Выступление на конференции Преемственность формирования культуры проектно-исследовательской деятельности обучающихся 5-х классов на уроках русского языка и литературы


Преемственность формирования культуры проектно-исследовательской деятельности обучающихся 5-х классов на уроках русского языка и литературы
Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная и начальная школьная ступень, которая сохраняет ценность детства, продолжает формировать фундаментальные личностные качества ребенка, а главное сохраняет "Радость детства". С другой стороны средняя школа как преемник строит свою работу на достижениях выпускника начальной школы и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: обучающихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
•сменой социальной обстановки;
• изменением роли учащегося;
• увеличением учебной нагрузки;
• изменением режима дня;
• разностью систем и форм обучения;
• нестыковкой программ начальной и основной школы;
• различием требований со стороны учителей-предметников;
• изменением стиля общения учителей с детьми.
Всё это порождает серьёзные педагогические проблемы. Именно поэтому так остро стоит вопрос о преодолении этого разрыва, о преемственности между ступенями общеобразовательной школы. Шанс на исправление ситуации появляется в связи с введением ФГОС, который расширяет представление об образовательном результате, создаёт единую систему целей-результатов, осуществляет преемственность между стандартами разных уровней обучения. Второй год подряд мы продолжаем общешкольный проект по преемственности между начальной и средней школой, так как именно в этом году в 5 классы пришли дети – «первые ласточки» ФГОС.
Реализация проекта позволяет:
Обучающемуся:
в течение учебного года адаптироваться к работе с учителями-предметниками;
чувствовать себя психологически защищенным, что в большей степени способствует сохранению здоровья;
получить возможность самоутверждения в значимых для него сферах жизнедеятельности;
раскрыть свои ресурсы и способности;
приобрести навыки самообразования;
обеспечить положительное отношение пятиклассников к образовательному процессу, повысить мотивацию к обучению;
не снизить качество обученности.
Родителям:
получить высокопрофессиональное сопровождение их детей в течение всего учебного процесса и внеучебной деятельности за счет новых подходов к организации образовательной среды;
познакомиться с системой предметного обучения в 5 классе, в условиях максимально комфортных для их детей.
Педагогам:
разработать интегрированные уроки по разным предметам с учетом их преподавания в начальной и основной школе;
повысить свою квалификацию по различным направлениям работы с разновозрастным контингентом учащихся, с детьми разных возможностей и потребностей;
овладеть методами изучения личности ребенка, методами развития познавательных способностей;
овладеть приемами организации образовательной деятельности обучающихся исходя из их индивидуальных способностей.В соответствии с этим нами (учителями 4х и 5х классов, совместно с администрацией школы) был выработан алгоритм организации преемственности:
1. Образование временного методического объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов.
2. Договорённость об общих целях и их реализации;
3. Открытые уроки в 4-х классах для учителей основной школы, после многократного посещения которых проводится Педагогический совет по преемственности;
4. Совместные уроки в 4-х классах учителей основной и начальной школы;
5. Диагностика результатов учеников на выходе из 4-го класса;
6. Открытые уроки в 5-ом классе (в том числе для родителей);
7. Обсуждение и решение проблем адаптации обучающихся 5-х классов;
8. Определение эффективности – диагностика, анализ.
Ни для кого не секрет, что преемственность должна строиться:
• на учете возрастных и психологических особенностей детей;
• на единых целях воспитания и обучения детей;
• на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.
Поэтому для себя при знакомстве в прошлом учебном году с классами я выработала стратегию дальнейшего внедрения проектной деятельности в урочное и внеурочное время (т.к. я являюсь классным руководителем одного из 5 классов). Дело в том, что в современной жизни очень пригождаются умения выпускников школ ориентироваться в разнообразных информационных потоках и технологиях. И тут не обойтись без навыков сбора информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы, использовать компьютер и интернет в практических целях. В последнее время наиболее популярным и перспективным методом обучения является проектная деятельность, позволяющая одновременно и обобщить ранее полученные знания, и применить их на практике и раскрыть творческие возможности учащихся. Проектный метод позволяет приобрести навыки работы с информацией, со справочными и литературными источниками, обучить самостоятельному мышлению и деятельности, самоорганизации, развить инициативу учащегося.
В прошлом учебном году мы совместно с классными руководителями 4х классов реализовывали проекты «Новогодняя открытка» и «Моя любимая сказка». Они, конечно, были очень просты, но наглядно показали, как обучающиеся начальной школы приобретают свой первый опыт от постановки задачи до самостоятельной ее реализации. Разнообразные темы проектов (и не только по учебным предметам) никого не оставляют равнодушными и заставляют работать над проектом самостоятельно и увлеченно с полной отдачей творческих сил и заниматься поиском и обработкой новой информации. Законченные работы можно не только увидеть, но и использовать в дальнейшем на уроках, а обучающиеся, получив и осознав результат первого опыта своей самостоятельной деятельности, будут заинтересованы в дальнейшей поисковой деятельности.
Возвращаясь к теме преемственности позволю себе еще раз напомнить, что преемственность должна строиться:
• на учете возрастных и психологических особенностей детей;
• на единых целях воспитания и обучения детей;
• на единстве требований взрослых (в том числе педагогов).
В этом ключе я и стараюсь осуществлять свою педагогическую деятельность.