Проект Школьный музей — центр краеведческой исследовательской деятельности обучающихся

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза И.И. Борзова села Середниково»
Шатурского муниципального района Московской области
(МБОУ «ООШ с. Середниково»)










Проект
«Школьный музей – центр краеведческой исследовательской деятельности учащихся»




Автор: Воронцова Юлия Геннадьевна,
учитель химии
МБОУ «ООШ с. Середниково»




2016 год

1. Тема проекта: «Школьный музей – центр краеведческой исследовательской деятельности учащихся».
2. Цель проекта: разработать и внедрить систему формирования навыков поисковой, исследовательской и проектной деятельности учащихся, коммуникативной и информационной компетенций, поддержки творческих способностей детей, включение их в социальную практику в условиях работы школьного музея.
Задачи проекта:
Исследовать состояние проблемы обучения проектно-исследовательской деятельности в теории и практике обучения.
Выбрать модель проектно-исследовательской деятельности для дальнейшего внедрения в практику школы.
Разработать методические рекомендации и программно-методическое обеспечение эффективного включения музейно-педагогической деятельности в урочную, внеурочную, общественно-значимую деятельность обучающихся.
Создать поисково-исследовательское объединение учащихся и взрослых «Поиск» по реализации проектно-исследовательской деятельности на базе школьного историко-краеведческого музея.
Сохранение, пропаганда и распространение военно-исторических знаний с учетом современных информационных и инновационных технологий.
Выявить педагогические условия включения школьников на базе музея в проектную, учебно-исследовательскую деятельность, интеллектуальные и творческие конкурсы; в познание и преобразование школьной и внешкольной социальной среды, способствующие формированию базовых ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, нравственность, толерантность.

Система показателей по достижению цели проекта:

Доля учащихся участвующих в проектно-исследовательской деятельности на базе школьного историко-краеведческого музея.
Доля учащихся, занятых в мероприятиях патриотической направленности.
Доля учащихся, принимающих участие в исследовательских конкурсах, конференциях, выставках проектов от общего числа обучающихся.
Доля учащихся, ставших победителями и призерами исследовательских конкурсов, конференций, выставок от общего числа участников.
Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по проектно-исследовательской деятельности.
Доля педагогических работников освоивших проектные технологии в образовательной деятельности.
Количество семинаров, мастер-классов для учителей школы и района по применению современных педагогических технологий.
Количество проектов и исследовательских работ учащихся, созданных с использованием базы историко-краеведческого музея.
Количество мероприятий, проведенных на базе школьного музея.
Количество публикаций и выступлений учителей по пропаганде передового педагогического опыта.
3. Ожидаемые результаты:
Повышение компетентности учителей школы в области проектно-исследовательской деятельности.
Увеличение охвата проектно-исследовательской деятельностью учащихся через создание объединения «Поиск».
Приобретение учителями и учащимися функционального навыка исследования и создания проектов.
Повышение качества образования через формирование ключевых компетенций педагогов и обучающихся.
Внедрение инновационных форм работы с высокомотивированными учащимися.
Воспитание у учащихся социальной ответственности, чувства ответственности и гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему своей Родины.
Планируемые эффекты:
Школьный музей становятся центром гражданско-патриотической и социальной деятельности общеобразовательного учреждения, связующей нитью между школой и социумом села
Повышение эффективности работы школы и профессионализма сотрудников учреждения.
Разработка программы гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея.
Вовлечение в активную поисковую, проектную деятельность с использованием компьютерных технологий большого количества учащихся (не только актив музея), что позволяет сделать ее более интересной и привлекательной для школьников.
Повышение интереса учащихся к изучению истории своей школы, села, района, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.
Расширение информационного пространства деятельности школьного музея.
Реализация социально значимых проектов на территории сельского поселения Дмитровское из числа разработанных и исследованных учащимися.
Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах школьного музея.
Регулярное пополнение экспозиций музея творческими, исследовательскими работами учащихся; а также систематическая организация выставок проектных и творческих работ учащихся в школе в данном направлении.
Презентация итоговых материалов проекта в Интернете и СМИ.
Повышение конкурентоспособности школы.

4. Актуальность проблемы.

Наша сельская школа – это носитель духовных и общественных ценностей, очаг культуры на селе. Ее деятельность во многом определяет, каким будет молодое поколение, а значит, и наше будущее. Те преобразования, которые проходят в стране, требуют, чтобы молодежь не только имела хорошие знания, но и проявляла гражданскую активность, заинтересованность, патриотизм. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, района, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.
Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект важен для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков», необходим для развития творческих начал личности, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.
Однако данный проект имеет дело не только со школьным музеем. В настоящее время в рамках ФГОС становится актуальной проблема организации внеурочной деятельности, формирование личностных, предметных и метапредметных компетентностей обучающихся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, приобретения умений и компетентностей. Распространение среди педагогов понимания значимости музея как института образования, создание условий внедрения технологий музейной деятельности в урочную и предметную деятельность учителей, обеспечение интеграции преподавания различных предметов на базе музея. Одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у школьников умений и навыков проектно-исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности является организация исследовательской деятельности школьников. А самое главное, в работе над самостоятельным проектом школьники учатся применять полученные в школе знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.
Однако при всей благоприятной атмосфере создания и совершенствования проектно-исследовательской деятельности важно отметить ключевые проблемы, которые требуют комплексных мер и компетентностных решений на уровне всего учреждения:
Необходимо совершенствование содержания, методов и технологий патриотического воспитания в школе, создание единого пространства гражданско-патриотического воспитания, стимулирование социальной активности детей.
В школе недостаточно разработана технология мониторинга результативности гражданско-патриотического воспитания.
На начальном этапе находится работа по созданию на базе школьного музея информационно-компьютерного центра по получению, сохранению и обработке полученной информации и подготовке проектов учащимися.

Актуальность проблемы заключается в том, что данный проект содержит образовательные продукты и описание технологии внедрения музейной педагогики в систему воспитательной работы школы. Знания и умения необходимые для организации проектно-исследовательской деятельности в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в ВУЗах, колледжах, техникумах и т.д. Проект позволит реализовать актуальные в настоящее время подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный. Исследовательские умения вооружают и учителя и учащегося методами познания: умение работать с информацией, критически мыслить, анализировать.

5. Сроки реализации проекта: 2014 – 2015 гг.
Этапы реализации проекта:

I этап - теоретический (первая половина 2014 года)
Цель: сбор, анализ и структурирование информации о проектной и исследовательской деятельности на базе школьного музея.
Анализ учебного процесса с точки зрения современных задач образования.
Изучение теории и практики использования метода учебных проектов в современном образовании.
Анализ учебных планов и программ с целью выявления возможностей использования элементов поисковой и проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности.
Формирование информационного банка данных для поддержки проектно-исследовательской деятельности учащихся.
II этап – практический (2014 - 2015 учебный год)
Цель: внедрение и апробация поисковой и проектно-исследовательской деятельности в образовательное пространство школы.
Отработка исследовательских навыков в практической деятельности:
Организация работы поисково-исследовательского объединения «Поиск», разработка нормативной базы и локальных актов, регламентирующих деятельность объединения.
Организация консультаций с учителями по работе над проектами и исследовательскими работами.
Проведение тренингов по формированию коммуникативных умений.
Мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности.
Разработка программы гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея.
Использование метода проектов в воспитательной системе школы.
Организация работы информационно-компьютерного центра получения, сохранения и обработки получаемой информации на базе школьного музея.
Реализация социально значимых проектов на территории сельского поселения.
Создание странницы на школьном сайте «Виртуальный историко-краеведческий музей МБОУ ООШ села Середниково» для освещения поисково-исследовательских материалов учащихся в рамках проекта.
Участие детей в муниципальных, региональных исследовательских и исторических конференциях школьников.
III этап - аналитический (вторая половина 2015 года)
Цель: анализ и обобщение опыта организации поисковой и проектно-исследовательской деятельности.
Обобщить и систематизировать результаты инновационной работы, соотнести результаты с поставленной целью и задачами.
Обобщение опыта учителей, ведущих работу по поисковой и проектно-исследовательской деятельности. Выступления на педсоветах, семинарах. Публикации.
Выявление проблем организации и реализации поисковой и проектно-исследовательской деятельности.
Мониторинг уровня сформированности у школьников гражданских и патриотических качеств личности.
Разработка пакета методических рекомендаций по организации и сопровождению поисково-исследовательской деятельности школьников.
Подготовить и передать широкой педагогической общественности района методические рекомендации и программно-методическое обеспечение эффективного включения музейно-педагогической деятельности в урочную, внеурочную, общественно-значимую деятельность обучающихся.
6. Возможные способы внедрения проектной разработки в практику школы.
Проект представляет собой интегрированный комплекс компонентов базового и дополнительного образования. Направлен на формирование гражданского сознания школьников, способствует созданию единого воспитательного пространства образовательного учреждения.
Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, обеспечивает выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий, встреч в образовательном учреждении на базе школьного музея, а также экскурсий, экспедиций, коллективных выходов в музеи других школ района, области, пеших походов, поездок.
Организацию и руководство реализацией проекта осуществляют руководитель музея школы, классные руководители, активно привлекая узких специалистов (учителей-предметников гуманитарного цикла, библиотекаря и др.), в тесной связи с родителями. При этом управленческая деятельность ориентируется на коллегиальное руководство.
В рамках данного проекта предполагается поэтапное усвоение общечеловеческих ценностей – от привития школьникам любви к семье, ближнему, своей малой Родине до формирования чувства ответственности за будущее страны и человечества.
Один из самых эффективных способов формирования данных качеств личности является взаимодействие учащихся с представителями старших поколений (мамы и папы, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, пожилые соседи, ветераны и дети ВОВ, участники вооруженных конфликтов в «горячих точках»). Если объединить усилия всех поколений, то можно создать микросоциум, способствующий культурно-нравственному формированию человека.   Это оптимальный вариант передачи жизненного опыта, мудрости, знаний, всех духовных и материальных ценностей молодому поколению.
Формы работы в рамках проекта:
Поисково-собирательная деятельность.
Краеведческая деятельность.
Научно-исследовательская деятельность.
Экскурсионная и просветительская деятельность.
Научно-экспозиционная деятельность.
Творческие конкурсы, краеведческие и исторические конференции.
Уроки мужества, устные журналы, литературно-музыкальные композиции и др.
Направления деятельности в рамках проекта:
Летопись родного края.
История школы.
Наши земляки, участники Великой Отечественной войны.
Дети Великой Отечественной войны.
Жизнь и деятельность Героя Советского Союза И.И. Борзова.
Солдаты России (наши выпускники – участники локальных конфликтов).
Служу России (наши выпускники, проходящие службу в рядах Российской армии).
В МБОУ ООШ села Середниково с 1975 года действует историко-краеведческий школьный музей. Школьный музей является базой для  реализации проекта. Музей становится поисково-творческой лабораторией, ведущей педагогов и обучающихся по пути приобщения их к исследовательской деятельности.
Музей создает благоприятные условия для коллективной и индивидуальной творческой, исследовательской деятельности учащихся и достижения поставленных целей.
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки учащихся и педагогов. Приступая к работе, учащийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области исследования. Ему понадобятся до определённой степени, сформированные специфические умения и навыки (исследования) для самостоятельной работы.
Каждое исследование должно быть обеспечено всем необходимым:
1. Материально-техническая база.
2. Учебно-методическое оснащение.
3. Кадровое обеспечение.
4. Информационно-технологические ресурсы.
5. Организационное обеспечение.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику быть готовым к восприятию новой ситуации, а также самому ставить перед собой новые цели и задачи.



Поисково-исследовательское объединение «Поиск»

Для того чтобы учебное заведение действительно стало эффективным центром научно-исследовательской работы одаренных детей необходима целенаправленная и систематическая подготовка и создание научно-исследовательского пространства на базе школьного музея, целью которого является: обеспечить условия для самообразования и формирования научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся.




Основные формы деятельности объединения «Поиск»





































Структура объединения «Поиск»































Задачи:
Воспитание у обучающихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов.
Формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, креативных способностей.
Обучение навыкам самообразования, формирование внутренней потребности у личности к самосовершенствованию.

Принципы деятельности:
Систематичность и преемственность.
Принцип учета индивидуальных способностей и потребностей учащихся.
Принцип свободы в определении направления поиска.
Принцип равноправия и сотрудничества учителя и ученика в совместной поисково-творческой деятельности.

Объединение «Поиск» нацелено на конечный результат:
- создание исследовательских работ, проектов, рефератов учащимися;
- создание конкретных разработок учителями – статьи, доклады, методические рекомендации, брошюры;
- создание страницы на школьном сайте «Виртуальный историко-краеведческий музей МБОУ ООШ села Середниково»;
- создание электронной базы наиболее ценных экспонатов школьного музея.
Итоги будут подводиться на научно-практических конференциях.

7. Финансовое обеспечение проекта: источниками финансирования проекта являются средства муниципального бюджета, внебюджетные средства.
Для реализации инновационного проекта необходимо, кроме финансового, ресурсное обеспечение:
- компьютерное оборудование для проведения научно-исследовательской деятельности;
- необходимое техническое, программное обеспечение

8. Описание форм организации сетевого взаимодействия с другими учреждениями.
Школа имеет собственный сайт, который помогает идти в ногу со временем, пользоваться современными инновационными технологиями и информацией. На сайте есть раздел, на котором накапливается опыт по проектно-исследовательской деятельности в школе и деятельности школьного музея. Это даст возможность взаимодействовать не только с другими школами, но и с музеями, вузами и научными центрами.


9. Проект размещен в сети интернет на сайте школы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – на странице «Школьный историко-краеведческий музей»
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приложение

Страница школьного историко-краеведческого музея
на сайте МБОУ «ООШ с. Середниково»

Школьный историко-краеведческий музей

Виртуальные экспозиции на школьном сайте



Представление материалов школьного музея о Герое Советского Союза
маршале морской авиации И.И. Борзове на районном семинаре
заместителей директоров по воспитательной работе 21.10.2015 года







Представление материалов школьного музея на конкурсе
«Виртуальная экскурсия»



Встреча через Скайп с музеем ГБОУ СОШ № 1383 г. Москва и их гостями: Борзовой Н.И., дочерью И.И. Борзова (третья слева);
Дейнека В.Г., генерал-полковником авиации, командующим Морской авиации
с 1994 по 2000 годы (второй слева)

Слева направо: Канцибер А.А., руководитель школьного музея ГБОУ СОШ № 1383 г. Москвы; Борзова Н.И., дочь Борзова И.И. маршала морской авиации; Дейнеко В.Г., генерал-полковник авиации








13PAGE 15


13PAGE 14615



Поисково-собирательная деятельность

Краеведческая деятельность

Научно-исследовательская деятельность

Объединение
«ПОИСК»

Наши земляки, участники Великой Отечественной войны

История школы

Летопись родного края

Совет учреждения

Совет музея

Учащиеся

Руководитель музея

Педагогические работники

Администрация школы


«ПОИСК»

Экскурсионная и просветительская деятельность

Творческие конкурсы, краеведческие и исторические конференции

Уроки мужества, устные журналы, литературно-музыкальные композиции и др.

Дети Великой Отечественной войны

Жизнь и деятельность Героя Советского Союза И.И. Борзова

Солдаты России (наши выпускники, участники локальных конфликтов)

Служу России (наши выпускники, проходящие службу в рядах Российской армии)

Информационно-аналитический центр

Школьный историко-краеведческий музей




Издательский центр

Родители

Социум

Виртуальный школьный историко-краеведческий музей



100летие БОРЗОВА 010Рисунок 3F:\Борзов\Борзов И.И\14.10.15\100летие БОРЗОВА 010.jpg15