Методическая разработка по зоологии Задания для контроля по зоологии беспозвоночных


Задания
для контроля знаний по зоологии
беспозвоночных животных

Работа учителя биологии
МАОУ СОШ № 2 с. Успенского им. Ю.А. Гагарина
муниципального образования Успенский район
Е.Г. Колга
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с программой курса «Зоологии беспозвоночных» в 7 классе общеобразовательных школ. Оно содержит тесты-задания в виде системы вопросов по разделам программы и карточки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В связи с непрерывно растущими требованиями, которые предъявляются к школьному обучению, значительно усложнились за последнее время организация и руководство учебного процесса.
В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями возникает необходимость устранения стереотипов в обучении, совершенствования системы учета и контроля знаний учащихся.
Обучение может быть полноценным тогда, когда знания учащихся систематически контролируются, когда учащиеся видят результат своей работы. При традиционном обучении самостоятельная работа учащихся над учебным материалом нередко ведется не систематически и при отсутствии регулярного контроля знаний со стороны учителя. Поэтому приложения программирования к области усвоения, закрепления и упражнения позволяет учителю интенсифицировать контроль знаний учащихся.
Данное учебно-методическое пособие окажет помощь учителю в осуществлении программированного контроля знаний учащихся с помощью перфокарт – самодельных контрольно – обучающих устройств (Приложение). Использование их в учебном процессе позволяет осуществлять при небольших затратах времени фронтальную проверку знаний по любой изученной теме. Перфокарты в приложении располагаются в той последовательности, в которой даются тесты - задания. Каждую такую перфокарту с ключом к тесту - заданию лучше изготовить на картонке.
В начале урока программированные задания могут применяться с целью проверки знаний учащихся по ранее изученному материалу. В конце урока - с целью закрепления (при этом тесты-задания выступают как дидактический материал).
Тесты-задания в виде системы вопросов расположены в соответствии с разделами школьной программы и учебника. Последовательность задания рассчитана на систематическую работу ученика над каждой темой. За группой вопросов следуют варианты ответов. Выбранный ответ ученик обозначает крестиком или галочкой в соответствующей графе карточки ответов. Такая карточка прилагается к каждому тест - заданию. Она представляет собой табличку – сетку, где по вертикали прописными буквами обозначены вопросы, а по горизонтали арабскими цифрами – номера ответов (рис.1).
По истечении регламентированного времени (8-10 мин.) ученики сдают карточки ответов учителю.
Правильность ответов проверяется учителем при помощи перфокарты, которая повторяет карточку ответов, но в ней вырезаны те клетки, координаты которых соответствуют правильным ответам (рис.2). Для выяснения правильности ответов перфокарта накладывается на карточку ответов так, чтобы вертикальные и горизонтальные графы совпадали. Верные ответы в карточке ответов должны совпадать с вырезанными клетками перфокарты.
Оценка проводиться по методу Беспалько В.П. :
7 правильных ответов – 100%,
Х правильных ответов - 70%
Х=
5 правильных ответов из 7 оцениваются удовлетворительно,
За 4 правильных ответа из 7 - неудовлетворительно,
За 6 правильных ответов из 7 – хорошо,
Все 7 правильных ответов оцениваются отлично.
Для быстроты лучше считать не количество правильных ответов, а количество ошибок. То есть за каждую ошибку оценка снижается на 1 балл.
Сокращая время, необходимое для контроля над усвоением учебного материала, предлагаемая методика значительно облегчит трудоемкую работу учителя по проверке ученических работ. Использование при этом простейшего устройства для контроля – перфокарты с ключом к тесту-заданию позволит ускорить сообщение учащимся результатов их работы.

Задания
для контроля знаний по зоологии беспозвоночных
(дидактический материал по биологии:
Зоология беспозвоночных. 7 класс)


Тест – задание по теме «Подцарство одноклеточные».
Вопросы
Варианты ответов

А
Как называются орган передвижения амебы?
1.Стигма.
2.Жгутик.
3.Реснички.
4.Ложноножки.
5.Автотрофное питание.
6.Радиолярии.
7. Пелликула
8.Миксотрофное питание.
9.Трихоцисты.
10.Порошица.
11.Коньюгация.
12.Амеба дизентерийная.
13.Малярийный плазмодий.
14.Фораминифера.


Б
Как называется питание у эвглены зеленой?


В
Какой орган эвглене зеленой помагает определить свет?


Г
Как называется оболочка, которая покрывает клетку эвглены и инфузории?


Д
Какой органоид выполняют защитную функцию у инфузории туфельки?


Е
Как называется половой процесс размножения инфузории туфельки?


Ж
Какое простейшее имеет раковину?


З
Какие простейшие вызывают заболевания у человека?



Карточка ответов к тестам – заданиям .

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

А















Б















В















Г















Д















Е















Ж















З





















Тест – задание по теме «Значение простейших»
Вопросы
Варианты ответов

А
Какие простейшие поражают стенки кишечника человека и питается эритроцитами?
1.Радиолярии.
2.Амеба дизентерийная
3.Малярийный плазмодий.
4.Лямблии
5.Балантидии
6.Вольвокс
7.Фораминиферы.
8.Инфузория туфелька
9.Бурсария
10.Амеба обыкновенная
11.Эвглена зеленая
12.Гониум
13Лейшмания.
14.Трипаносома.

Б
Какие простейшие являются внутриклеточными паразитами млекопитающих?


В
Какое простейшее передаются при укусе комара малярийного?


Г
Какие паразиты вызывают заболевание лямблиоз?


Д
Возбудители тяжелой сонной болезни.


Е
Хищная инфузория мешковидной формы.


Ж
Какие простейшие живут в желудке жвачных?


З
Служат пищей для животных.



Тест – задание по теме «Тип кишечнополостные».
Вопросы
Варианты ответов

А
Какая симметрия у кишечнополостных?
1.Ассиметрия
2.Энтодерма
3.Двусторонняя
4.Стрекательные
5.Эктодерма
6.Лучевая.
7.Нервные.
8.Промежуточные
9.Половые
10. Два слоя.
11.Три слоя.
12.Пищеварительные
13.Кожно- мускульные
14.Гастральные


Б
Как называется наружный слой клеток у гидры?


В
Какие клетки гидры образуют эктодерму?


Г
Какие клетки необходимы для добычи пищи?


Д
Из каких клеток образуются все клетки гидры?


Е
В каком слое гидры образуются половые клетки?


Ж
Сколько слоев клеток у кишечнополостных?


З
Какие клетки участвуют в почковании гидры?



Тест – задание по теме «Многообразие кишечнополостных».
Вопросы
Варианты ответов

А
Какой тип нервной системы у кишечнополостных?
1.Внутреннее
2.Гидра.
3.Половое
4.Сцифоидные медузы.
5.Диффузного типа
6.Актинии
7.Полипы
8.Наружное
9.Узлового типа
10.Бесполое
11.Полипы
12.Планула
13.Стробила
14.Сфифистома

Б
Какое размножение у кишечнополостных?


В
Какие из кишечнополостных представлены одиночными формами?


Г
К какому классу относится корнерот?


Д
Как называется личинка медузы?


Е
У каких организмов происходит смена полового и бесполого размножения?


Ж
Какое оплодотворение у кишечнополостных?


З
Какие из кишечнополостных раздельнополые?



Тест – задание по теме «Тип плоские черви».
Вопросы
Варианты ответов

А
Какие классы включает тип Плоские черви
1.Белая планария
2.Печеночный сосальщик
3.Эктодерма
4.Сосальщики.
5.Диффузный
6.Протонефридии
7.Стволового типа
8.Энтодерма
9.Ресничные черви
10.Бычий цепень
11.Свинной цепень
12.Мезодерма
13.Ленточные черви
14Малый прудовик


Б
Какой тип нервной системы у Плоских червей?


В
Как называются слои клеток у Плоских червей?


Г
Чем представлены органы выделения у Плоских червей?


Д
У каких червей развитие происходит со сменой хозяина?


Е
Какие черви являются паразитами человека?


Ж
Кто является промежуточным хозяином печеночного сосальщика?


З
Какие черви являются свободноживущими?



Тест – задание по теме «Тип круглые черви».
Вопросы
Варианты ответов

А
Какие классы включает тип круглые черви?
1.Аскарида
2. Не прожаренное мясо
3.Ришта.
4. Нематоды
5.Протонефридии
6. Первичная
7. Волосатики
8. Коловратки
9. Кутикула
10. Вторичная
11. Острицы.
12.Немытые овощи, фрукты
13.Кожно- мускульный мешок.
14.Метанефридии

Б
Какая полость тела у круглых червей?


В
Чем представлена выделительная система круглых червей?


Г
Во что заключено тело кольчатых червей?


Д
Чем покрыто тело аскариды?


Е
Какие черви имеют размеры 5-12 мм?


Ж
Пути заражения аскариды?


З
Какие черви являются паразитами человека?



Тест – задание по теме «Тип кольчатые черви».
Вопросы
Варианты ответов

А
Какими классами представлены Кольчатые черви?
1.Нереиды
2.Кожное.
3.Перекрестное
4. Многощетинковые
5.Замкнутая
6.Первичная.
7.Пескожил
8.Дождевой червь
9.Трубочник
10.Малощетинковые
11. Вторичная
12. Метанефридии.
13.Пиявки
14.Жаберное

Б
Какие черви относятся к классу малощетинковые?


В
Какая полость тела у Кольчатых червей?


Г
Какой тип кровеносной системы у Кольчатых червей?


Д
Какое дыхание у Кольчатых червей?


Е
Чем представлены органы выделения Кольчатых червей?


Ж
~°Какое оплодотворение у малощетинковых червей?


З
Какие черви участвуют в почвообразовании?



Тест – задание по теме «Паразитические черви».
Вопросы
Варианты ответов

А
Какие черви являются паразитами человека?
1.Дождевой червь
2.Печеночный сосальщик
3.Острица
4. Аскарида
5.Свиной цепень
6.Бычий цепень
7.Ремнец
8.Кошачья двуустка
9.Белая планария
10.Морская планария
11.Кровяная двуустка
12.Ришта
13.Коловратки
14.Нереиды.

Б
У каких паразитических червей развитие происходит со сменой хозяина?


В
Какие черви чаще всего паразитируют в детском организме?


Г
Какие паразитические черви развиваются без смены хозяина?


Д
Какими паразитическими червями можно заразиться через непрожаренное мясо?


Е
Какие паразитические черви относятся к классу волосатиков?


Ж
У какого червя промежуточным хозяином является малый прудовик?


З
У какого червя личинка развивается в легких или печени человека?



Тест – задание по теме «Тип Моллюски».
Вопросы
Варианты ответов

А
Какими классами представлен Тип Моллюски?
1.Брюхоногие
2.Кожа.
3.Внутреннее
4. Двустворчатые
5.Сердце
6.Почки.
7.Легкие
8.Наружное
9.Незамкнутая
10.Головоногие
11. Метанефридии.
12. Кровеносные сосуды.
13.Замкнутая
14.Жабры

Б
Чем представлены органы дыхания у наземных моллюсков?


В
Чем представлена кровеносная система у типа Моллюски?


Г
Какой тип кровеносной системы у типа Моллюски?


Д
Какие Моллюски раздельнополые животные?


Е
Чем представлены органы выделения у Моллюсков?


Ж
Какое оплодотворение у Моллюсков?


З
Каких Моллюсков называют «приматами» моря?



Тест – задание по теме «Тип Членистоногие».
Вопросы
Варианты ответов

А
Какими классами представлены Членистоногие?
1.Ракообразные.
2.Первичная
3.Жаберное
4.Мальпигиевы сосуды
5.Зеленые железы
6.Вторичная
7.Паукообразные.
8.Смешанная
9.Почки
10.Насекомые
11.Трахейное
12.Легочное
13.Клещи
14.Метанефридии.


Б
Какая полость тела у Членистоногих?


В
У каких членистоногих тело разделено на головогрудь и брюшко?


Г
У каких членистоногих три пары конечностей??


Д
Какое дыхание у насекомых?


Е
Чем представлены органы выделения ракообразных?


Ж
Клещи относятся к классу?


З
Брюшко сегментировано у членистоногих классов?


Тест – задание по теме «Класс Ракообразные».
Вопросы
Варианты ответов

А
На какие отделы разделено тело ракообразных?
1. Пара зеленых желез
2.Наружное
3.Легкие.
4.Голова, грудь и брюшко
5.Фасеточные.
6.Три
7.Головогрудь и брюшко.
8.Простые.
9.Жабры.
10. Пять
11.Замкнутая
12.Статоцисты.
13.Внутреннее.
14.Незамкнутая


Б
Какие глаза у ракообразных?


В
Чем представлены органы дыхания ракообразных?


Г
Сколько пар ходильных ног у ракообразных?


Д
Чем представлена выделительная система ракообразных?


Е
Какая кровеносная система у ракообразных?


Ж
Чем представлены органы равновесия у ракообразных?


З
Какое оплодотворение у ракообразных?



Тест – задание по теме «Класс Паукообразные»
Вопросы
Варианты ответов

А
На какие отделы разделено тело паукообразных?
1. Пара зеленых желез
2.Хелицеры
3.Легкие.
4.Голова, грудь и брюшко
5.Фасеточные.
6.Четыре
7.Головогрудь и брюшко.
8.Простые.
9.Трахеи
10. Пять
11.Имеются
12.Педипальпы.
13.Мальпигиевы сосуды
14.Не имеются


Б
Сколько пар ходильных ног у паукообразных?


В
Чем представлены органы дыхания паукообразных?


Г
Как называются челюсти, которыми паук хватает жертву?


Д
Чем представлена выделительная система паукообразных?


Е
Имеются ли брюшные ножки у паукообразных?


Ж
Чем пауки удерживают добычу?


З
Какие челюсти паука являются ядовитыми?



Тест- задание по теме «Клещи»
Вопросы
Варианты ответов

А
К какому классу относятся клещи?
1.Насекомые.
2.Тело слитное.
3.Чесоточный зудень
4.Паукообразные.
5.Хелицеры
6.Паутинный клещ
7.Искодовый клещ
8.Тело разделено на голову, грудь и брюшко
9.Педипальпы
10.Амбарный клещ
11.Первичная
12.Вторичная
13.Смешанная
14.Водяные клещи

Б
Какой орган у клещей служит для питания твердой и жидкой пищей?


В
В чем отличие клещей в строении тела в отличие от других паукообразных?


Г
Какая полость тела у клещей?


Д
Какие клещи приносят вред культурным растениям?


Е
Какие клещи могут вызвать заболевания у человека?


Ж
Какой клещ переносит таежный энцефалит?


З
Какой клещ портит зерновые культуры?



Тест- задание по теме «Класс Насекомые»
Вопросы
Варианты ответов

А
На какие отделы разделено тело насекомых?
1.Головогрудь и брюшко
2.Тело слитное.
3. Без метаморфоза
4.Трахеи.
5.Одна
6.Две
7.Три
8. Голова, грудь и брюшко
9.Простые.
10. Сложные
11.Да
12.С метаморфозом.
13.Легкие.
14.Нет

Б
Сколько пар усиков у насекомых?


В
Сколько пар ног у насекомых?


Г
Чем представлены органы дыхания у насекомых?


Д
Какие глаза у насекомых?


Е
Гемолимфа у насекомых участвует в газообмене?


Ж
Какой тип развития у саранчи?


З
Какой тип развития у жуков?


Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Подцарство одноклеточные».

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

А



X











Б







X







В
X














Г






X








Д








X






Е










X




Ж













X

З











X
X


Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Значение простейших».

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

А

X


X








X

Б












X


В


X












Г



X











Д













X

Е








X






Ж







X







З





X

X


X





Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Тип кишечнополостные».

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

А





X









Б




X










В



X


X
X
X



X


Г



X











Д







X







Е




X










Ж









X





З







X








Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Многообразие кишечнополостных».

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

А




X










Б


X






X





В

X

X

X









Г



X











Д











X



Е



X











Ж







X







З



X






X





Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Тип Плоские черви».

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

А



X




X



X


Б






X








В


X




X



X



Г





X









Д

X







X
X




Е









X
X




Ж













X

З
X















Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Тип Круглые черви».

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

А



X


X
X







Б





X









В




X










Г












X


Д








X






Е










X




Ж











X



З
X

X







X





Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Тип кольчатые черви».

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

А



X





X


X


Б







X
X






В










X




Г




X










Д

X













Е











X



Ж


X












З







X








Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Паразитические черви».

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

А


X
X
X
X





X



Б

X


X
X
X
X


X
X



В


X
X











Г


X
X











Д




X
X









Е











X



Ж

X













З



X












Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Тип Моллюски ».

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

А
X


X





X





Б






X








В




X






X



Г








X






Д



X





X





Е





X









Ж


X












З









X






Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Тип Членистоногие».

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

А
X





X


X





Б







X







В
X





X








Г









X





Д










X




Е




X










Ж






X








З
X








X






Бланк ответов к тесту – заданию по теме
«Класс Ракообразные»

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

А






X








Б




X










В








X






Г









X





Д
X














Е













X

Ж











X



З












X


Бланк ответов к тесту – заданию по теме
«Класс Паукообразные»

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

А






X








Б





X









В


X





X






Г

X













Д












X


Е













X

Ж











X



З

X














Бланк ответов к тесту – заданию по теме «Клещи»

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

А



X











Б




X










В

X













Г












X


Д





X









Е


X



X








Ж






X








З









X





Бланк ответов к тесту – заданию по теме
«Класс Насекомые»

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

А







X







Б




X










В






X








Г



X











Д








X
X





Е













X

Ж


X












З











X




ЛИТЕРАТУРА.
Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные 7 класс.
Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М,: Просвещение, 1989.
Программированный контроль в обучении (пособие для учителя). Ростов-на-Дону: РГУ, 2001.
Ярыгин В.Н. Биология для поступающих в ВУЗы. М.: Высшая школа, 1995.
Яхонтов А.А. Зоология для учителя, М.: Просвещение, 1982.










15