Критерии оценки творческих работ по развитию речи в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Говорим-Пишем-Творим
Порядок проведения сочинения.
Критерии оценки сочинения
(диагностика)
(для учащихся младшего и среднего возраста)
Сочинение как основной вид работы по развитию речи: классификации сочинений, методика проведения обучающегося сочинению, критерии оценки.
.
По типу создаваемых текстов различаются: а) сочинения, традиционно относящиеся к "школьным жанрам", - сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения; рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.; б) сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике, - речевые жанры (хотя и они выполняются на школьном уровне): рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк (портретный), доклад и т.д.По стилю различаются сочинения разговорного стиля (например, рассказ о случае из жизни) и книжных стилей: делового (например, деловое описание), научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного (например, художественное описание природы).По источнику получения материала различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, диа-, кино-, телефильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и т.д. При этом, естественно, в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала.
К источникам другого - психологического - ряда относятся память (сочинения на основе жизненного опыта, в основе которых лежат прошлый опыт, сложившиеся представления, приобретенные ранее знания и т.д.); восприятие (сочинения по наблюдениям, т.е. на основе специально организованного восприятия); воображение (сочинения по воображению, когда на основе имеющегося опыта создаются такие представления, образы, с которыми в жизни юный автор никогда не встречался: "Школа в будущем", "Я лечу на Луну" и т.д.). По объему выделяются сочинения-миниатюры. Они отличаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объемом, который в большинстве случаев обусловлен конкретным "узким" характером темы ("Осеннее небо сегодня", а не "Осень в нашем парке"), реже - композиционно-жанровыми особенностями сочинения (в частности, формой дневниковых записей, пейзажных зарисовок и т.д.). К сочинениям-миниатюрам предъявляются те же требования, что и к обычным сочинениям.
По осложненности дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другими заданиями; сочинения по опорным словам и словосочетаниям. Эти сочинения используются для закрепления знаний, умений и навыков, полученных учащимися при изучении материала основной программы.
В деятельности педагога, связанной с проведением сочинений, выделяются три этапа: 1) подготовка и организация сочинений; 2) их проверка и оценка; 3) анализ работы.
Работа над сочинением
1. Вступительная беседа о теме сочинения, его объеме, времени проведения. Выбор темы, позволяющий сформулировать основную мысль.
2. Сбор материала: наблюдение, подбор материала из литературных источников, экскурсии, изучение произведений культуры и искусства.
3. Систематизация материала и составление плана: накопив материал, учащейся выбирает тот, который понадобится для сочинения.
При работе над сочинением и его анализе учитывается:
- последовательность изложения информации;
- связь между предложениями и частями сочинения;
- выделение микротем и создание плана.
4. Словарная работа: постоянное обогащение состава речи учащегося.
5. Работа над композицией: важно напомнить о композиции сочинения-описания, сочинения-рассуждения, сочинения повествования. Вступление и заключение не должны превышать 1/5 всей работы.
6. Работа с черновиком. Совершенствование написанного.
7. Переписывание с черновика. Проверка готовой работы. Учащейся должен распределить время так, чтобы успеть не только переписать текст сочинения, но и внимательно его проверить.
При проверке и оценке сочинения рассматривается:
Полнота раскрытия темы;
Яркость замысла;
Самостоятельность мышления;
Логичность;
Умение использовать выразительные средства языка.
При анализе учитываются различные ошибки: фактические, грамматические, пунктуационные и др.
Оценка сочинений
С помощью сочинений проверяются:
умение раскрывать тему;
умение использовать язык. Языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается 2 оценками: первая - за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность - соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Содержание сочинения оценивается по критериям:
1.Соответствие работы учащегося теме и основной мысли;
2. Полнота раскрытия темы;
3. Правильность фактического материала;
Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1.Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.
критерии Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» Оценка «1»
1.Соответствие содержания работы теме. полностью в основном (незначительные отклонения от темы) существенные отклонения от темы не соответствует теме 2. Фактические ошибки. отсутствуют Единичные фактические неточности. имеются отдельные фактические неточности много фактических неточностей 3. Последовательное изложение содержания. излагается последовательно Незначительные. нарушения отдельные нарушения Нарушена последовательность во всех частях работы, отсутств. связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Лексический и грамматический строй речи. Богатство словаря, разнообразие синтаксических конструкций, точность словоупотребления. Достаточное разнообразие Беден словарь, однообразие синтаксических конструкций,
встречаются неправильное словоупотребление Крайне беден словарь, короткие однотипн предложен со слабо выраженной связью между ними, часто неправильное словоупотребление. 5. стилевое единство и выразительность текста Достигнуто. единство и достаточная выразительность Стиль не отличается единством, речь недостат. выразит. Нарушено допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета. допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 реч недочетов
Грамотность: допускается 1 орфографич/ 1 пунктуацион/1 грам ошибка. допускаются 2 орфограф и 2 пунктуац ош/ 1 орфографич и 3 пунктуац / 4 пунктуац при отсутствии орфограф ош + 2 грамматич допускаются 4 орфогр и 4 пунктуац/3 орфограф и 5 пунктуацион/ 7 пунктуац при отсутствии орфограф+ 4 грамматич. допускают 7 орфограф и 7 пунктуац/ 6 орфограф и 8 пунктуацион/5 орфограф и 9 пунктуацион/ 8 орфограф и 6 пунктуацион, а также 7 грамматических ошибок. более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.