Доклад Формирование проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка
Доклад
«Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка»
Сарсенбаева Кундызай Жумабеккызыучитель русского языка и литературы средней школы №261 г.Кызылорда Кызылординской области
г.Кызылода, 2016г.
Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка
Cарсенбаева Кундызай Жумабеккызыучитель русского языка и литературы средней школы №261 г.Кызылорда Кызылординской области
Развитие познавательной активности учащихся является одним из наиболее важных направлений повышения качества знаний.
Если у ученика нет своего взгляда на вещи, не развита самостоятельность суждений, отсутствует широкий и творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес в какой-либо области знаний, а возникший интерес, скорее всего, будет носить односторонний характер, любознательность превратится в слепое подражание образцам, порой весьма сомнительной ценности. Подобный интерес нельзя назвать проявлением индивидуальных способностей и творческих возможностей личности.
Стремление самостоятельно и творчески овладеть знаниями, выполнить задания, требующие проявления критичности ума, воображения, фантазии, мечты, - вот непременные условия возникновения глубокого интереса к учебным предметам.
Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности
Обычно, говоря об учебной деятельности, исследователи имеют в виду работу ученика в классе. Но организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по предмету. Наименее изученной и, в то же время, представляющей наибольший интерес в плане психологического анализа учебной деятельности является самостоятельная работа школьника. Именно в ней более всего может проявляться его мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Именно самостоятельная работа школьника может служить основой перестройки его позиции в учебном процессе.
Программа курса по русскому языку как второго в школах с казахским языком обучения направлена на формирование и развитие коммуникативной деятельности (говорения, слушания, чтения и письма). Программа поддерживает развитие практического применения коммуникативной компетенции учащихся и языковых навыков в различных сферах и ситуациях, которые необходимы для сотрудничества и взаимопонимания в многонациональном обществе. Изучение русского языка позволяет учащимся использовать языковые навыки в реальной жизни, чтобы получать, выбирать, обрабатывать и создавать необходимую информацию, соответствующую коммуникативным целям.
Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования метода проектов в обучении языкам. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития, позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, выпуск журнала и др.).
Именно проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности способна, по мнению современных отечественных и зарубежных дидактов, сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.
"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Каковы же наблюдения и каковы образовательные продукты учащихся? Их можно разделить на две категории: внешние и внутренние. Детская фантазия богата. Помимо докладов, рефератов представляют к защите творческие работы: различного рода макеты, игры, сборники рассказов и сказок, театральные постановки. Видно, что в ходе работы дети приобретают опыт индивидуальной самостоятельной созидательной, творческой деятельности.
Результат проектной деятельности в виде презентации может быть представлен как
-изготовление памяток, афиш и объявлений
-проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), -
-демонстрация моделей с необходимыми комментариями,
-составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д.
- оформление сборника стихов любого поэта с использованием технологий обработки информации
- проекты документального или научно-популярного фильма
-обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы
- выступления в различных ролях (фотографа, режиссера видеоматериала, художника),
- составление туристического путеводителя
- работа с мемуарной литературой
-презентации с участием средств массовой информации
- альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ, стенгазета; киносценарий; видео-, диа- или слайд-фильм; публикация; буклет...
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.
Работа над проектом предполагает необходимость формирования у учащихся специальных умений, прежде всего информационно-коммуникативных.
Важное место в работе по данному направлению отводится формированию умений самостоятельной работы со школьным учебником, со справочной литературой. Для развития этого умения очень важно систематически работать с учебником на уроке. Ознакомление со структурой учебника, условными обозначениями, памятками, приложениями начинать с первого урока. Учеников прежде всего привлекают в учебнике рисунки. Этот интерес можно использовать. Можно попросить учащихся нарисовать рисунки, например, по теме «Лексика» и применить их на уроке. Можно дать самостоятельные задания творческого характера, например:
1. После вас возьмут эту книгу другие ученики. Представьте себе , что вам 1 сентября нужно рассказать им об учебнике русского языка. Как вы это сделаете?
2. Вы уже знаете, что с книгой нужно обращаться бережно. Какой наказ вы передадите ребятам, которым предстоит учиться по этому учебнику? Составьте памятку для младших товарищей.
3. Представьте себе, что вам поручили оформить переплет учебника. Подумайте и нарисуйте его обязательно напишите, почему именно так можно оформить переплет.
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.
Немаловажным моментом любой деятельности и проектно- исследовательской в частности является оценка выполненной работы. Причем оценить необходимо не конечный результат, а именно работу на всех этапах.
Вывод: метод проектов очень скоро будет широко востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся. Внедрение метода проекта в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика. В любом случае учащиеся принимают участие в проектах, которые имеют место в реальном мире.
Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования.
Внеурочная деятельность (предполагает более широкие возможности для реализации исследовательской деятельности. Это факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся. А участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учащимися учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий)Авторская программа факультативных занятий для углубленного изучения русского языка в 7 классе казахской школы
В неделю – 1 час
За учебный год – 34 часа
Целью и задачей для 7 класса является:
формирование достаточного уровня коммуникативной компетенции учащихся, достигаемая путем комплексного обучения всем видам речевой деятельности на базе познавательного лексического материала по развитию речи.
Чему должен научиться ученик?
должны научиться понимать текст и извлекать необходимую информацию
писать тексты различного характера по данной теме, делать сообщения, выступления по каким-либо проблемам
порождать собственное речевое произведение монологического или диалогического характера: ответы на проблемные вопросы, характеристика героев, фактов, пересказ текста, составление диалога, описание по аналогии, рассуждение, обобщение каких-либо фактов.
Ожидаемый результат:
программа позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников
повышается интерес учащихся к изучаемому предмету, повышение познавательной активности, развиваются навыки самостоятельной, поисковой и творческой работы.
повышается качество образовательного процесса, ученики могут овладеть всеми ключевыми компетенциями.
Предлагаю примерное планирование занятий развития речи с учетом достижения цели коммуникативного обучения.
(см. Приложение№1)
Приложение №1
Всего – 34 часа
Введение – 1 час
Лексика и фразеология – 7 часов
Морфология – 13 часов
Синтаксис - 4 часа
Письменные работы - 4 часа
Закрепление и повторение -5 часов
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
7 класс (факультатив) углубленное изучение
(34 часа)
№ Тема урока Часы Тексты для
изучения Творческая работа Составление проектов
1 Язык как средство общения 1 Слово. Легенда о Тесее «Для чего людям нужна речь?» диалог, рассказы о летних происшествиях Сюжетный рисунок , карта путешествий
2 Лексика и фразеология. Синонимы 1 Высказывания ученых-языковедов «Как различают формы речи» Игры, загадки Сотавление постера «Авторитетное мнение»
3 Антонимы 1 «Находка» Г.Сапгир
«Дневник Коли Синицына» Н.Носова Что такое диалог? импровизация
4 Что такое монолог? 1 «Черным по белому
Н.Сладков «Любознательность» Е.Носов Вы умеете разгадывать чайнворды? Работа со справочной литературой, со словарем
5 Омонимы 1 «Мы и иностранец Бил» А.Кушнер «Как вести беседу?» правила поведения Сюжетно-ролевая игра
6 Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. 1 пословицы «Что такое текст?» Сюжетные картины Защита постеров7 Фразеологизмы 1 «Как работает слово» В.Суслов «Кони в золоте лучей» «Осень» «Что значить говорить и писать на тему?» составление заметок Защита постеров-рисунков8 Употребление фразеологизмов в речи 1 Возникновение фразеологизмов Придумывание рассказов, небылиц Игровая ситуация
9 Морфология. Части речи. 1 «Охранять природу» М.Пришвин Идея. Основная мысль.
загадки Защита постеровОпорных схем
10 Имя числительное 1 Знаетели вы, что… считалки Игры
11 Изложение 1 «Отважный пингвиненок»
Г.Снегирев Для чего нужен план? Составление плана
12 Местоимение 1 «Осенняя песня»
По Н.Сладкову Придумывание песен Песня
13 Правописание местоимений 1 «На яхте» Ю.Коваля Связь предложений в тексте Творческое письмо
14 Употребление местоимений 1 Рассказы
По М.Звереву «Чудо» Р.СефУчитесь выразительно читать Сборник стихов любимых поэтов
15 Глагол 1 Лиса и Журавль
«Что это за птицы?» Когда и где используют разговорную речь? Демонстрация видеофильма
16 Правописание глаголов 1 Не шумите! А.Кушнер Научный стиль Детская энциклопедия Научная конференция
17 Употребление глаголов 1 Как Иван корову менял Художественный стиль художественный видеоролик
18 Работа по тексту «Как я изучал русский язык?» 1 По М.Уилсону Памятник солдату.Л.КассильКак различают типы речи? Составление заметок, памяток
19 Русские народные пословицы 1 Плохо. В.Осеева пословицы Повествовать – значит рассказывать Составление книжек-раскрасок
20 Причастие 1 По Ч.Айтматову Повествовать – значит рассказывать Инсценирование сюжета из произведения
21 Изложение по тексту «На льдине» 1 На льдине Б.Житкова Составление связного текста Творческое письмо
22 Употребление причастий 1 Грамматические упражнения Матрешка.
К Паустовский Как описать предмет? Составление постера-схемы23 Деепричастие 1 Грамматические упражнения Герасим
И.Тургенев Как описать животное? выступления в различных ролях (экскурсовода)
24 Употребление деепричастий 1 Как чудо Е.Вучетич
Бег-имя существительное Рассуждать – значит доказывать Защита проектов
25 Наречие Употребление наречий 1 Друзья-товарищи
С.Маршак игры Ролевая игра
26 Сочинение-рассуждение на тему «Слово «одуванчик» - имя существительное» 1 «Слово «одуванчик» - имя существительное» Составление связного текста Творческое письмо
27 Наш помощник – толковый словарь 1 толковый словарь Структура словаря Реклама
28 Синтаксис. Словосочетание. 1 Северное сияние По К.Паустовскому Защита постеров- Телепередача.
29 Почему мы так говорим? 1 Репка
Русская народная сказка Почему мы так говорим? импровизация
30 Из занимательной грамматики 1 Логические задания Задания из занимательной грамматики Кроссворды, головоломки, ребусы
31 Лексические средства связи предложений в тексте 1 Цветы леса
И.Соколов-Микитов Составление связного текста Защита постеров32 Предложение 1 Грамматические задания Связная русская речь проведение интервью
33 Работа по тексту «Четыре желания» 1 «Четыре желания» Творческие задания Творческое письмо
34 Повторение 1 эссе Творческие задания
Пресс-конференция
Вывод
Проведённая работа показала эффективность предложенных методов и форм работы на уроках русского языка, которая включает «активную» самостоятельную работу учащихся.
Такой вид работы позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала.
Такая деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, исследовательской и творческой работы.
Использованная литература:
«Русская речь» методическое руководство. Для учителей 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. Алматы «Атамура» 2015г
«Русская речь» учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов средней школы Е.И.Никитина Москва «Просвещение» 1992г
«Қазақ тілін тереңдетіп оқыту бағдарламасы» Ы.Алтынсарин атындағы қазақ білім академиясы (5-11 сыныптарға арналған) Алматы «Жеті жарғы» 2003ж
Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя.
М.:Просвещение,1994.
Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи
Современные зарубежные концепции обучения языку