Статья Формирование практических умений учащихся на школьном учебно-опытном участке
Формирование практических умений учащихся на школьном учебно-опытном участке
При организации опытнической работы наиболее важными являются два условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным и посильным; школьники при этом должны решать конкретные производственные задачи. Такой подход к организации опытнической работы позволит увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем с/х производства, мобилизовать знания школьников на планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение его, расширять биологический кругозор.
Поэтому цель моей работы состоит в формировании практических умений учащихся на школьном учебно-опытном участке.
Задачи:
Изучить методическую, педагогическую литературу, интернет-ресурсы по организации практической деятельности учащихся на учебно-опытном участке.
Разработать проект школьного участка МБОУ СОШ № 2 им А.А. Араканцева г. Семикаракорска.
Организовать практическую деятельность на учебно-опытном участке и реализовать тесную, целенаправленную связь обучения с трудом по возделыванию растений на школьном учебно-опытном участке.
Сформировать у школьников осознанное стремление к использованию опытничества, в решении повседневных практических задач, возникающих в процессе обучения биологии и организации общественно полезного, производительного труда
Сформировать на практике во внеурочное время у учащихся доступные умения и навыки по уходу и выращиванию культурных растений
Осуществить биолого-экологическое воспитание школьников на основе изучения взаимосвязей со средой обитания, ознакомления с мерами по охране природы при проведении опытных и сельскохозяйственных работ.
Показать практическое значение биологических знаний как научной основы растениеводства.
В качестве экосистемы я выбрала школьный учебно-опытный участок как микро-экосистему нашего поселения. На территории пришкольного двора произрастает около 360 деревьев, из них тополя, березы, вязы, рябины, ивы, туи, каштаны, очень много плодово-ягодных деревьев. Всю территорию школьного двора окружает живая изгородь из кустарников. На одного учащегося нашей школы приходит 0,8 дерева и 1кв.м кустарника. Ребята с удовольствием сажают деревья, цветы, травы.
. Летом в школе проходит производственная практика – работа на пришкольном участке. Эта бригада школьников ухаживает за растениями, посаженными на пришкольном участке, кустарниками и клумбами.
Необходимость благоустройства пришкольного участка является бесспорной. Для оформления пришкольной территории я выбрала пейзажный стиль. Пейзажный стиль пришел к нам из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало. Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что необычайно важно для малого по площади сада.
Итак, соблюдая принципы «пейзажного стиля» мы создали «фитоуголок». В берёзовой роще мы высадили многолетники, создающие зелёную основу круглый год. Под деревьями были посеяны мята и мелиса, которые не только дают дополнительную зелень на участке, но и оказывают сильный фитотерапевтический эффект, особенно на детей. Вокруг здания школы были сформированы цветочные клумбы, которые каждый год мы усовершенствуем и дополняем растительностью. Спортивные дорожки проходят вдоль рябиновой аллеи, а школьный стадион окружает аллея из ивушек, так что ребята не только дышат чистым воздухом во время тренировок, но и могут отдыхать в тени. Абрикосовый сад и ореховая роща любимые места отдыха для ребят, где можно ещё и подкрепиться.В планах у нас создать вишнёвый и яблочный сад.
В ходе своей работы я пришла к выводу, что наш пришкольный участок нуждается в благоустройстве и модернизации. Воспринимая природный пейзаж, человек ищет в нем особенности, гармонирующие с его общественной деятельностью, индивидуальной жизнью, настроениями, переживаниями.
Учебно-опытный участок является основным местом для занятий учащихся. Это – «зеленый класс», который создается учащимися под руководством учителя. Тот ученик, который непосредственно работает на участке, бережет насаждения и, выполняя работу, постарается понять, почему она необходима, как она может повлиять на рост растений, почему ее нужно выполнять так, а не иначе.
Опытническая работа является основным видом труда учащихся на пришкольном участке. Опытническая работа активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, дает возможность лучше понять основную суть жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий, развивает навыки научно-исследовательской работы, вооружает методами биологической науки, способствует профориентации учащихся, приучает их к культуре труда. У наших (сельских) детей в круг трудовых знаний и навыков включаются уход за домашним скотом и птицей, определенные умения по обработке земли, выращивания овощей. Но опытническая работа только тогда принесет пользу, когда она проводится методически правильно, если строго выполняются основные требования, предъявляемые к опытам.
Таким образом, в условиях учебно-опытного участка сельской школы успешно решаются задачи трудового, эстетического, природоохранительного воспитания, постепенно при определенной организации работы на нем, участок призван стать центром экологического просвещения детей младшего и школьного возраста.
Учебно-опытный участок нашей школы включает в себя различные отделы: цветочно-декоративный отдел; отдел полевых и овощных культур; коллекционный отдел; отдел биолог плодово-ягодный отдел; отдел начальных классов; дендрологический отдел; экологическая тропа.
Основными учебно-воспитательными задачами работы на участке являются: показывать, как правильно выполнять приемы отдельных видов работ; обучать детей культуре труда и рациональному использованию времени с соблюдением техники безопасности; напоминать (регулярно) детям о биологических особенностях растений и их агротехнике, направленной на создание благоприятных условий для жизни растений; прививать учащимся экологическую культуру – уважение к законам природы. На учебно-опытном участке проводятся занятия основы агротехники 8-9 классы, используется для опытов по БИОЛОГИИ, растениеводству и природоведению.
Для работы на участке составляем план, на основе которого ведем работу с учащимися. Работа учащихся на участке осуществляется за счет времени, отводимого на уроки трудового обучения, практические работы, субботники, кружковую работу, факультативные занятия. Деятельность школьников "Зелёный патруль" в летний период организуется по составленному в школе графику. Учащиеся допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности. Для работы на участке формируются группы не более 15 человек.
Практические навыки, сформированные на участке:
1. Умения собирать плоды и семена, распознавать их, хранить, выявлять всхожесть, производить посев.
2. Изготавливать гербарии; распознавать основные виды растений, ухаживать за ними, осуществлять их вегетативное размножение; распознавать основные виды сорных растений и вредителей; осуществлять борьбу с вредителями и болезнями растений механическими и биологическими методами; проводить фенологические наблюдения, простейшие опыты; фиксировать и объяснять результаты; оценивать состояние древесно-кустарниковых пород, цветочных культур, почвы; прогнозировать развитие экологической ситуации на школьной территории, планировать и выполнять действия по её улучшению, анализировать и объяснять значение своей работы на школьном участке.
Результатом работы учащихся на учебно-опытном участке стали созданные ими наборы семян, гербарии на определенные темы, спиртовые препараты и многие другие наглядные пособия, которые были изготовлены учащимися и используются ими на уроках.
Проблема, над которой я работаю, актуальна, т. е. соответствует потребностям школы: школа имеет большую территорию, которой необходимо было придать эстетический вид. Большинство учащихся проживают в частном секторе, имеют участки и потребность в практических навыках ухода за растениями, облагораживание окружающей территории существовала. Одной из проблем в знаниях учащихся, в первые годы работы, я выявила незнание видового разнообразия растений. В отчётах по экскурсиям, лабораторных работах и во время устных ответов на уроках учащиеся затруднялись перечислить виды и роды растений, произрастающих в нашей местности, их приспособленности к среде обитания, что снижало качество знаний. Через свой предмет осуществляю задачу, над которой работает школа. "Здоровый образ жизни – норма нравственного роста личности"
Уроки биологии и учебно-опытный участок позволяют работать сразу над множеством направлений учебно-воспитательной работы. Отработка биологических званий в условиях УОУ. Так организовала работу, что можно было изучить и отработать на практике знания по разделу «Растения». Мы довели биологическое разнообразие растений до 150 видов и сортов. Учащиеся не только имели возможность сравнить сорта овощных растений между собой, но и учились ориентироваться в районированных сортах, полученных селекционерами.
Учебно-опытный участок дает прекрасную возможность отработать на практике агротехнические способы выращивания растений. Одно – прочитать в учебнике или услышать от учителя. Совсем другое — сделать самому и увидеть результат. Они отлично понимают, на какую глубину и почему нужно заделывать семена, как правильно рыхлить, пикировать, пасынковать, прищипывать растения.
Наши дети умеют готовить подкормку растений, правильно разводить ее в воде и вносить в почву. Здесь можно организовать индивидуальную работу с теми, кто интересуется биологией или уже выбрал биологию для будущего экзамена. Им можно поручить пасынкование, подготовку семян к посадке (сортировку, проверку всхожести, обеззараживание, замачивание, стратификацию).
На учебно-опытном участке мы уделяем большое внимание опытнической работе. При отборе тем опытов в первую очередь обращаем внимание на их актуальность и, конечно, на то, чтобы они были интересны и практически применимы. Так мы изучили условия, которые влияют на скорость созревания томатов. Для увеличения скорости созревания мы использовали такие приемы, как частичный надрыв корней и продольный надрез стебля. В него дети вставили небольшие щелки.
Экскурсионная деятельность на уроках экологии, возможности учебно-опытного участка позволяют заниматься исследовательской работой. Мы принимаем участие не только в районных, но и в областных научно – исследовательских конференциях, натуралистических олимпиадах.
С 2006 года участвуем в областном конкурсе исследовательских работ «Зеленая планета». Две работы отобраны на участие во Всероссийских конкурсах. Очень интересными получились исследования по темам «Изучение динамики численности бабочки – боярышницы».
Наши дети разработали ряд проектов « Кормушки», « Мой школьный двор в будущем», «Цветы», »Овощи», проведена акция «Земля наш общий дом».
Любое познание начинается с удивления. С удивлением тесно связана такая эмоция как интерес. Зная эту особенность человека, я расширила ассортимент о высаживаемых растениях на УОУ, а на уроках экологии максимально увеличила количество экскурсий. Так, например, при изучении темы «Современное состояние и охрана атмосферы» проводим моховый и лишайниковый мониторинг. Для этого организуем экскурсии в разные точки села. На основании наблюдений составляем карту загрязнения местности. Собранные во время экскурсий материалы позволяют учащимся проявлять собственную активность, наиболее полно реализуя свои знания и умения.
Работа на участке у учащихся формирует знания практической направленности. Школьники не только знакомятся с многообразием растений, особенностями ухода за ними, они учатся закладывать опыты, наблюдать, делать выводы, расширяют свой кругозор, оформлять клумбы.
Таблица 4
Уровень обученности учащихся по растениеводству
год % успеваемости % качества
2014-2015100 97
2015-2016 100 92
Результативность опыта работы отражены в проведении и организации: открытого урока «Ядовитые и лекарственные растения» 6 кл.; выступление на педагогическом семинаре по теме «Экологические факторы, влияющие на здоровьесбережение учащихся»; открытый урок по трудовому обучению в 9 классе «Ландшафтный дизайн», который показан на районном семинаре по технологии «Помощь школы в профессиональном самоопределении учащихся»Награждена грамотой «Всероссийского общества охраны природы» г. Москва за активную педагогическую деятельность, личный вклад в развитие и совершенствование экологического образования и воспитания учащихся .Участвовала в районной выставке «Донские обычаи, быт и нравы»
Провела открытый урок «Биологические особенности и агротехника выращивания капусты», открытое внеклассное мероприятие «Экологический марафон»
Выступала на педагогическом совете по теме «Обучение и воспитание успехом, «Экспрессивное воздействие» Участвовала во всех экологических мероприятиях районного и школьного плана(субботники, экологические десанты, экологические акции)
Два первых места в экологическом конкурсе фотографий «Зелёная планета глазами детей», провела открытое внеклассное мероприятие «Твой шаг в природу». Ежегодно участвую в выставках, посвящённых Дню рождения города.
Итак, в результате деятельного подхода к организации биолого-экологического образования и воспитания, значительно улучшилось качество биологических знаний у школьников.
Учащиеся принимают участие во всех районных конкурсах по предмету, где показывают хорошие знания и практические навыки, занимают призовые места. Уже 10 лет мы являемся участниками в районных и областных мероприятиях. Много раз дети нашей школы становились их призерами и лауреатами.
Учитель биологии МБОУ СОШ № 2 г. Семикаркорска Кабирова Наталья Евгеньевна