ПРОДУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.


ПРОДУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
Ардак Амангельдовна Есенжанова
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
г.Оренбург, Россия, fhlfr1@yandex.ruВ статье рассматривается содержание понятия «продуктивное мышление» как личностная характеристика, предлагается точка зрения на проблему продуктивного обучения в современной школе.
Ключевые слова: образование, мышление, продуктивное мышление, продуктивное обучение.
Социокультурные процессы в стране и связанная с этим ориентация на развитие личности ученика, определяют переориентацию школы на продуктивное обучение как один из аспектов развивающего обучения. Термин продуктивное обучение (productive learning) был введен в оборот более 20 лет назад немецкими учёными и педагогами Ингрид Бём и Йенсеном Шнайдером.
Сегодня «продуктивное обучение является образовательным процессом, реализуемым с помощью индивидуальных маршрутов, структурированных в виде последовательности шагов с четко определёнными результатами, являющимися продуктивно-ориентируемыми действиями в жизненных ситуациях» [6]. Понимание особенностей продуктивного обучения - это путь к повышению эффективности процесса обучения, инструмент для реализации личностно-ориентированного обучения.
В задачи продуктивного обучения входит не только помощь обучающемуся, а прежде всего, создание среды возможной успешности, когда «каждый ученик сможет  получить свой положительный мотивированный и им сформированный результат по итогам достижения поставленной цели или задачи» [1].
В России, благодаря работам А.Н.Леонтьева, Л.С. Выготского, М.А.Холодной, В.В.Давыдова термин «продуктивность» используется, прежде всего, в сочетаниях «продуктивность мышления», «продуктивность интеллекта».
Проблема формирования мышления человека, берущая свое начало в ассоциативной психологии (Т.Циген), получила свое развитие в трудах и исследованиях ученых вюрцбургской школы (О.Кюльпе, К.Марбе и др.), гештальпсихологов (М.Вертгеймер, К.Дункер и др.), представителей когнитивной теории мотивации (К.Юнг, А.Маслоу и др.) и других зарубежных школ. В отечественной психологии проблема мышления ставилась и исследовалась учеными (А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Т.К.Мухина, О.К.Тихомиров и др.), пришедшим к пониманию важности дифференциации понятия мышления на два: мышление как деятельность и как процесс: «В личностном плане мышление выступает прежде всего в виде деятельности, т.е. со стороны мотивов и целей субъекта, его рефлексии, осуществляемых им умственных действий и операций и т.д. Однако мышление - это не только деятельность, но и внутри ее формирующийся непрерывный психический процесс анализа, синтеза и обобщения постоянно изменяющихся (т.е. новых и потому еще во многом неизвестных) обстоятельств жизни данного субъекта» (А.В.Брушлинский).
Прежде чем дать понятие продуктивного мышления, охарактеризуем базовое из них: «мышление представляет собой «активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними» [6]. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний.
 Продуктивное мышление в основе своей имеет исследовательский интерес. Эта компетентность, включает в себя не только умение говорить, читать, слушать, писать, понимать информацию, но и способность к мотивированной активной деятельности, умению находить разнообразные варианты решения социальнозначимых проблем, выхода из различных ситуаций, формирование общей и будущей профессиональной культуры [1,2]. На наш взгляд, если продуктивное мышление – это нахождение связи между предметами и явлениями, решающее жизненную задачу, то оно может выступать в качестве компетентности.
 По самой своей сути всякое мышление всегда является творческим, продуктивным в большей или меньшей степени. Любое мышление есть искание и открытие нового, самостоятельное движение к новым обобщениям. Наиболее важная особенность мыслительного акта состоит первым делом в том, что открываемое в процессе мышления новое является таковым по отношению к исходным стадиям процесса. 
В продуктивном мыслительном процессе можно выделить следующие основные стадии:
А. Возникновение темы. На этой стадии возникает чувство необходимости начать работу, чувство «направленной напряженности», которая мобилизует творческие силы.
Б. Восприятие темы, анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание интегрального, целостного образа ситуации, говоря современным языком, ее образно-концептуальной модели, адекватной той ситуации, которая возникла в связи с выбором темы и которая является сферой кристаллизации проблемы, подлежащей решению.
В. Работа над решением проблемы. Она в значительной степени протекает неосознанно, хотя предварительная и весьма напряженная, сознательная работа необходима. Эта предварительная работа может рассматриваться как средство создания специальных средств (А. А. Ухтомский назвал бы их функциональными органами) для решения проблем.
Г. Возникновение идеи решения (инсайт). Эта стадия хорошо описана не только Вертгеймером, но и многими авторами до и после него. Однако природа явления остается неясной.
Д. Исполнительская стадия, не требующая и особых пояснений. [5]
Продуктивное мышление как компетентность характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Продуктивное мышление учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых для них проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия. Главным признаком продуктивных умственных актов является возможность получения новых знаний в самом процессе, т. е. спонтанно, а не путем заимствования извне.
         Современная образовательная парадигма дает возможность рассмотреть  процесс формирования личности ученика  посредством интеграции самых разнообразных направлений его деятельности учебного и внеучебного характера. Именно в контексте психолого – педагогических идей стандартов второго поколения можно обеспечить формирование заявленных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. В этой связи в школе должна целенаправленно создаваться среда жизнедеятельности, благоприятной  для развития качества обучения ее субъектов. Предполагаемый акцент на формирование и развитие  продуктивного мышления будет  способствовать  мотивации детей к овладению культурой, образованием, осознанному поиску собственных смыслов и ценностей, что в определенной степени повлияет на качество обучения и воспитания, двух взаимосвязанных процессов. Принципиально отличаясь друг от друга методами и формами организации, оба представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка.
В школе новых образовательных стандартов формирование продуктивного мышления относится к группе универсальных действий, имеющих особую значимость в жизни человека в силу ряда причин. Среди них: влияние на учебную успешность ученика, адаптации в различных условиях, нравственное, этическое   эмоциональное  благополучие , как в классном коллективе, так и в  социуме. Продуктивная личность – человек душевно здоровый, позитивный, конструктивный, ответственный, с развитыми позициями восприятия, с проактивным (направленным в будущее) мышлением.
Для дальнейшего углубления научных представлений о продуктивном мышлении и его формировании среди многих проблем, возникающих при изучении этого явления, на наш взгляд, необходимо исследовать такие, которые связаны с определением сущности продуктивного мышления, обоснованием его содержания и раскрытием его аксиологического аспекта.
Анализ исследований, тематически связанных с нашим, показывает, что проблема формирования продуктивного мышления, как правило, изучается в контексте психологической науки. Педагогическая наука находится в поиске способов реализации различных подходов к формированию продуктивного мышления. Это происходит не потому, что педагоги не стремятся к преодолению сложившихся стереотипных способов действия, но и потому что не в полной мере осознают сущность такого явления, как продуктивное мышление - важное условие перехода от традиционной парадигмы образования к гуманистической, личностно-ориентированной парадигме.
Макс Вертгеймер, выдающийся представитель гештальтпсихологии, один из ее основателей, считал, что образование должно быть подлинно развивающим и категорически возражал против:
—формальной интерпретации процесса мышления как ассоциации ощущений, восприятий и прочих элементов опыта;
формально-логического описания и анализа решения задачи как последовательности логических операций;
формального следования дидактическим правилам: последовательность изложения, наглядность и т. д.;
формального, механического заучивания знаний;
формальной диагностики умственного развития;
формальной оценки достижений учащихся в обучении.
Применительно к образованию и сегодня актуальны слова М. Вертгеймера, одного из основателей гештальтпсихологии, который считал, что образование должно быть :
«Акцент на механическом заучивании и на том, чтобы сделать его в школе основным, может привести к тому, что методы обучения будут противоречить естественной ориентации детей, которые обычно руководствуются разумными соображениями. Таким образом, можно воспитать детей, которые будут вести себя рабски подобно автоматам, решая не только арифметические, но и любые другие жизненные задачи, и будут слепо руководствоваться соображениями престижа, следовать моде, нормам, политическим или музыкальным мнениям, во всем полагаясь на то, что сказал «учитель», на моду или авторитет…
Важнее всего, чтобы ребенок, оказавшись в структурно осмысленной проблемной ситуации, сам нашел свой метод» [5].
Список используемой литературы:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004.
2. Хуторской А.В. Современная дидактика: СПб.: Питер, 2001
3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2002
4. Соколова Л.Б.Становление культуры педагогической деятельности учителя. Оренбург, 2003.
5. М.Вертгеймер. Продуктивное мышление. М., ПРОГРЕСС, 1987.
6. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. М.2004..
Есенжанова Ардак Амангельдовна.
Продуктивное мышление как один из аспектов развивающего обучения в современной школе.
Педагогика.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет».


г.Оренбург, ул.Тихая 6/1, кв. 301, индекс: 460056.
99-26-66.
89123427871.