Рабочая программа по внеурочной деятельности Театральный калейдоскоп
Разработала:
Белинская Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 29 г. Сочи
Данная программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.
Театральное искусство – самый воспитательный вид искусства. Синтез литературы и сценического действия активно влияют на стремление детей к познанию, раскрытию души. Воздействие театра на самые скрытые, потайные свойства духовности молодой личности – неоспоримо. Сейчас мы все переживаем острый дефицит человечности. Нестабильность, неустроенность, проблемы общения неразрывно связаны с внутренним состоянием общества. Поэтому выявилась необходимость в создании театрального кружка, необходимость в живом действенном слове на сцене, слове, которому доверяешь. Поскольку сцена – продолжение реальной жизни, точнее квинтэссенция ее проблем, ясно, что социальные изменения будут воздействовать на ребенка. Чем раньше ребенок прилет в театр, чем раньше он поймет, что это такое, - тем лучше. Потому что, когда ребенок смотрит на экран телевизора, он видит перед собой лицо, мимику актёра, все близко, понятно, конкретно. Но тогда он начинает следить только за внешними проявлениями чувств актёра, а не за внутренними. Сопереживать экрану сложнее, чем той богатой энергетике, которая идет со страниц книги или со сцены. Почему, например, сейчас такая проблема с детской преступностью? Как раз из-за того, что у ребенка не хватает фантазии, чтобы соотнести свое действие с его последствием.
Театр развивает воображение, и чем лучше, тем ярче оно рисует результат, тем меньше вероятность негативных поступков. Каждый спектакль несет свою задачу. Важно, когда от спектакля у ребенка, остается какой - то след. Когда он начинает задумываться, по -другому относиться к себе и близким.
Задача театра, чтобы человек посмотрел на себя как в зеркало, или заглянул в свою душу, или вдруг о чем-то задумался о том, что раньше ему и в голову не приходило.
Необходимо решать вопрос о формировании духовности растущей личности не с профессионально – обучающих позиций, а с погружения ребенка в общую сущность общечеловеческих, их порождение, восприятие, оценку. Необходимо создать определенную эстетическую базу мироощущения, мировосприятия ребенка, а потом осваивать навыки театрального творчества.
Актуальность данной программы неоспорима. Каждому человеку хоть раз в жизни приходится выступать пред аудиторией; при этом многие испытывают определенные затруднения. Как сделать свою речь яркой, эмоциональной, интонационно – выразительной? В повседневной работе с детьми я работаю непосредственно над исправлением речевых недостатков, каждому ребенку подхожу индивидуально. Практика показала, что занятия сценической речью во многом помогают детям, как на уроках в школе, так и в повседневной жизни, дети используют приобретённые навыки и знания.
Формирование коммуникативных навыков также влечет за собой положительный результат.
Ребенок путем специальных упражнений (этюдов) знакомится с основами актерского мастерства, дисциплинирует психофизический аппарат, становиться более общительнее коммуникативнее, повышает общий интеллектуальный уровень.
Ожидаемым результатом является постановка миниатюры или спектакля, выступление перед зрителями. Способы проверки: выступления, тестирования, Программа имеет художественную направленность.
Программа является модифицированной.
Особенность данной программы состоит в ее интегрированности, что позволяет сочетать эстетическое, интеллектуальное, нравственное, патриотическое воспитание. Дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживание связей между урочной и внеурочной сферами жизни.
Программа рассчитана на 4 года обучения .
Режим занятий:
I год обучения – 4 часа в неделю, 132часа в год.
II год обучения – 3 часа в неделю,132 часов в год.
III год обучения –3часа в неделю, 132часов в год.
IV год обучения –4часа в неделю, 136часов в год.
Цель: подготовка ребенка к самостоятельному художественному творчеству, связанному с искусством драматического театра, воспитать не профессионала, а Любителя театра, в лучшем понимании этого слова. Важно привить ребенку любовь к игре, к ее действенному содержанию. Программа этих занятий основана на комплексном подходе к построению занятий, который выражается в изучении тем, связанных с историей театра, сценической речью, сценической пластикой, импровизацией, драматизацией.
Основные задачи
1. Знакомство детей с различными видами театра 2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Структура программы
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басня, находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.). Пополнять словарный запас, образный строй речи.
Программные задачи
Развивать чуткость к сценическому искусству.
Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами.
Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
Расширять представления детей об окружающей действительности.
Активизировать ассоциативное и образное мышление.
Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
Учить действовать на сценической площадке естественно.
Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.
Углублять представления о предметах, декорациях. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.
Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения. Формировать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя тростевых кукол.
Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.
Учебно-тематический план
первого года обучения
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
1
Основы театральной культуры
10
1
Что такое театр? Особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусства. Разновидности театров.
2
2
Виды театрального искусства
2
3
Театральные профессии: актер, режиссер, художник, композитор, гример, костюмер и т.д.
2
4
Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис.
1
5
Культура поведения в театре.
1
2
Театральная игра
20
1
Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности.
3
2
Игры на развитие воображения, фантазии, инициативы и находчивости.
3
3
Игры на развитие умения обыгрывать воображаемые предметы и
согласовывать свои действия с партнерами.
3
4
Игры на развитие пантомимических навыков.
3
5
Игры на развитие быстроты реакции и координации движений.
3
6
Знакомство с понятием «сценический этюд».
2
7
Отработка этюдов с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение
3
2
Культура и техника речи
20
1
Упражнения - тренинги, концентрирующие и развивающие внимание
2
2
Упражнение на развитие речи
3
3
Игры на снятие зажатости и скованности
2
4
Упражнения – тренинги, развивающие воображение
2
5
Дыхательная и голосовая гимнастика
1
6
Артикуляционная гимнастика
2
7
Упражнения на свободу звучания с мягкой атакой. Тренировка четкого произношения согласных на конце слова.
3
8
Развитие четкости речи. Скороговорки, чистоговорки, пословицы
3
9
Развитие памяти
2
3
Ритмопластика
14
1
Упражнения на развитие умения владеть своим телом и попеременное мышечное напряжение, и раскрепощение.
3
2
Упражнение на развитие двигательных способностей (ловкость, подвижность
3
3
Упражнения на развитие чувства ритма и координации движений.
Упражнения на формирование правильной осанки
Упражнения на пластику
5
4
Упражнения на развитие умения создавать образы с помощью жестов, мимики и пластики
Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка. Разучивание вальсового шага.
3
4
Репетиция постановки.
60
5
Выступления
8
Всего:
132
Содержание программы
первого года обучения
Раздел 1 Основы театральной культуры-. Что такое театр? Особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусства. Разновидности театров.
Виды театрального искусства. Театральные профессии: актер, режиссер, художник, композитор, гример, костюмер и т.д. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Культура поведения в театре.
Раздел 2 Театральная игра
Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Игры на развитие воображения, фантазии, инициативы и находчивости. Игры на развитие умения обыгрывать воображаемые предметы и согласовывать свои действия с партнерами. Игры на развитие пантомимических навыков
Игры на развитие быстроты реакции и координации движений.
Знакомство с понятием «сценический этюд». Отработка этюдов с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение
Раздел 3 Культура и техника речи
Упражнения - тренинги, концентрирующие и развивающие внимание
Упражнение на развитие речи
Игры на снятие зажатости и скованности
Упражнения на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе
Упражнения – тренинги, развивающие воображение «Прогулка на природе», «Лабиринт».
Дыхательная и голосовая гимнастика
а) Тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.).
б) Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее) дыхание (упражнения «Жилет», «Комар», «Котенок»).
в) Тренировка мышц дыхательного аппарата:
- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц;
- дыхательный тренинг.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения на свободу звучания с мягкой атакой. Тренировка четкого
Развитие четкости речи. Скороговорки, чистоговорки, пословицы
упражнения для языка;
упражнения для губ;
упражнения для челюсти.
Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орёл», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)
Развитие памяти
Раздел 4.Ритмопластика.
Упражнения на развитие умения владеть своим телом и попеременное мышечное напряжение, и раскрепощение упражнения по коррекции осанки, коррекции походки. Упражнение на развитие двигательных способностей (ловкость, подвижность). Упражнения на развитие чувства ритма и координации движений. на развитие гибкости и силы (различные виды отжиманий, подтягиваний, приседаний, наклонов упражнения на развитие прыгучести волевая гимнастика- упражнения, пригибаний, поворотов; парные упражнения со всевозможными видами сопротивления партнёра, локомоторные упражнения; статистические упражнения;).
Упражнения на развитие умения создавать образы с помощью жестов, мимики и пластики
Раздел 5. Репетиция постановки.
Раздел 6. Выступления.
Результативность
I год обучения
Дети должны знать:
- общие сведения о профессии «актер»;
- общие сведения о голосоведении и артикуляции;
- общие сведения о закономерностях движенческих функций человека и животных;
Дети должны уметь:
- правильно распределять дыхание по тексту;
- находить логику текста;
- действовать с предполагаемым предметом;
- использовать приобретенные навыки и знания на занятиях;
- уметь образно воспринимать персонаж своей роли;
- уметь общаться со сверстниками в различной социальной среде;
- уметь использовать на занятиях артистизм и фантазию;
- уметь импровизировать;
- уметь пользоваться реквизитом, декорациями;
- уметь позитивно оценивать ситуации и поступки;
- уметь добиваться поставленных целей, результатом которых должно быть выступление перед зрителями;
Учебно-тематический план
второго года обучения
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Теор.
Практ.
1
Основы театральной культуры.
1
1.1
Театральная терминология.
2
Театральная игра
26
2.1
Сценическое действие.
6
2.2
Сценическое воображение.
6
2.3
Сценическое внимание.
6
2.4
2.5
2.6
Преодоление мышечных зажимов (релаксация).
Коммуникативные игры, тренинги.
Народные игры.
2
2
4
3
Культура и техника речи
28
3.1
Голосоведение и артикуляция
6
3.2
Определение логики текста.
6
3.3
Распределение дыхание по тексту.
6
3.4
Развитие памяти, разучивание текста.
10
4
Ритмопластика.
35
4.1
Координация вестибулярного аппарата.
4
4.2
Движенческие функции человека и животных.
6
4.3
Действие с предлагаемым предметом.
10
4.4
Действие в предлагаемых обстоятельствах.
6
4.5
Этюд.
7
5
Репетиции постановки.
23
23
6
Выступления.
5
5
Всего:
102
102
Учебно-тематический план
второго года обучения
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
дата
факт
1
Основы театральной культуры.
1
1.1
Театральная терминология.
2
Театральная игра
26
2.1
Сценическое внимание
7
1. Упражнения - тренинги, концентрирующие и развивающие внимание
2. Игры «Зоркий глаз», «Слова, слова, слова» и т.д
Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса
3. Обрядовые игры с использованием присказок
Обрядовые игры с использованием поговорок
Обрядовые игры с использованием припевок
Упражнения - тренинги, концентрирующие и развивающие внимание
2.2
Сценическое воображение.
6
1. Упражнения – тренинги, развивающие воображение «Познай себя»,
2. Этюд «Волшебный лес», ,
Упражнения – тренинги ,развивающие воображение «Сказочные персонажи».
Этюд«Театр пейзажа»
Этюд «Сновидение».
Упражнения – тренинги
2.3
Сценическое внимание.
6
1. Понятие «Сценическое действие».
2. Развитие внутренней собранности, организованности, чувство партнера путем упражнений «Третий лишний», «Садовник».
упражнения «Третий лишний»
Развитие внутренней собранности «Садовник»
Развитие внутренней организованности.
упражнения «Третий лишний», «Садовник».
2.4
Преодоление мышечных зажимов (релаксация).
Народные игры. «Заря - заряница»,
Коммуникативные игры, тренинги
2
1. Упражнения – тренинги, гимнастика лица.
Преодоление мышечных зажимов (релаксация).
2.5
Народные игры.
2
Народная игра «Золотые ворота».
«Заря - заряница» Народная игра
2.6
Коммуникативные игры, тренинги
4
Коммуникативные игры, тренинги «Диалог»
Коммуникативные игры, тренинги «Диалог», «Интервьюирование».
Тренинг «Интервьюирование».
Тренинг
3
Культура и техника речи
28
3.1
Голосоведение и артикуляция
6
1. Произношение звукоряда
2. Изучение соединительных согласных.
3. Артикуляционные упражнения.
быстрота и четкость проговаривания слов и фраз.
Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.
Изучение соединительных согласных Артикуляционные упражнения.
3.2
Определение логики текста.
6
1. Выразительное чтение текста.
2. Смысловой анализ
Работа над текстом
Выразительное чтение текста
Выразительное чтение текста
Выразительное чтение текста
3.3
Распределение дыхание по тексту.
6
1. Развитие голосовых данных, умение владеть голосовым аппаратом.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Работа с пространством и внимание к отзвукам
4. Координация комплексного дыхания (рисуем выдохом картину).
4.Координация комплексного дыхания (рисуем выдохом картину).
Развитие голосовых данных
3.4
Развитие памяти, разучивание текста.
10
Упражнения, развивающие эмоциональную память «Кино наоборот», «Что? где? когда?» и т.д.
Разучивание текста.
Упражнения развивающие память.
Дыхательный тренинг
Упражнения развивающие память.
Дыхательный тренинг
Упражнения развивающие память
Упражнения развивающие память.
Дыхательный тренинг
Дыхательный тренинг
4
Ритмопластика.
35
4.1
Координация вестибулярного аппарата.
4
Упражнения «Шаги – цели» и т.д.
упражнения по коррекции осанки, коррекции походки
упражнения по коррекции осанки, коррекции походки.
Упражнения «Шаги – цели» и т.д.
4.2
Движенческие функции человека и животных.
6
Типичные повадки животных.
Физиологические особенности человека.
Упражнения на развитие чувства ритма и координации движений. на развитие гибкости 1и силы (различные виды отжиманий, подтягиваний, приседаний, наклонов
упражнения на развитие прыгучести
Упражнения на развитие умения создавать образы с помощью жестов, мимики и пластики
упражнения на развитие прыгучести
4.3
Действие с предлагаемым предметом.
10
Наделение предмета свойством, совершение по отношению к предмету целенаправленных действий
Упражнения с мячом.
Упражнение со стулом.
Упражнения скакалкой
Упражнения обручами
Упражнения кеглями
Упражнения книгой
Упражнения с ленточками
Упражнения с мячом, кеглями, скакалкой, обручами, книгой и т.д.
Упражнения с ленточками
4.4
Действие в предлагаемых обстоятельствах.
6
Понятие «Предлагаемое обстоятельство».
Упражнения «в киностудии», «в школе» и т.д.
Упражнения со стулом.
Упражнения на вокально-двигательную координацию.
Упражнения на вокально-двигательную координацию.
Элементы разных по стилю танцевальных форм.
тренировка суставно-мышечного аппарата
4.5
Этюд.
7
Логика построения этюда.
Этюд на тему сказок.
Самостоятельная работа детей над этюдом.
Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)
Сценический этюд «Скульптура»
Сценические этюды по группам: «Очень большая картина»
Сценические этюды по группам
Репетиции постановки.
34
Разработка театрализованного представления ко Дню Матери обсуждение детьми.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Репетиция сценария ко Дню Матери
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.
Работа с текстом. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением
Создание декораций и костюмов.
Репетиция всей пьесы. Уточнение темпоритма спектакля.
Работа над театрализованным представлением. «Осенние посиделки»
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением
Создание декораций и костюмов.
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением
Работа над театрализованным представлением. «Новый год»
Работа над сценарием.
Проба на роль.
Репетиция: выразительность речи.
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях
Создание декораций и костюмов.
Разработка к 8Марта
Репетиция сценария 8 Марта«Выразительность речи
Подбор музыки, Разучивание песен и танцев
Работа над сценарием.
Проба на роль.
Репетиция: выразительность речи
Репетиция: выразительность речи
Репетиция: ритмопластика героя
Атрибуты, декорации, костюмы
Работа над сценарием
Подбор музыки, Разучивание песен и танцев
Проба на роль.
Репетиция: выразительность речи
Репетиция: выразительность речи
Репетиция: выразительность речи
6
Выступления.
6
Всего:
132
Содержание программы
второго года обучения
Раздел 1. Основы театральной культуры
Тема 1.1. Театральная терминология.
Раздел 2 Театральная игра.
Тема 2.1. Сценическое внимание.
1. Упражнения - тренинги, концентрирующие и развивающие внимание
2. Игры «Зоркий глаз», «Слова, слова, слова» Зеркало – елочка
3. Обрядовые игры с использованием присказок, поговорок, припевок.
Тема 2.2. Сценическое воображение.
1. Упражнения – тренинги, развивающие воображение «Познай себя», «Сказочные персонажи».
1)Я – скульптор, а моя рука – глина;
2) Чугунный шар;
3) Замороженный;
4) Суета;
5) Переход;
6) Написать ногами коллективное письмо;
7)Рождение фантастического существа;
8) Жизнь бабочки.
2. Этюды «Волшебный лес», «Театр пейзажа», «Сновидение».
Тема 3.3. Преодоление мышечных зажимов (релаксация).
1. Упражнения – тренинги, гимнастика лица.
Тема 3.4. Сценическое действие.
1. Понятие «Сценическое действие».
2. Развитие внутренней собранности, организованности, чувство партнера путем упражнений «Третий лишний», «Садовник».
Тема 3.5. Коммуникативные игры, тренинги «Диалог», «Интервьюирование».
Тема 3.6.Народные игры «Заря - заряница», «Золотые ворота».
Тема 4 культура и техника речи
Тема4. Голосоведение и артикуляция.
1. Произношение звукоряда.
2. Изучение соединительных согласных.
3. Артикуляционные упражнения.
4.Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными.
Тема 4.2. Определение логики текста.
1. Выразительное чтение текста.
2. Смысловой анализ.
Тема 4.3. Развитие памяти, разучивание текста.
1. Упражнения, развивающие эмоциональную память «Кино наоборот», «Что? где? когда?» и т.д.
2. Разучивание текста.
3.Упражнения с текстами скороговорок.
Тема 4.4. Распределение дыхания по тексту.
1. Развитие голосовых данных, умение владеть голосовым аппаратом.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Работа с пространством и внимание к отзвукам.
4. Координация комплексного дыхания (рисуем выдохом картину).
Тема 4.5. Развитие памяти разучивание текста.
Упражнения развивающие память. Дыхательный тренинг
Раздел 5.Ритмопластика.
Тема 5.1. Координация вестибулярного аппарата.
1. Упражнения «Шаги – цели» и т.д.
Тема 5.2. Движенческие функции человека и животных.
1. Типичные повадки животных.
2. Физиологические особенности человека.
Тема 5.3. Действие с предлагаемым предметом.
1. Наделение предмета свойством, совершение по отношению к предмету целенаправленных действий.
2. Упражнения с мячом, кеглями, скакалкой, обручами, книгой и т.д.
3. Упражнение со стулом.
Тема 5.4. Действие в предлагаемых обстоятельствах.
1. Понятие «Предлагаемое обстоятельство».
2. Упражнения «в киностудии», «в школе» и т.д.
3. Упражнения со стулом.
тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.
Раздел 6. Репетиция постановки.
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение с детьми.
2.Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.
5. Работа с текстом. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
7.Самостоятельная работа детей над этюдом.
8. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
9. Создание декораций и костюмов.
10. Репетиция всей пьесы. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
Раздел 7. Выступления.
Результативность
2 год обучения
Дети должны знать:
- краткие сведения по истории искусства;
- основные теоретические установки по профессии актерского мастерства;
- основные правила орфоэпии;
Дети должны уметь:
- анализировать предложенный драматургический материал;
- существовать на сцене по принципу: «Я» в предлагаемых обстоятельствах;
- исполнять предлагаемые роли под музыкальное оформление;
- показывать пример, дисциплинированность, такт на репетициях и выступлениях;
- добиваться поставленных целей, результатом которых должно быть выступление перед зрителями
Учебно-тематический план
третьего года обучения
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Теор.
Практ.
1
История театрального искусства России.
3
1.1
Художественна история искусства России XX.
1
1.2
Творчество классиков театра.
1
1.3
Театральная терминология.
1
2
Театральная игра.
20
2.1
Сценическое действие.
1
2
2.2
Сценическое воображение.
2
2.3
Сценическое внимание.
3
2.4
Преодоление мышечных зажимов (релаксация).
3
2.5
«Оценка факта» (событие)
1
2
2.6
2.7
2.8
Сценический образ
Коммуникативные игры, тренинги.
Игры народов мира.
1
1
3
1
3
Культура и техника речи
20
3.1
Голосоведение и артикуляция
1
3
3.2
Определение логики текста.
1
3
3.3
Распределение дыхание по тексту.
1
4
3.4
Развитие памяти, разучивание текста.
4
3.5
Ритмический рисунок стиха
1
2
4
Ритмопластика.
25
4.1
Объект внимания
1
4
4.2
Движенческие функции человека и животных.
4
4.3
Действие с предлагаемым предметом.
5
4.4
Действие в предлагаемых обстоятельствах.
1
4
4.5
Этюд.
1
5
5
Репетиции постановки.
55
55
6
Выступления
8
8
Всего:
136
21
115
Содержание программы
третьего года обучения
.
Раздел 1. Основы театральной культуры
Тема 1.1. Художественная история искусства России 19в.
Тема 1.2. Творчество классиков театра.
Тема 1.3. Театральная терминология.
Раздел 2. Театральная игра
Тема 2.1. Сценическое внимание.
1. Упражнения - тренинги, концентрирующие и развивающие внимание
2. Игры «Удивительные состязания», «Всех скороговорок не перескороговоришь», «Магические фигуры».
3. Обрядовые игры с использованием присказок, поговорок, припевок.
Тема 2.2. Сценическое воображение.
1. Упражнения – тренинги, развивающие воображение «Хранитель тайн», «Игры индейцев», «Сиамские близнецы».
2. Этюды на свободную тему.
Тема 2.3. Преодоление мышечных зажимов (релаксация).
1. Упражнения – тренинги, гимнастика лица.
Тема 2.4. Сценическое действие.
1. Понятие «Сценическое действие».
2. Развитие внутренней собранности, организованности, чувство партнера путем упражнений «Пластилинчик», «Пеленгатор».
Тема 2.5. «Оценка факта» (событие).
1. Понятие «событие».
2. Понятие «мотивация».
3. Понятие «сюжет». (5 событийных моментов постановки спектакля, над которым работает коллектив).
Тема 2.6. Сценический образ.
1. Понятие «сценический образ».
2. Определение образа персонажей спектакля.
Тема 2.7. Коммуникативные игры, тренинги «Автопортрет», «Кино и зритель».
Тема 2.8. Игры народов мира (Англия, Швеция, Германия)
Раздел 3.Культура и техника речи.
Тема 3.1. Голосоведение и артикуляция.
1. Произношение звукоряда.
2. Изучение соединительных согласных.
3. Артикуляционные упражнения.
Тема 3.2. Определение логики текста.
1. Выразительное чтение текста.
2. Смысловой анализ.
Тема 3.3. Развитие памяти, разучивание текста.
1. Упражнения, развивающие эмоциональную память.
2. Разучивание текста.
Тема 3.4. Распределение дыхания по тексту.
1. Развитие голосовых данных, умение владеть голосовым аппаратом.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Работа с пространством и внимание к отзвукам.
4. Координация комплексного дыхания (рисуем выдохом картину).
Тема 3.5. Развитие памяти разучивание текста.
1. Упражнения развивающие память.
Тема 3.6. Ритмический рисунок стиха.
1. Работа над интонацией.
2. Умение эмоционально и выразительно преподносить репертуар.
3. Построение авторской фразы.
4. Отличительные различия стихотворения от прозы.
5. Приемы разучивания стиха: а) проигрывание; б) речепластика; в) сталкивание смыслов; г) чувство ритма; д) выделение голосом существительных родительного падежа и конкретных прилагательных; е) строковая пауза; ё) выговаривание строки на «крепком» дыхании.
Раздел 4.Ритмопластика.
Тема 4.1. Движенческие функции человека и животных.
1. Типичные повадки животных.
2. Физиологические особенности человека.
Тема 4.2. Действие с предлагаемым предметом.
1. Наделение предмета свойством, совершение по отношению к предмету целенаправленных действий.
2. Упражнения с мячом, кеглями, скакалкой, обручами, книгой и т.д.
3. Упражнение со стулом.
Тема 4.3. Действие в предлагаемых обстоятельствах.
1. Понятие «Предлагаемое обстоятельство».
2. Упражнения «в киностудии», «в школе» и т.д.
3. Упражнения со стулом.
Тема 4.4. Объект внимания.
1. Понятие «объект внимания».
2. Определение объекта внимания для персонажей спектакля.
3. Обращение к объекту внимания.
Тема 4.5. Этюд.
1.Этюд на тему «Я вижу мир».
2. Этюды с мячом.
.
Раздел 5. Репетиция постановки.
Раздел 6. Выступления.
Результативность
3 год обучения
Дети должны знать:
- художественную историю развития искусства России;
- теоретические приемы актерского мастерства;
- приемы изменения внешности гримом.
Дети должны уметь:
- создавать сценический образ персонажа спектакля;
- владеть речью и пластикой тела;
- уметь гримироваться;
- самостоятельно сочинять этюд;
- быть коммуникативными в любой социальной среде;
- уметь проводить анализ самонаблюдения, самопознания личности.
Содержание программы
четвёртого года обучения
Раздел 1.Театральная игра.
Тема 1.1. Сценическое внимание.
1. Упражнения - тренинги, концентрирующие и развивающие внимание
2. Игры «Водитель троллейбуса», « В картинной галерее» и т.д.
3. Обрядовые игры с использованием присказок, поговорок, припевок.
Тема 1.2. Сценическое воображение.
1. Упражнения – тренинги, развивающие воображение «Цветочный магазин», «Разноцветные краски природы».
2. Этюды «Герой Эллады», «Старый замок» и т.д.
Тема 1.3. Тема «Оценка факта» (событие).
1.Событийный ряд постановки спектакля.
2.Анализ событий в постановке.
Тема 1.4. Сценическое действие
1.Упражнения «12 месяцев», «Карнавал сказок» и т. д.
2.Тренинги «Проводник», «Мастер на все руки».
Тема 1.5.Сценический образ.
1. Определение образа персонажа.
Тема 1.6. Преодоление мышечных зажимов (релаксация).
2. Упражнения – тренинги, гимнастика лица.
Раздел 2. Культура и техника речи
Тема 2.1. Голосоведение и артикуляция.
1. Произношение звукоряда.
2. Изучение соединительных согласных.
3. Артикуляционные упражнения.
Тема 2.2. Определение логики текста.
1. Выразительное чтение текста.
2. Смысловой анализ.
Тема 2.3. Развитие памяти, разучивание текста.
1. Упражнения, развивающие эмоциональную память «В мире сказок», «Кино наоборот», «Что? где? когда?» и т.д.
2. Разучивание текста.
Тема 2.4. Ритмический рисунок стихотворения.
1.Работа над интонацией.
2.Работа над выразительностью.
3.Приёмы разучивания стихотворения.
Раздел 3.Ритмопластика.
Тема 3.1. Координация вестибулярного аппарата.
1. Упражнения «Шаги – цели» и т.д.
Тема 3.2. Движенческие функции человека и животных.
1. Типичные повадки животных.
2. Физиологические особенности человека.
Тема 3.3. Действие с предлагаемым предметом.
1.Упражнения со стулом.
2. Упражнения с книгой, ручкой, игрушкой и т.д.
Тема 3.4. Действие в предлагаемых обстоятельствах.
1.Упражнения «Вокруг мира», «Гостевания».
2.Тренинг «Традиции народов мира».
Тема 3.5. Этюд.
1.Этюд на тему « Школа».
2.Этюды с предметами.
Раздел 4. Репетиция постановки.
Раздел 5. Выступления.
Результативность
Дети должны знать:
- теоретические приемы актерского мастерства;
- приемы изменения внешности гримом.
Дети должны уметь:
- создавать сценический образ персонажа спектакля;
- владеть речью и пластикой тела;
- самостоятельно сочинять этюд;
- быть коммуникативными в любой социальной среде;
Методическое обеспечение программы
Методика работы театрального кружка начинается с организации сценического внимания.
На первом этапе обучения ребенок, путем специальных упражнений (этюдов), знакомится с основами актерского мастерства, дисциплинирует психо-физический аппарат, приобретает навыки, помогающие ориентироваться в повседневной жизни. Знания, получаемые ребенком и базирующиеся на принципе урок – игра, укрепляет психику ребенка, делает его общительнее и коммуникабельнее, повышает общий интеллектуальный уровень, физическую готовность.
Главным принципом образовательного процесса является погружение ребенка в мир культуры и истории театрального искусства. В работе используются развивающие игры «Старый замок», «Страна чудес» и т.д. Играя, визуально, дети помещаются в разные эпохи. Рассказываю, объясняю о героических подвигах, бытности древних людей. Постепенно добавляется этнографический материал: фотографии, картины, бытовая атрибутика. В конце каждой темы устраиваем театрализации, в которых обучающиеся становятся персонажами рассказа, былины или сказки.
Следующий раздел первого этапа «актерское мастерство». С самого начала обучающиеся приступают к практическому изучению основ актерского мастерства. Практические занятия начинаются с овладения навыков, необходимых для коллективной творческой работы. К ним относятся: внутренняя собранность, организованность, чувство партнера, готовность активно включаться в процесс сценического действа. Игры «Зоркий глаз», «Хранитель тайн», «Голова великана» развивают внимание, тренируют эмоциональную память, упражнения - тренинги развивают воображение, наблюдательность, снимают мышечные зажимы. Помогают преодолевать смущение, застенчивость, скованность.
Одним из важных слагаемых театрального искусства является «культура и техника речи» - 2 раздел. К нему относится определение и исправление речевых недостатков у обучающихся. Речь должна быть услышана и понята в любой части зрительного зала. Для этого используется артикуляционная гимнастика, скороговорки. И конечно, упражнения, развивающие правильное дыхание.
Психология ребенка в раннем возрасте «настроена» на повторение и подражание, и поэтому в работе используется аудио и видео записи сказок. Дети, слушая их, привыкают к правильному произношению и интонации, невольно подражают исполнителю. А также объяснениям педагога как правильно произносить задания.
Следующий раздел «сценическое движение». Сначала необходимо скоординировать вестибулярный аппарат. И в этом помогают занятия с мячом, скакалкой, стулом. Овладев первоначальными навыками первого этапа, обучающиеся, приступают к более квалифицированному освоению навыков театрального творчества.
2 этап обучения: теперь вся работа строится с учетом возрастных особенностей подростков. Чтобы процесс самоутверждения проходил более безболезненно, вся работа строится на сугубо индивидуальном подходе, тщательной подборке роли персонажа и к творческой практической работе. Систематизируются и закрепляются на практике, имеющиеся знания, постепенно изучаются новые понятия.
Одновременно с ростом учебной нагрузки возрастают требования в профессиональном освоении специальных предметов, таких как «сценическое действие», «сценический образ». Учащиеся приступают к анализу текста и сценического действия, т.е. начинают исследовательскую деятельность в области чувств и эмоций. Используются диалогический, монологический, эвристический методы обучения. Методы преподавания: объяснительный, иллюстративный, информационно – сообщающий.
Во время выполнения конкретных задач одобряется творческая самостоятельность обучающихся. Например, сочинение и демонстрация этюда на определенную или свободную тему. В ходе выполнения задания проводится обсуждение и анализ. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр спектакля, этюда или выступление перед зрителями. Анализ работы приучает обучающихся справедливо и объективно оценивать, прислушиваться к мнению других, исправлять ошибки.
Последний 3 этап наиболее тесно соприкасается с профессией – артист. В это время формируется самосознание, общественная активность, мировоззрение учащиеся уже не пассивный объект для воспитания, а творчески развитая личность, активно создающая собственную жизнь.
В процессе работы используется следующий дидактический материал: иллюстрации, стенды, художественная литература, фотографии, театральные программки, буклеты, видео и аудио пособия; а также грим, костюмы и декорации.
Список литературы
1. Борев Ю.Б. Эстетика, М. Из-во «Полит. литература», 1988.
2. Выготский Л.С. Психология искусства, М. -Л. Из-во «Искусство», 1989.
3. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра, М. Из-во «Искусство», 1984.
4. Ильин Е.Н. Герой нашего урока, М. Из-во «Педагогика», 1991.
5. Кнебель М.О. Поэзия и педагогика, М. «Искусство», 1986.
6. Когородский З.Я. Театр, в котором играют дети, С-П. Из-во «АКС», 1988.
7. Немировский В. Сценическое движение, М. Из-во «Наука», 1982.
8. Петровский А.В. Общая психология, М. Просвещение». 1970.
9. Смоленский Я.А. Дети и слово, М. Из-во «Дет. лит-ра», 1979.
10. Спирс Ч.В. Психоанализ пространства, Яр., Из-во «Нихт», 2001.
11. Станиславский К.С. Соб. соч. в 2-х т., М. Из-во «Искусство», 1956.
12. Харламов И.Ф. Педагогика, М. «Высшая школа», 1990.
13. Хляхтин Н.А. Грим. Тайны перевоплощения, М. Из-во «ВТО», 1934.
14. Эльконин. Детская психология 2, М. «Педагогика», 1986.
13PAGE 14115
13PAGE 142115
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Театральный калейдоскоп»
Заголовок 115