Тренинг. Развитие у педагога креативности и готовности к инновационной деятельности.

Тема: Развитие креативности и готовности к инновационной деятельности.
Цель: Развитие творческого потенциала у педагога, снижение напряжения.
Задачи: 1. Включение в групповое взаимодействие.
2. Поддержка и развитие творческого самовыражения.
Материалы: ватман, фломастеры, карандаши, мелки, старые журналы с картинками, ножницы, бросовый материал, клей, калоши.
Ход занятия.
1. Приветствие: Имя – сказочный герой.
Психолог предлагает назвать по кругу свое имя, затем сказочного героя на первую букву своего имени.

2. Упражнение - конкурс «Иван Иваныч».
Цель: Упражнять участников в умении передавать различные эмоциональные оттенки с помощью интонации.
Участники получают карточку, на которой написан тот эмоциональный оттенок, который нужно передать, произнося фразу: «У меня был Иван Иваныч» - радостно, грустно, нежно, сдержанно, с иронией, раздраженно, с недоумением, восторженно, сердито, удивленно, печально, таинственно, с облегчением, игриво, со страхом, ласково, с усталостью, эйфория. Каждый по очереди произносит, остальные отгадывают. Победители награждаются аплодисментами.

Деление на творческие группы с помощью приемов социо-игровой технологии. Участники получают записочки с фразой из сказок и, закрыв глаза, двигаются по помещению и произносят эту фразу. Прислушиваясь друг к другу, собираются в малые группы. Фразы: «Свет мой, зеркальце, скажи »; «Там русский дух, там Русью пахнет», «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»

3. Упражнение “Рассказ из заголовков”.
Автор упражнения Э. Де Боно.
Цель: Развитие дивергентного мышления.
Инструкция: Просмотрите заголовки. Ваша задача – составить вместе как можно больше заголовков, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Этот рассказ должен сам по себе иметь смысл. Если вам приходится заполнять пробелы выдуманными словами, то ваш рассказ не совсем удался. Чем больше заголовков, чем длиннее рассказ, тем большего успеха вы добились. Вырезав заголовки, вы можете составить из них различные комбинации. У вас могут получиться непохожие рассказы. Вы можете выполнить вариант задания, взяв картинку (фотографию) из газеты и подобрав к ней заголовок. Ваша комбинация может быть как серьезной, так и шуточной (постарайтесь по возможности получить шуточную комбинацию).
Вы можете собирать серию картинок и заголовков, а затем пробовать составлять из них различные комбинации. При этом тренируются ваше восприятие, воображение и способность находить альтернативы.

4. Упражнение Что делает буква
Описание упражнения.
Участникам предлагается выбрать какую-нибудь часто встречающуюся
в русском языке букву (приблизительно из такого набора: Б,
И, К, М, П, Р, С, Т) и изобразить ее в виде человечка. После этого они
придумывают как можно больше начинающихся на выбранную букву
глаголов, обозначающих действия, которые может совершать этот
человечек, и рисуют его (по-прежнему в виде буквы) за каждым из
этих занятий. Упражнение выполняется индивидуально, на листах
формата A3, время работы 8-12 мин. Потом проводится выставка
получившихся рисунков.
Обсуждение.
Что и чем именно интереснее всего в созданных рисунках?
Пример.


Безобразничает Болтает

Боится Боксирует

5. Упражнение «Стоп-кадр»
Цель: развитие навыки экспрессии, с другой – дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.
Материалы: список слов.
Время: 10 минут
Процедура: Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп-кадр» продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять «стоп-кадры» с помощью цифровой фото или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.
Можно использовать, например, такие наборы слов: время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех; встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

6. Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)
Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик (см. приложения 2, 3 ).
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.
На работе задержали зарплату.
Можно сэкономить на чем-то.
Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу вы сломали каблук.
Хороший повод купить новые сапоги.
Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.
Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вы внезапно заболели.
Хороший повод отдохнуть.
Заняться наконец-то своим здоровьем.
Вас бросил муж.
Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
Больше времени на хобби.
Вы попали под сокращение.
Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
Новый коллектив, новые перспективы.

7. Рефлексия
Упражнение Рисунки с продолжением
Описание упражнения.
Участники сидят в кругу. Каждый из них получает лист бумаги,
задумывает какой-либо целостный рисунок на тему Наш мастер-класс и изображает его но не полностью, а только какую-то одну главную
деталь, по которой можно было бы догадаться, что за рисунок
планируется (2-3 мин). Потом каждый человек передает свой рисунок
соседу справа, а сам соответственно получает рисунок того, кто
сидел слева от него. На полученных изображениях быстро дорисовывается
еще по одной детали на тему Наш мастер-класс (30 с), после
чего по команде ведущего листы опять передаются правым соседям
и т. д. Так продолжается до тех пор, пока каждый рисунок не пройдет
полный круг и вновь не вернется к тому, кто его начал изображать.
Психологический смысл упражнения.
Одна из техник получения обратной связи по прошедшему тренингу.
Кроме того, упражнение позволяет продемонстрировать, насколько
по-разному люди представляют в образной форме одно и то
же событие (в данном случае тренинг) и как необычно могут быть
интерпретированы замыслы первоначальных авторов рисунков. Даже
те рисунки, сюжет которых вроде бы вполне ясен, порой продолжаются
очень неожиданно.
Обсуждение.
Участники демонстрируют рисунки и комментируют, какие мысли
и чувства о прошедшем тренинге они изначально хотели выразить
с их помощью, насколько получившееся в итоге изображение
отвечает их исходным замыслам и что оно, с их точки зрения, выражает
в окончательном варианте.



15