Статья:Управление инновационной деятельностью образовательной организации по формированию профессиональных компетенций студентов
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства
Номинация
«Инновационные подходы к организации научно-методической деятельности профессиональной образовательной организации»
Управление инновационной деятельностью образовательной организации по формированию профессиональных компетенций студентов
Жесткова Надежда Михайловна
Фадеева Наталья Викторовна
Тольятти 2014
Пояснительная записка
В настоящее время активно осуществляется процесс модернизации профессионального образования, обусловленный стремительным нарастанием перемен в социально-экономической жизни общества и необходимостью достижения высокой степени соответствия этим переменам профессионального образования.
В Региональных приоритетах развития образования Самарской области на период 2013-2015 годов одно из направлений - развитие системы довузовского профессионального образования, которое включает в себя модернизацию программы развития системы НПО, СПО и продление сроков ее реализации до 2020 года; проведение учреждениями НПО и СПО информационной компании по популяризации рабочих профессий, специальностей и организаций профобразования; приближение процедуры проведения конкурсов профмастерства к формату Национального чемпионата «WoridSkills Russia»; введение премий Губернатора области студентам, ставшим победителями олимпиад и конкурсов профессионального мастерства и педагогам, их подготовившим.
В современной социально-экономической ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодёжи на образование. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью.
Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её включённости в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором формирования адаптационного потенциала специалиста. Адаптационный потенциал – это степень возможности индивида включаться в новые меняющиеся условия среды. Это личный ресурс, который позволяет сохранить актуальность, востребованность специалиста при смене условий его деятельности. На выходе мы получим специалиста востребованного на рынке труда.
В связи с этим исследование системы инновационного управления деятельностью образовательного учреждения по формированию профессиональных компетенций обучающихся является актуальным.
Объект исследования: управление образовательной организацией среднего профессионального образования.
Предмет исследования: управление инновационной деятельностью образовательной организации по формированию профессиональных компетенций обучающихся.
Цель: совершенствование системы управления инновационной деятельностью образовательной организации по формированию профессиональных компетенций.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1.Выявить особенности развития инновационных систем в условиях интеграции образовательных организаций.
2.Рассмотреть возможности и особенности реализации содержательной части обучения через компетентностно-ориентированный подход в системе образования.
3.Рассмотреть развитие социального партнерства образовательной организации, как фактор повышения качества подготовки рабочих кадров.
4. Разработать мероприятия по совершенствованию управления инновационной деятельностью образовательной организации.
Гипотеза исследования: Инновационное управление деятельностью образовательного учреждения по формированию профессиональных компетенций обеспечивает современные запросы экономики и общества на подготовку квалифицированных кадров.
Научная новизна исследования: Полученные результаты исследования позволят разработать мероприятия по совершенствованию инновационного управления деятельностью образовательной организацией по формированию профессиональных компетенций.
Практическая значимость исследования: Изучение системы способствует принятию оптимальных управленческих решений при внедрении инноваций.
Теоретическая база исследования. В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права. Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе ГАОУ СПО ТКСТП.
Инновационные подходы к организации учебного процесса
в условиях интеграции образовательных учреждений
Адаптироваться к жестким социально-экономическим требованиям обстановки рынка образовательных услуг могут лишь те учебные организации, которые работают в инновационном режиме. Именно инновации определяют, в конечном счете, имидж образовательной организации, на сегодня это вопрос ее жизнеспособности в образовательном пространстве.
Модернизация профессионального образования является официально признанной стратегией государственной политики Российской Федерации. Ключевой момент модернизации образования – введение в учебный процесс актуальных инноваций, цель которых – улучшение качества профессионального образования. Одним из общероссийских инновационных подходов в области профессионального образования в настоящее время является интеграция образовательных организаций, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки специалистов среднего звена.
Что конкретно дала интеграция ступеней в колледже?
Расширение спектра востребованных профессий и специальностей. Модернизацию профессионально-ориентационной работы. Обновление содержания образования и независимую оценку качества процесса и результатов профессионального образования.
Реализации обучения
через компетентностно-ориентированный подход
Система профессионального образования в нашей стране вступает в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новым подходам к разработке и использованию технологий обучения.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс компетентностно-ориентированного подхода повысило качество подготовки будущих специалистов сферы обслуживания, что подтверждается востребованностью выпускников колледжа на рынке труда.
В Тольяттинском колледже сервисных технологий и предпринимательства создана инновационная обучающая система получения практических навыков студентами различных специальностей и профессий, которая направлена на подготовку конкурентоспособных специалистов на региональном рынке труда.
В колледже создано 5 учебно-производственных полигонов: теплица «Росток», гостиница «Луч», «ТСТП-Тур», Салон-парикмахерская, Салон-ателье. На них студенты проходят весь цикл производства продукта: от разработки модели (эскиза) до внедрения его в производство и реализации. Важнейшим фактором существования учебно-производственных полигонов является наличие многообразных деловых связей, моделирующих деловой мир рыночных отношений. Для функционирования полигонов созданы: материально-техническая база, методические рекомендации по выполнению основных видов работ, содержание которых корректируется по мере появления новых направлений подготовки специалистов и образовательных и производственных технологий.
На базе колледжа создан Ресурсный центр профессионального образования, который предоставляет модернизированные образовательные ресурсы, предназначенные для освоения современных производственных технологий.
Часть учебных программ производственного обучения реализуется на базе современных производственных технологий ресурсного центра.
Например:
студенты специальности «Технология деревообработки» и профессии «Мастер столярного и мебельного производства» осваивают приемы проектирования в комплексной системе автоматизации конструкторско-технологических работ БАЗИС, создают компьютерный проект столярно-мебельного изделия, а затем изготавливают его с использованием современного оборудования и инструмента фирмы FESTOOL, одновременно на базе РЦ желающие могут получить дополнительную профессию «Резчик по дереву и бересте»;будущие специалисты ландшафтного дизайна осваивают приемы проектирования в программе «Наш сад 6.0 Омега», где создают виртуальные проекты ландшафта, которые затем воплощают в реальных условиях с использованием новейшего оборудования и инструментов РЦПО «GARDENA». Полигоном для реализации их проектов являются теплица колледжа и производственные объекты. Для проведения практических занятий, в распоряжении студентов имеется зимний сад. Студенты ландшафтного дизайна дополнительно получают профессию «Рабочий зеленого хозяйства»;
студенты отделения общественного питания получают дополнительную профессию «Официант», «Бармен», проходят курс «Карвинг» и т.д.
Лучшим критерием оценки внедренной инновационной технологии является востребованность и конкурентоспособность выпускников нашего колледжа на рынке труда.
Анализ трудоустройства и занятости выпускников по годам
таблица 1
Информация по трудоустройству и занятости Выпуск 2013года Выпуск 2014года
ТРУДОУСТРОЙСТВО 54% 76%
Занятость (поступление в ВУЗы, призыв в ВС РФ, отпуск по уходу за ребенком, выезд за пределы города) 40% 24%
Общий % занятости и трудоустройства 94% 100%
Не трудоустроены в связи с отсутствием вакантных мест на предприятиях, согласно полученной специальности 6% 0
Развитие эффективных партнерских отношений, как фактор повышения качества подготовки рабочих кадров
Новые экономические условия диктуют новые подходы к взаимодействию с участниками рынка труда, ориентируясь на конкретные запросы работодателей, которые становятся инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества.
Будучи одной из наиболее консервативных, система образования вынуждена адаптироваться, постоянно и своевременно изменяться, охватывать все большее число заинтересованных участников, стремиться вовлечь практически все возможные ресурсы.
Социальное партнерство признается как важнейший фактор модернизации профессионального образования.
В Тольяттинском колледже сервисных технологий и предпринимательства накоплен большой опыт совместной работы с работодателями по подготовке высококвалифицированных и востребованных на рынке труда специалистов. Одним из факторов обновления профессионального образования является расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. Постоянный доступ к информации о рынке труда позволяет корректировать структуру и объем подготовки кадров, учитывать требования работодателей к содержанию подготовки специалистов. Взаимодействие с социальными партнерами, системное использование их интеллектуальных, информационных, материальных и кадровых ресурсов необходимо для повышения эффективности обучения и приобретения обучающимися практико-ориентированного социального и будущего профессионального опыта. Участие работодателей в разработке содержания вариативной части основной профессиональной образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, связанными с изучением новых производственных технологий, используемых на предприятиях.
В колледже создан банк данных фактических и потенциальных работодателей. Ежегодно проводятся круглые столы по проблемам подготовки специалистов с участием представителей предприятий, преподавателей и администрацией колледжа.
Предоставление рабочих мест с высокотехнологичным оборудованием, участие в технологическом процессе предприятия во время производственной практики повышает у обучающихся степень ответственности, предполагает более высокий качественный уровень подготовки, повышает конкурентоспособность нашего выпускника. Проведение мастер-классов для студентов и преподавателей колледжа на базе потенциальных работодателей. Например, для студентов и преподавателей специальности Технология продукции общественного питания организовано ряд мастер классов по Европейской кухне. Полученные знания студенты закрепили в ходе двухдневной стажировки по теме « Блюда из мяса: актуальные тенденции в приготовлении и подаче». Для этой цели администрация ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» предоставила студентам помещение, новейшее оборудование и высококачественные продукты, а ресторан «Господин» предоставил шеф-повара. Таким образом, студенты и преподаватели колледжа получили возможность ознакомиться с организацией производства, современным оборудованием, технологией приготовления и декорирования морепродуктов, что способствовало приобретению ими практического опыта не в абстрактно-познавательной деятельности, а максимально приближенной к реалиям рыночной экономики, культуре, социуму, профессиональному труду.
Проведение обучающих семинаров по новым производственным технологиям для преподавателей колледжа, с целью дальнейшей ретрансляции полученных знаний студентам. Преподаватели проходят серию обучающих семинаров по новым технологиям, применяемых на предприятиях города, а затем отрабатывают их со студентами на практических занятиях. По такой схеме в учебный процесс были введены Matrix, Constanta Delignt, L,OREAL по специальности Парикмахерское искусство. В соответствии с договором о сотрудничестве с ООО «Профкосметика» обучающие семинары для преподавателей колледжа проводятся абсолютно бесплатно, с предоставлением оборудования и материалов. В дальнейшем выпускники колледжа были трудоустроены в парикмахерские салоны города, работающие на данной продукции.
Стажировки педагогов. Педагоги колледжа проходят стажировку на предприятия города, таких как «АвтоВазАгрегат», «Строй-Плюс», научно-производственное объединение ООО «Тамара», ИП «Куркина Е.А.» и т.д. Результатом прохождения стажировки является внедрение в учебный процесс компьютерных программ, которые непосредственно используются на производстве: «Наш сад 6.0 Омега», «Базис-Конструктор-Мебельщик», «1С: Рарус-Общепит», «1С: Рарус - Турагентство», «1С: Бухгалтерия. Торговля и склад», «1С: Рарус - Администратор гостиницы».
Привлечение специалистов предприятий города для обучения студентов колледжа новым производственным технологиям.
Социальные партнеры принимают участие в финансировании проектов, направленных на выявление и развитие творческих способностей студентов (конкурсы «Рождение таланта», «Молодые таланты», «Молодой кулинар» и др.).
Повышение уровня профессионального образования и профессиональных навыков до уровня требований работодателей значительно снижает риск дефицита квалифицированных кадров на рынке труда.
Разработка мероприятий по совершенствованию управления инновационной деятельностью образовательной организации
При проведении исследования были выявлены особенности инновационного управления деятельностью образовательной организации по формированию профессиональных компетенций. На основе, которых разработаны мероприятия по совершенствованию инновационного управления деятельностью колледжа по формированию профессиональных компетенций:
- разработка системы контроля за реализацией инновационной образовательной программы, в том числе со стороны работодателей;
- разработка фонда оценочных средств;
- разработка предложений по оптимизации повышения квалификации педагогических кадров;
- разработка динамической системы мотивации педагогических работников в режиме инновационной деятельности;
- разработка плана мероприятий по привлечению дополнительных источников финансирования;
- разработка плана формирования устойчивого имиджа образовательной организации и плана продвижения образовательных услуг колледжа.
- разработка плана совместной деятельности колледжа и социальных партнеров по повышению имиджа рабочих профессий
-создание условий для инвестиционной привлекательности профессионального образования.
Заключение
Проведенная работа определила основные тенденции развития инновационного управления деятельностью образовательной организации по формированию профессиональных компетенций:
•Адаптация к жестким социально-экономическим требованиям рынка образовательных услуг.
•Расширение спектра востребованных профессий и специальностей.
•Создание условий для инвестиционной привлекательности профессионального образования.
•Обновление содержания образования и независимая оценка качества процесса и результатов профессионального образования.
•Сформированный механизм обмена информацией между работодателями и работниками образования.
•Исследование ради позитивного воздействия, оперативное реагирование в различных ситуациях, выработка стратегии развития образовательной организации.
Полученные результаты:
•Модернизация управления деятельностью образовательной организацией, на основе внедрения инновационных технологий, способствующих формированию профессиональных компетенций обучающихся и обеспечивающих гибкость системы подготовки квалифицированных кадров (создан РЦПО ТКСТП, Центр дошкольного образования);
•Качественное изменение содержания образования и методов организации образовательного процесса в образовательной организации -
организация практики в условиях, приближенных к реальным (создано 5 учебно-производственных полигонов);
получение обучающимися второй профессии - доля обучающихся, охваченных дополнительным образованием (в % от общего числа) за 2013г. составила 98,3%
•Устойчивость полученных результатов внедрения инновационной образовательной программы и их влияние на изменение образовательной среды и взаимодействие с работодателями -
заключено более 80 двухсторонних договоров о прохождении практики обучающимися колледжа на предприятиях города;
доля педагогов профессиональных дисциплин, прошедших стажировку по профилю специальности на предприятиях города на октябрь 2014г. составила 100%;
в колледже действуют 2 экспериментальные площадки: региональная экспериментальная площадка «Новые педагогические технологии в образовании» и региональная стажировочная площадка по внедрению в Самарской области результатов федерального экспериментального проекта по совершенствованию школьного питания.
•Эффективное решение вопросов кадрового обеспечения городской экономики и трудоустройства выпускников –
доля выпускников очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной профессии, в общей численности выпускников на январь 2014г. составляет 93%.
Продукты:
1.Положение о Ресурсном центре профессионального образования Тольяттинского колледжа сервисных технологий и предпринимательства
2.Положение о Центре дошкольного образования
3.Программы курсов дополнительного профессионального образования «Официант», «Бармен», «Дизайнер ландшафтного проектирования», «Маникюрша», «Художественная роспись ногтей», «Карвинг» и др.
Сведения о распространении инновационного опыта
1.Работа экспериментальных площадок. С 2007 года на базе колледжа действует региональная экспериментальная площадка «Новые педагогические технологии в образовании», с 2011 года колледж входит в состав региональной стажировочной площадки по внедрению в Самарской области результатов федерального экспериментального проекта по совершенствованию школьного питания.
2.Заключены договора о сетевом взаимодействии на базе Ресурсного центра профессионального образования ТКСТП с образовательными организациями:
•ГБОУ СПО Тольяттинским политехническим техникумом;
•ГАОУ СПО Тольяттинским техникумом технического и художественного образования;
•ГБОУ СПО Тольяттинским индустриально-педагогическим колледжем;
•ГБОУ СПО Тольяттинским социально-экономическим колледжем.
3. Образовательные услуги в рамках сетевого взаимодействия были реализованы в 2012-2013 и 2013-2014 учебном году:
Диаграмма 1. Количество студентов, получивших образовательные услуги в рамках сетевого взаимодействия
4.Организация и проведение на базе колледжа ежегодной региональной конференции «Опыт, проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании»
5.Проведение на базе колледжа региональных семинаров по современным образовательным технологиям
Межрегиональный Семинар «HAIR CONSTRUCTION» Trend seminar cut&colour 22.11.2013 г.
Межрегиональный Семинар «Секреты перманентной завивки» 23.11.2012 г
6.Участие педагогов и обучающихся колледжа в семинарах и мастер-классах различного уровня
7.Участие педагогов и обучающихся в конференциях различного уровня:
2013 год
1 место в 5 областной научно-практической конференции «От творчества поиска к профессиональному становлению» - Сергеева Анастасия;
3 место Региональная олимпиада «Паруса науки»- Рожкова Ксения;
2 место в областном конкурсе-презентации учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию основных профессиональных об-разовательных программ в соответствии с ФГОС в профессиональных образовательных организациях Самарской области – Агаева О.И.
2012г.
3 место Международная научно – практическая конференция «Наука и творчество: взгляд молодых профессионалов» - Голубечков И.
Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки
1. Организация и проведение на базе колледжа ежегодных городских конкурсов «Рождение таланта», «Лучший по профессии», Регионального конкурса парикмахерского искусства и декоративной косметики «Молодые таланты».
Участие студентов в конкурсах профессионального мастерства, проводимых на базе колледжа
Таблица 2.
Наименование конкурса 2012-2013 2013-2014
Количество участников ТКСТП Количество призовых мест ТКСТП Количество участников ТКСТП Количество призовых мест ТКСТП
Рождение таланта 61 14 47 4
Молодые таланты 9 7 - -
Рыбацкая уха 3 1 3 1
Конкурс «Лучший по профессии – 2013» 7 4 - -
Чемпионат «Лучший по профессии-2014» - - 3 3
2. Сотрудники и студенты колледжа являются победителями конкурсов:
2014г.
2 место - Областной конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии «Продавец, контролер-кассир» - 2014» - Гуляева И.Б.;
2 место - Областной конкурс профессиональных образовательных организаций Самарской области «Преподаватель года - 2014» - Родионова Е.В.
Диплом победителя - Открытый Всероссийский конкурс дидактических материалов по реализации ФГОС СПО – Лаврентьева В.В.
2 место - Общероссийский проект дистанционных конкурсов методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов гуманитарных и естественнонаучных дисциплин «Педагогическое мастерство» (Информационно-методический центр «Бакалавр») – Агаева О.И.
2 место - Региональный Конкурс-выставка курсовых и дипломных проектов (работ) – Осипова С.А.
2013г.
1 место в xv Межрегиональном конкурсе «Лабиринты моды» - Антонова М.П.
2 место в Международном конкурсе молодых дизайнеров - Антонова М. П.
Диплом «ГРАН-ПРИ» в Международном фестивале кулинарного искусства «Содружество»: Верховодов П.П., Пелепенко П.С.;
2012г.
1 место в Межрегиональном конкурсе «Лабиринты моды» - Антонова М.П.
2 место Всероссийский фестиваль «Берегиня» - Антонова М. П.
2 место в областном конкурсе профессионального мастерства по профессии «Продавец, контролер-кассир продовольственных товаров» –Кондратинская В.В.
3 место Межрегиональный конкурс молодых модельеров и дизайнеров одежды «Экзерсис Поволжья 2012»-Чижова В.
3 место Региональный конкурс профессионального мастерства Worldskills –Осипов И.
3. Рост количества социальных партнеров
Диаграмма 2. Количество социальных партнеров
4. В январе 2014 года проведен первый выпуск по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. На 1 апреля 2014 г. 93% из них трудоустроено по полученной профессии.
5. Доля обучающихся, охваченных дополнительным образованием (в % от общего числа) составляет 98,3%
Прогноз о результатах спроса на полученные результаты (продукты)
Расширение спектра образовательных услуг по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения и дополнительным образовательным программам.
Расширение сетевого взаимодействия по организации практики на базе созданных учебно-производственных полигонов
Проведение на базе колледжа конференций, семинаров и мастер-классов по обмену опытом.
Список литературыБагиев Г.Л. «Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии» [Текст]/Г.Л. Багиев - Л.: ЛОП ВНТОЭ, 2008.- 256с.
Баринов В.А., «Экономика фирмы: стратегическое планирование» [Текст]/ В.А. Биринов- М. КноРус – 2005.- 230 стр.
Бозиев Р.С., Харисова Л.А. «Инновационные процессы в национальном образовании» //Педагогика.-2006.-№3.-С.29-38.
Большаков А.С. «Менеджмент» [Текст] / учебное пособие/ А.С. Большаков - СПб.: "Издательство "Питер", 2008. - 160 с.: ил. - (Серия "Краткий курс").
Викторова Л.Г. «Инновационные процессы в образовании»//Инновации в образовании.-2002.-№2.-С.4-10.
Волынкина М.В. «О месте инноваций в образовании» [Электронный ресурс]- Путь доступа - http://www.innovatika.ru/bibl/st2.html (Дата обращения 20.10.2014.)
ГАОУ СПО Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства [Электронный ресурс]- Путь доступа http://ttstp.ru/ (дата обращения 18.10.2014.)
Дмитриев Ю.А., Гутман Г.В., Краев В.Н. «Бизнес – план, структура, содержание» [Текст]: методические указания к разработке/ Ю.А.Дмитриев, Г.В. Гутман, В.Н. Краев - М: Финансы и статистика, 2007.- 76с.
Дюжева М.Б., Метелев С.Е. «Социальное партнерство - современная форма менеджмента, способствующая совершенствованию высшего профессионального образования в ГОУ ВПО ОИ РГТЭУ» [Электронный ресурс] – Путь доступа http://viperson.ru/wind.php?ID=405737&soch=1 (дата обращения 19.10.2014.)
Злобин Э.В., Мищенко С.В., Герасимов Б.И. «Управление качеством в образовательной организации» [Текст]/ Э.В. Злобин, С.В. Мищенко, Б.И. Герасимов - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. - 88 с.
Никишина А.Л. «Управление человеческими ресурсами» [Текст]: учеб-метод. пособие по вып. курс. раб. спец.080505 «Управление персоналом»/А.Л. Никишина; ТГУ Ин-т. финансов, экономики и управления; каф. «Менеджмент организации».- ТГУ. Тольятти: ТГУ, 2010.-23c.
Олейникова О.Н. «Социальное партнерство в профессиональном образовании»[Текст]: брошюра/ О.Н. Олейникова – М., 2005-42 с.
Публичный отчет о результатах деятельности Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Тольяттинский техникум сервисных технологий и предпринимательства [электронный ресурс]-путь доступа: http://ttstp.ru/Tex_Document.aspx (дата обращения 18.10.2014.)
Путин В.В. «Строительство справедливости. Социальная политика для России» [Электронный ресурс] – Путь доступа: http://putin2012.ru/#article-5 (дата обращения 19.10.2014.)
Сергеева В.П. «Управление образовательными системами» [Электронный ресурс] : программно-метод. пособие: учеб. пособие для вузов/В.П. Сергеева.- [2-е изд., испр. и доп.].- Спб.: Изд-во Михайлова В.А.,2000.-CD; 430 МБ.
Glossary on Vocational Training and related terms (Глоссарий профессионального обучения и относящихся к нему терминов)[Электронный ресурс] – Путь доступа - http://libserver.cedefop.europa.eu/ett/ (дата обращения 20.10.2014.)