Реализация программы областной экспериментальной площадки «Создание системы героико-патриотического воспитания в школе» в рамках преподавания обществоведческих дисциплин и внеклассной работы


-86360-478790Горкунова Марина Петровна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ №6 имени Героя Советского Союза
И.А. Омельченко г.Гуково Ростовской области
Реализация программы областной экспериментальной площадки «Создание системы героико-патриотического воспитания в школе» в рамках преподавания обществоведческих дисциплин и внеклассной работы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою работу и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
На основании решения комиссии по дошкольному, общему и дополнительному образованию Экспертного Совета министерства (протокол №3 от 22.09.2010 г.), приказа минобразования Ростовской области от 27.10.2010 г. № 845 «О присвоении статуса областной инновационной площадки образовательным учреждениям и о лишении статуса в связи с завершением реализации образовательного инновационного проекта» МОУ СОШ №6 присвоен статус областной экспериментально площадки по проблеме «Создание героико-патриотического воспитания школьников» 1.
Патриотическое воспитание в нашей школе представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию проводится комплексно, что позволяет подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта2. Главной целью педагогический коллектив школы ставит воспитание гражданина-патриота, созидателя, умеющего достойно реализовать свои способности на родной земле. Конкретное распределение обязанностей между членами педагогического коллектива определяется с учётом интересов, возможностей, знаний. Я, как учитель истории и обществознания, разработала программу военно-патриотического кружка «Юные патриоты», которая начала свою реализацию с 01.09.2011 г. Работа кружка осуществляется по программе деятельности «Великие страницы героического прошлого нашей Родины». Программа рассчитана на учащихся 7-х классов. Занятия проводятся один раз в неделю, 35 часов в течение учебного года.
Подвиги героев, прославивших свой народ во времена становления, расцвета и смутного времени русского государства, являются основным содержанием работы по этой теме. На их примерах можно показать, как формировался героический дух русского народа, его стойкость, непримиримость к порабощениям. Известно, как народы России не щадя жизни самоотверженно противостояли половцам, монголо-татарам, немецким рыцарям, польско-литовским интервентам, шведским войскам Карла XII, прусским - короля Фридриха II, фашистским завоевателям Гитлера, всем, кто приходил с мечом на нашу землю. На льду Чудского озера, в Куликовской битве, Полтавском сражении, на Бородинском поле, поле Прохоровки встала Россия, грудью встретив захватчиков. Данная программа деятельности позволит осуществить становление и развитие военно-патриотического кружка «Юные патриоты» - как центра по военно-патриотическому направлению. Развитие члена кружка позволит вызвать больший интерес к историческому прошлому Родины, воспитать в нем чувство гордости за свой народ.
Через деятельность кружка готовится смена ребят-активистов, способных на активную, общественно - значимую деятельность. Программа кружка включает строится на изучении наиболее значимых битв и сражений в военной истории России. До второй половины XIX в. битвой было принято называть решающее столкновение главных сил воюющих сторон, которое развертывалось на ограниченном пространстве и носило характер массовой кровопролитной и относительно быстротечной рукопашной схватки в целях разгрома противника. В войнах XX в. битва - это ряд одновременных и последовательных наступательных и оборонительных операций крупных группировок войск на важнейших направлениях или театрах военных действий. Под операцией принято понимать совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени сражений, боев, ударов и маневров, проводимых одновременно и последовательно по единому замыслу и плану для решения задач на театре военных действии или стратегическом направлении. Сражение является составной частью операции и представляет собой совокупность наиболее важных боев и ударов, проводимых последовательно или одновременно на всем фронте или на отдельном направлении. До начала XX в. сражения подразделялись на частные и генеральные и во многих случаях понятие "сражение" отождествлялось с понятиями "бой" и "битва". Основное внимание в работе уделяется наиболее ярким личностям героического прошлого. Юношам и девушкам в силу психологических особенностей легче воспринимать героическое и возвышенное через ратный подвиг.
В рамках реализации программы патриотического воспитания в нашей школе в течении 5 лет функционирует военно-патриотический клуб «Юные друзья пограничников», который тесно взаимодействует с КПП «Гуково-автодорожный».
По сложившейся традиции в нашей школе учащиеся 7-х классов весной вступают в юные друзья пограничников. Это мероприятие проходит всегда на пункте погранперехода накануне Дня пограничника с принятием присяги и соблюдением других военных ритуалов. Для того, чтобы подготовить учащихся к этому событию, большую роль играет работа кружка «Юные патриоты».
Это попытка восстановить «связь времён», связь поколений, которая изрядно ослабела в последнее десятилетие потрясений и социальных экспериментов. Это один из возможных путей поднятия общекультурного уровня подрастающего поколения, развития их творческой и познавательной активности. Напоминание о былом оказывает большое моральное воздействие, поднимая патриотический дух ребят. На занятиях кружка предусмотрены практические занятия с сотрудниками КПП «Гуково-автодорожный». Это возможность проявить юношам и девушкам гражданскую, социально-значимую позицию.
В мае 2011 года было присвоено клубу имя полковника Подкавырова К.К., геройски погибшего при защите границы нашей Родины.
В период летних каникул на базе школы организован пришкольный оздоровительный лагерь, который с 2011 года стал профильным и называется «Школьная застава». Это включает в себя не только полноценный отдых ребят, но и многочисленные военно-спортивные мероприятия, комплекс оздоровительных и культурных мероприятий, встречи с сотрудниками КПП.
Я являюсь активным участником в летней оздоровительной кампании и продолжаю вести работу в рамках военно-патриотического клуба «Юные друзья пограничников». Мной разработана программа занятий с детьми на летний период. В рамках этой программы я знакомлю ребят с героическими страницами истории нашей страны, провожу занятия на тему «Граница», «История пограничной службы в России», «Будущие защитники Родины», «Наш приграничный город Гуково». Пограничники – частые гости на «Школьной заставе». Проводят строевую подготовку со старшими ребятами, рассказывают о военной службе. Стало большой честью для ребят приглашение побывать в гостях на КПП, поэтому в ходе летней кампании с помощью заместителя директора по воспитательной работе Касторной Ольги Леонидовна организую туда экскурсии.
На протяжении нескольких лет в городе действует акция «Посылка солдату». В школе сложилась замечательная традиция отправлять посылки бывшим выпускникам школы, которые проходят службу в рядах российской армии. Начиная с 2012 года наша школа занимает I место по количеству отправленных посылок. Мы заслужили большую благодарность от военнослужащих и их родителей.
Одно из важнейших мест занимает внеклассная работа, которая является составной частью всей системы образовательно-воспитательной работы школы. Мой многолетний педагогический опыт дает возможность сделать вывод о том, что внеклассная работа по истории способствует развитию у обучающихся интереса к изучению предмета и активизирует их познавательную деятельность. Внеклассная работа помогает выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка; установить более тесный контакт и взаимопонимание.
Во внеурочную работу я вовлекаю детей на основе свободного выбора.
Добровольное начало – один из основных принципов внеклассной работы. Этот принцип в значительной мере определяет ее содержание и методы.
Внеклассная работа предполагает максимум самодеятельности и активности учащихся, но принцип самодеятельности и активности отнюдь не исключает руководящей роли учителя. Именно он направляет инициативу и интерес детей, всемерно развивает их творчество, прививает им навыки самостоятельной работы, способствует активизации познавательной деятельности. Результаты мониторингов, проводимых мной в средних и старших классах школы показывают, что, прежде всего обучающиеся участвуют во внеклассной работе потому, что их влечет непосредственный познавательный интерес, возможность удовлетворить природную пытливость, проявить свою активность, коллективизм.
Участие в исследовательской деятельности очень увлекает детей. Под моим руководством они проводят ряд теоретических и практических исследований, выполняют творческие задания, учатся использовать разнообразные источники информации, такие как интернет-ресурсы, печатные материалы, мультимедийные энциклопедии, а также собственные наблюдения3.
Результаты этих исследований учащиеся представляют на ежегодной городской научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся». Были представлены результаты исследований на темы «Донские казаки в годы гражданской войны», «История Российского флага», «История Российского герба и анализ его цветовой гаммы», «70-летие Сталинградской битвы», «Олимпийские боги в образе улицы Большая Садовая города Ростова-на-Дону».
Приобщение учащихся к правовым знаниям, демократически ценностям общества, содействие в повышении правовой культуре будущих избирателей способствуют тесное взаимодействие с территориальной избирательной комиссией города Гуково. В этих целях ежегодно реализуется проект «Будущий избиратель», который проводится в виде олимпиады по граждановедческим дисциплинами и избирательному праву среди учащихся 6-7, 8-9, 10-11 классов. Итоги городской олимпиады подводит конкурсная комиссия. Победители и призёры олимпиады награждаются дипломами территориально-избирательной комиссии города Гуково.
2011 г. Бондарева Наталья, учащаяся 9 класса победитель
Гришанков Вячеслав, учащийся 11 класса призёр
2012 г. Кучеренко Александра, учащаяся 6 класса призёр
Кулешова Анна, учащаяся 7 А класса призёр
Жбанкова Ксения, учащаяся 7 Б класса призёр
Хмелёва Анна, учащаяся 8 класса призёр
Деревянко Анастасия, учащаяся 10 класса призёр
Маргарян Антик, учащаяся 10 класса призёр
2013г. Усольцев Евгений, учащийся 6 класса победитель
Кучеренко Александра, учащаяся 7 класса победитель
Деревянко Анастасия, учащаяся 11 класса призёр
Голыно Екатерина, учащаяся 11 класса призёр
На втором областном (заочном) этапе в 2011 г. конкурсной комиссией была признана лучшей работа Бондаревой Натальи, которая приняла участие в третьем областном (очном) этапе олимпиады.
В рамках проекта «Будущий избиратель» был проведён конкурс «Маленькие политики» среди обучающиеся общеобразовательных школ города. Учащиеся 6 класса Коротких Елизавета и Кучеренко Александра приняли участие в работе над проектом «Наши новые законы». Проекты обучающихся представлены в сборнике «Наши новые законы», подготовленном Домом детского творчества, который передан в Территориальную избирательную комиссию г. Гуково.
Учащиеся так же приняли участие в конкурсе сочинений «Если бы депутатом выбрали меня…», проводимом Избирательной комиссией Ростовской области.
В номинации «Я, ты, он, она – вместе целая страна» для учащихся 5-8-х классов II место буклет Жбанковой Ксении, учащейся 7 «Б» класса.
В номинации «Будущее моей страны – моё будущее» I место сочинение Деревянко Анастасии, учащейся 10 класса.
В целях формирования у подрастающего поколения патриотического сознания, верности Отечеству, воспитания патриотизма и любви к своей Родине команда учащихся 7-х классов приняла участие в городской акции «Отчизны верные сыны» в номинации «Знатоки Донской истории». В 2009 г. команда заняла II место, в 2010 г. – I место.
Учащиеся принимали активное участие в мероприятиях, посвященных празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года.
Команда учащихся 8-го класса, которую я подготовила, приняла участие в городской игре «Умницы и умники» и заняла II место.
Учащиеся 8-го класса Блищак Кристина, 9-го класса Решетникова Алевтина, 10-го класса Новиков Александр по разработанному мной плану готовились в исторической викторине «Россия в войне 1812 года». В результате учащаяся 9-го класса Решетникова Алевтина заняла II место, а Новиков Александр учащийся 10 класса – III место.
Одним из самых эффективных способов формирования гражданско-патриотических качеств личности является взаимодействие учащихся с представителями старших поколений. В рамках празднования дня Победы в Великой Отечественной войны в классе ежегодно готовим открытки-поздравления ветеранам, организуем с ними встречи. Мои ученики, которые входят в школьный волонтёрский отряд посещают ветеранов на дому, оказывают им посильную помощь (уборка снега, покупка лекарств и продуктов).
Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.
Список литературы:
Приказ муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 № 140 от 28.10.2011 «О деятельности инновационной площадки»
Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 г. с. 93
Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 г. с.113
Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1
Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год
Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год