничество с Дом офицеров на Энке;
Участие в концертных программа школы;
Деятельность кружков «Мир вокруг нас».
Ключевые дела:
День Знаний, Последний звонок, Выпускной бал.
Народные праздники (Масленица).
Выставка декоративно-прикладного искусства
Месячники и предметные недели
Мастерская Деда Мороза
Деловая игра «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Конкурс знатоков этикета
Конкурсы по плану
Неделя детской книги
«Мисс Весна!»
Раздел №7 "Путь в мир профессии"
Цель: формирование профессионального самоопределения
Задача:
Формирование осознанных представлений о мире труд а и профессий;
Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; развитие рефлексии и обучение навыкам по самопознанию;
Формировать убежденность в том, что трудовая деятельность на благо отчизны является формой морально оправданного существования человека;
Воспитывать уважение ко всякому труду и людям труда, правильный подход к выбору профессий стремление творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов.
Пути реализации программы «Путь в профессию»
Классные часы «Твой профессиональный выбор»
Ключевые дела:
Участие в предметных олимпиадах по технологии;
Встреча с интересными людьми;
Экскурсия на предприятия и учреждения города Краснодара;
Работа спортивных секций, творческих объединений, клубов по интересам.
Модель воспитанника
Это человек:
овладевший знаниями в области культуры, истории России, гражданин и патриот своей родины;
воспитанный на основе нравственных традиций русского народа - жизнерадостный, доброжелательный, вежливый, миролюбивый, отзывчивый, гостеприимный, дорожащий своей честью и достоинством;
любящий свою семью, почитающий родителей, руководствующийся в жизни высокими духовными идеалами, гуманный и милосердный;
обогащенный знаниями в области истории народов мира, мировых традиций;
наделенный глубокими и прочными знаниями по различным дисциплинам;
получивший начальные профессиональные навыки по выбранному им направлению;
способный к продолжению образования и самообразованию;
готовый к самостоятельной трудовой деятельности;
эрудированный, активный и целеустремленный, умеющий преодолевать трудности, отстаивать свою точку зрения, свои и общественные интересы, разбирающийся в политике и экономике;
уважающий иные мнения, национальные убеждения и религиозные обычаи людей;
владеющий высокой культурой общения и поведения, культурой быта и эстетическим вкусом;
обладающий развитым интеллектом, деловым этикетом;
трудолюбивый и способный к самореализации в различных видах деятельности.
Индивидуальная работа с учащимися
1. Работа с одаренными детьми:
собеседование с учителями, работающими в классе;
организация участия детей в школьных олимпиадах;
мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог).
2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:
организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
организация индивидуальной творческой деятельности;
создание условий для самовыражения;
включение в общешкольное воспитательное пространство.
3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
собеседование с родителями;
собеседование с психологом;
наблюдение и особое внимание, коррекция;
организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
4. Работа с детьми с девиантным поведением:
собеседование с родителями;
собеседование с психологом;
контроль социального педагога;
контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
вовлечение в творческую деятельность;
собеседование с учителями, работающими в классе;
наблюдение и коррекция поведения.
Циклограмма для классного руководителя
• Ежедневно
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
• Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2.Проведение мероприятий в классе (по плану).
3. Работа с родителями (по ситуации).
4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
5. Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся.
• Каждый месяц
1. Посещение уроков в своем классе.
2. Консультации у школьного психолога.
3.Классный час ТБ и ПДД.
4. Встреча с родительским активом.
5. Совещание по планированию работы (по графику).
• Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Семинар (учеба) классных руководителей.
3. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
4. Проведение родительского собрания.
• Один раз в год
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана работы класса.
4. Статистические данные класса (1 сентября).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования . Научно-методический журнал./ Е.В. Бондаревская // Методист.-2003.-№ 2.-С.2-6.
2.Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - М., 2000 г4.Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой - М., 1992 г.
5.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2000 г.
6.Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры. Серия: Сердце отдаю детям. Национальный проект. Елена Воронова. – М.Феникс. 2011г.
7.Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".
8.Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М., 2001 г.
9.Закон РФ "Об образовании". - М., 1996 г.
10.Конвенция ООН о правах ребенка.
11.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
12.Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года.
13.Киммел Т., Клайн Ф., Бенуа С. Воспитание с любовью и логикой. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995
14.Минимальный социальный стандарт РФ "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования".
15.Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
16.Национальный проект "Образование". Нормативно-правовые документы.
17.Права ребенка в РФ относительно конвенции Оон о правах ребенка.
18.Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001 - 2010 годы.
19. Упрямый ребенок (Добсон),2013
20.Как приучить ребенка к порядку и дисциплине (Добсон) ,2013
21. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. - М., 2002 г.
22.Журналы: "Классный руководитель", "Воспитание школьников", "Справочник классного руководителя", "Воспитательная работа в школе", "Классный руководитель".
Концепция ОУ: Деятельностный подход в образовании как средство развития личности, способной самореализоваться в информационном обществе.
Методическая тема ОУ: повышение эффективности качества образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий на основе деятельностного подхода.
Основная цель воспитательной деятельности школы:
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, готового к осознанному профессиональному выбору.
Задачи воспитательной деятельности школы:
Формирование базовых национальных ценностей у учащихся ОУ.
Формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.
Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни школы и социума, на основе социального проектирования.
Создание условий для укрепления здоровья учащихся, профилактики ЗОЖ.
Развитие системы детского самоуправления .Сотрудничество с родительской общественностью.
Методическая работа в ОУ
Дата Тема Форма участия
Тематический педагогический совет
февраль «Технология деятельностного подхода на уроке и во внеурочное время» Методический семинар ОУ
февраль «Деятельностный подход в образовании» ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ КЛАССА: создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КЛАССА:
помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
формирование здорового образа жизни школьника;
воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы;
воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Психолого-педагогическая характеристика класса
1. История возникновения класса как группы.
Обучаются вместе с 1 класса. Первая учительница Федина О.А. Многие вместе ходили в один д/с. В 4 класс прибыл – Дрыгин Игорь.
2. Состав класса, характеристика семей учащихся класса
В классе 26 учащихся, 13 мальчиков и 12 девочек. Год рождения: 2000 г/р – 6, 2001 г/р - 3;1999-1 Почти у всех семья полная, только у троих не полная . Семья Кузнецова М. и Аринина А. – многодетная, малообеспеченных 5 семей. Возраст родителей от 30 лет и старше. Большинство родителей имеют постоянную работу.
3. Состояние межличностных отношений в группе учащихся
Отношения между детьми нормальные, могут подшучивать друг над другом без обид. Активно участвуют во всех (классных и общешкольных) мероприятиях.
3.1. Деление класса на микрогруппы (количество, состав, взаимоотношения)
Деления на группы отсутствует, отношения дружеские.
3.2 Лидеры группы (количество, направленность)
--------- – могут быстро решить любые хозяйственные проблемы в классе, -----------– решают все классные проблемы, помогают в затруднениях по усвоению школьного материала любому из одноклассников.
3.3. Учащиеся с высоким статусом в группе
------------------ – чаще всего обращаются к этим уч-ся взрослые и дети с просьбами, вопросами и др.
3.4. Учащиеся не принимаемые в группе (причины)
В классе не все ребята приветливые, бывают нетактичны в общении друг с другом.
4. Характер образовательной программы
Традиционная. Классическая.
5. Успешность освоения школьниками образовательной программы (количество учащихся по уровню успеваемости)
В основном учащиеся успевают по предметам. 4 «хорошиста»:-----------------------., способен учиться без «3» -----------------------.
6. Состояние динамика здоровья ребенка
Многие из учащихся страдают простудными заболеваниями. В особом внимании нуждаются: -------------------------------
8. Участие учащихся в занятиях физической культурой и спортом
Уроки физкультуры очень любят. Особенно им нравятся волейбол, футбол. -----------Участвуют в районных соревнованиях – ------------------
9. Отношения с родителями
У всех ребят отношения с родителями хорошие, дружеские. Не все родители посещают родительские собрания (-------------.). Родители контролируют учебу своих детей.
( вставить данные по своему классу)
КАРТА – ХАРАКТЕРИСТИКА ______ КЛАССА
№
п\пФамилия Имя
ребенка пол группа здоровья средний бал успеваемости достоинства недостатки самооценка интересы трудовая активность принадлежность к детским, молодежным организациям
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 45720030480Кол-во мальчиков - 1 гр. здоровья - Отличники –
Кол-во девочек -2 гр. здоровья -Хорошисты –
3 гр. здоровья -Успевающие –
Инвалиды - Неуспевающие -
00Кол-во мальчиков - 1 гр. здоровья - Отличники –
Кол-во девочек -2 гр. здоровья -Хорошисты –
3 гр. здоровья -Успевающие –
Инвалиды - Неуспевающие -
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ______ КЛАССА
Классный руководитель__________________________________________________
Количество учащихся ________ (девочек ________, мальчиков _________ ).
1.Полных семей _________________, кол-во в них детей _______________.
2. Неполных семей ______________, кол-во в них детей _______________.
ФИО ребёнка, дата рождения ФИО родителей (родителя), кол-во детей в семье (всего) Причина неполноты семьи (развод, вдовство, мать одиночка, отец одиночка) Домашний адрес, телефон
1 2 3.. 3. Дети проживающие под опекой ________________, дети сироты ______________.
ФИО ребёнка, дата рождения ФИО родителей, статус ФИО опекуна, место работы Домашний адрес, телефон
1 2.. 4. Дети с ограниченными возможностями _________________.
ФИО ребёнка, дата рождения Диагноз, № удостоверения, когда и кем выдан ФИО родителей (родителя), кол-во детей в семье (всего) Домашний адрес, телефон
1 2.. 5. Семьи, состоящие на учёте в соц. защите __________, кол-во детей в них _________________.
ФИО ребёнка, дата рождения ФИО родителей, кол-во детей в семье (всего) Статус семьи (малообеспеч., многодетная, неполная, ребёнок-инвалид) Домашний адрес, телефон
1 2 3 6. Неблагополучные семьи __________________, кол-во в них детей__________________ .ФИО ребёнка, дата рождения ФИО родителей, кол-во детей в семье (всего) Причина неблагополучия семьи Домашний адрес, телефон
1 2 3.. 7.Учащиеся на учёте в ОПДН_____________, ШПУ ________________, группа риска ______________.
ФИО ребёнка, дата рождения ФИО родителей, кол-во детей в семье (всего) Вид учёта Домашний адрес, телефон
1 2 3.. 8. Многодетные семьи ________________, кол-во детей в них _________________.
ФИО ребёнка, дата рождения ФИ, дата рождения, класс брата или сестры ФИО родителей, кол-во детей в семье (всего) семья
полная неполная
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Примечания: пункт 4- ксерокопия удостоверения и ксерокопия заключения последней комиссии;
пункт 5- ксерокопия справки из соц. защиты.
ЗАНЯТОСТЬ ДЕТЕЙ ______ КЛАССА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
№
п\п-749307620000 День недели
Фамилия Имя
ребенка Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Кру
жок, секция Время Кру
жок, секция Время Кру
жок, секция Время Кру
жок, секция Время Кру
жок, секция Время
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 И т.д.
Дни рождения учащихся по месяцам
сентябрь октябрь ноябрь
декабрь январь февраль
март апрель май
июнь июль август
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
_____ КЛАССА
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Развитие самосознания через нравственное воспитание обучающихся»
Месяц_______________________________
Направления воспитания и социализации Гражданско-правовое и патриотическое воспитание
Духовно-нравственное воспитание Воспитание трудолюбия,
творческого отношения
к образованию,
ЗОЖ, подготовка к сознательному
выбору профессии Экологическое воспитание Эстетическое воспитание
Работа с активом Работа с учащимися «группы риска» Работа с социумом Диагностика
(мониторинг)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
Собрать индивидуальные сведения об учащихся, их родителях (сентябрь).
Составить список учащихся на бесплатное питание, собрать заявление от родителей на бесплатное питание (сентябрь).
Осуществлять ежедневный контроль за учащимися, питающимися бесплатно (в теч. учебного года).
Индивидуальная работа с учащимися, учителями-предметниками по предварительным итогам успеваемости (в конце каждого итогового периода).
Индивидуальная работа с учащимися, учителями-предметниками по текущей успеваемости, дисциплине на уроках (в теч. учебного года).
Индивидуальная работа с родителями учащихся по поводу текущей и итоговой успеваемости, внешнему виду, дисциплине учащихся (в теч. учебного года).
Индивидуальная работа с учащимися по их внешнему виду, наличии спортивной формы на уроках физической культуры (в теч. учебного года).
Индивидуальная работа с учащимися по выполнению поручений (в теч. учебного года).
Индивидуальная работа с ______________ (адаптация учащегося в школьной среде)
Диагностика результатов обучения каждого учащегося, учет их личностных достижений (в теч. учебного года).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТОК УЧАЩЕГОСЯ
Фамилия, имя, отчество_______________________________________________________________________________________
Дата и место рождения___________________________________________________________________________________________
Местожительство__________________________________________________________________________________________________________
Состав семьи:
Родители: отец мать
Ф.И.О._________________________________________________________________________________________________________________
Образование______________________________________________________________________________________________________________
Место работы_____________________________________________________________________________________________________________
Остальные члены семьи___________________________________________________________________________________________________
Жилищные условия_______________________________________________________________________________________________________
Характеристика учащегося________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ п\пФамилия Имя
ребенка Дата Цель индивидуальной работы Результат проделанной работы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Работа с учащимися «группы риска»
Лист контроля
Ф.И.учащегося Дата Нарушения Проведенная работа
Личная карта
Фамилия, имя, отчество______________________________________
Возраст___________ Дата рождения___________________________
Класс____________ Год обучения в данной школе_______________
Учился в других школах______________________________________
Дублировал классы__________________________________________
Состав семьи (полная, неполная, наличие других членов семьи)_______________________________
Жилищно-бытовые условия____________________________________
Наличие условий для занятий у ребёнка__________________________
Моральная атмосфера в семье ___________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье_____________________________________________
Асоциальное поведение родителей или членов семьи_________________________________________
Алкоголизм или наркомания родителей или членов семьи_____________________________________
Культурный уровень семьи________________________________________
Воспитательный потенциал _______________________________________
Кто из членов семьи имеет наибольшее влияние на ребёнка____________________________________
Тип характера ребёнка____________________________________________
Качества личности_______________________________________________________________________________
Характер отклонений в поведении______________________________________________________________________________
Причины отклонений в поведении_________________________________________________________________________________________________
Вредные привычки_________________________________________________
Положение в коллективе_________________________________________________________________
Поведение на перемене______________________________________________
Поведение на уроках________________________________________________
Бывает ли объектом агрессии со стороны одноклассников или старших учащихся?_______________
Круг общения:
в школе_________________________________________________________
вне школы______________________________________________________
Учебная деятельность:
успеваемость__________________________________________________
мотивация обучения____________________________________________
посещение уроков_______________________________________________
способности к обучению_________________________________________
познавательный интерес__________________________________________
Занятость во внеучебное время_____________________________________
Получение дополнительного образования:
в школе_________________________________________________________
вне школы______________________________________________________
Наличие трудовых навыков________________________________________
Предпочитаемые виды труда_______________________________________
Состоит ли на внутришкольном учёте (дата постановки и снятия с учёта)________________________
Состоит ли на учёте в ИДН (дата постановки и снятия с учёта)_________________________________
Вызов на совет по профилактике правонарушений школы_____________________________________
Вызов на заседание КДН______________________________________________________________
ЭКРАН УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ _____ КЛАССА В ШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
№
п\п-488956096000 Мероприятия
Фамилия Имя
ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 И т.д. Общая сумма баллов Критерии оценок
5 баллов – качественное выполнение поручения (КТД)3 балла – справился с поручением на половину 1 балл – поручение только начал
4 балла – хорошее выполнение поручения (КТД)2 балла – справился с поручением на 1\3 0 баллов – не учувствовал (в КТД)
ЭКРАН УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ _____ КЛАССА В КЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
№
п\п-488956096000 Мероприятия
Фамилия Имя
ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 И т.д. Общая сумма баллов Критерии оценок
5 баллов – качественное выполнение поручения (КТД)3 балла – справился с поручением на половину 1 балл – поручение только начал
4 балла – хорошее выполнение поручения (КТД)2 балла – справился с поручением на 1\3 0 баллов – не учувствовал (в КТД)
ЗАНЯТОСТЬ ДЕТЕЙ ______ КЛАССА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
37655521590000
№
п\п День недели
Фамилия Имя
ребенка Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Кру
жок, секция Время Кру
жок, секция Время Кру
жок, секция Время Кру
жок, секция Время Кружок, секция Время
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
ПОРУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ __________ КЛАССА
№
п\пФамилия Имя ребенка
1 полугодие 2 полугодие
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 И т.д. Дежурство по школе
Старший дежурный:
Дата 1 этаж Вход
в школу 1.
2. 1.
2. 1.
2. Столовая, спортзал 1.
2. 1.
2. 1.
2. Коридор начальной школы
1.
2. 1.
2. 1.
2. Коридор рисования, технологии 2 этаж Библиотека, мед. Кабинет, биология 1.
2. 1.
2. 1.
2. Коридор каб. информатики, математики 1.
2. 1.
2. 1.
2. Коридор каб.химии, каб.психологии, 1.
2. 1.
2. 1.
2. Коридор истории
Географии, физики 1.
2. 1.
2. 1.
2.
Дежурство по классу
№ ФИ Дни дежурства
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Работа с родителями на 1 полугодие 20___-20___ учебного года
Месяц Мероприятие
Сентябрь Анкетирование родителей: образование, место работы, специальность, доход семьи, состав семьи…
Октябрь Родительское собрание «Наши «трудные» дети» (особенности возраста, проблемы и успехи класса)
Ноябрь Информация родителям об итогах успеваемости 1 четверти.
Декабрь Родительское собрание «Первые проблемы подросткового возраста».
Информация родителям о деятельности детей в течение 1 полугодия.
Приглашение родителей на малый педсовет по вопросу о пропусках учебных занятий учащимся.
Ежемесячно Еженедельное информирование родителей о результатах обучения учащихся через дневник, лист успеваемости.
Посещение семей учащихся, пропускающих учебные занятия. Своевременное информирование родителей о пропусках занятий учащимися. Индивидуальные беседы с родителями учащихся, пропускающих учебные занятия, нарушающих дисциплину на уроках
Работа с родителями на 2 полугодие 20___-20___ учебного года
Месяц Мероприятие
Январь Общешкольная родительская конференция «Воспитание чувства ответственности за свою безопасность»
Февраль Родительское собрание «Компьютер в жизни школьника».
Март Общешкольная родительская конференция «Влияние семейных установок на социально-нравственное и психическое здоровье школьника»
Апрель Родительское собрание «Результативность школьного урока: от чего она зависит?»
Май Анкетирование родителей «Индивидуальная образовательная траектория уч-ся на следующий учебный год».
Июнь Привлечение членов классного родительского комитета к организации ремонтных работ в кабинете.
Благодарственные письма родителям.
Посещение родительских собраний, конференций
№ п/п Ф.И.О. учащегося И т.д. Протокол родительского собрания №
Дата:_____________
Тема: ________________________________________________________________________________________________
Присутствовало: _____ чел.
Отсутствовали: ________________________________________________________________________________________
ПОВЕСТКА:
1._________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________________
ХОД СОБРАНИЯ:
1.___________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Решение:
1. ____________________________________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________________________________________________
Секретарь: _______________ /____________________/
Посещение школы родителями учащихся
(кроме родительских собраний)
№ ФИ уч-ся ФИО родителей 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. И.т.д. Взаимосвязь классного руководителя
с родителями учащихся
(кроме родительских собраний)
№ ФИ уч-ся ФИО родителей 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. И т.д. Индивидуальные беседы с родителями учащихся __ класса
Дата Ф.И.О. родителей Тема беседы Результат
ЛИСТ ПОСЕЩЕНИЯ СЕМЕЙ
№
п\пФамилия Имя
ребенка Дата Цель посещения Результат
1 2 3 4
и т.д. АКТ
первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего
От «_____» _________________201 года
Комиссия в составе:____________________________________________________________
Провела обследование условий несовершеннолетнего_______________________________
И установила следующее: _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Адрес, телефон:_______________________________________________________________
Ф.И.О., год рождения: отца______________________________________________________
матери______________________________________________________
место работы, профессия, род занятий, размер зарплаты:
отца__________________________________________________________________________
матери_______________________________________________________________________
сведения о детях (Ф.И.О., год рождения, занятость детей):
Сведения о других членах семьи (проживающих совместно или участвующих в воспитании ребёнка – указать формы и степень участия)
_____________________________________________________________________________
Состояние здоровья членов семьи (состоят на учёте в диспансерах, имеют хронические заболевания, инвалидность и т.п.)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия проживания и самообеспечения семьи (жилищные условия: указать размер жилой площади, собственника жилья, наличие прописки у обоих родителей, детей; наличие коммунальных удобств, состояние жилья, наличие подсобного хозяйства, земельного участка, его использование; наличие у ребёнка отдельной комнаты( выделенное место в комнате с другими членами семьи, не имеет закреплённого личного места), наличие индивидуального спального места (имеет общее спальное место с другими членами семьи), постельных принадлежностей, одежды по сезону (состояние и условие хранение детских вещей), наличие места для занятий и игр, личных вещей, книг, школьных принадлежностей, игрушек, запас продуктов питания; готовой пищи, соответствующей возрасту ребёнка)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социально – психологический климат в семье (высокая степень благоприятности, средняя степень благоприятности, низкая степень благоприятности. начальная неблагоприятность, средняя неблагоприятность, высокая неблагоприятность) __________
_____________________________________________________________________________
Признаки неблагополучия:______________________________________________________
Заключение:__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подписи членов комиссии:
Результаты проверки
Замечания, предложения администрации ОУ
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________