Методическая оперативка «Валеологические подходы к организации урока (занятия)»


МЕТОДИЧЕСКАЯ ОПЕРАТИВКА
«ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА (занятия)»
Бабушкина Л.А.
учитель-логопед
Определение общих понятий. Разные взгляды на валеологиВалеологический подход к организации урока.
Валеология – от лат.valeo –здравствовать и logos – наука. Дословно: наука о здравствовании.
Термин введен в 1980 году И.И Брехманом. в книге «Человек и биологически активные вещества».
«В современном сложном мире умение быть здоровым не приходит само. Для воспитания навыков сохранения здоровья недостаточно школьных курсов анатомии и физиологии человека, занятий физкультурой в школе и вузе, сдачи норм ГТО. Необходима охватывающая всех людей в течении их жизни система обучения. Эта система должна основываться на положительной мотивации, строиться на быстрых и убедительных обратных связях между действием позитивных и негативных факторов и реакциями организма, предусматривать специальное обучение мерам сохранения здоровья, начиная с детства до старческого возраста. ...
Одной из важных составных науки о человеке должна стать наука о здоровье. Это не медицинская наука. Она должна возникнуть на стыке экологии, биологии, медицины, психологии (а в 1987 году в этот перечень ученый включил еще и педагогику) и других наук ».
Валеология - это и наука, и сфера практической деятельности, и учебная дисциплина. Цель педагогической валеологии: сохранение и укрепление здоровья педагогическими средствами. Предмет – здоровье здорового человека.
Взгляды на валеологию весьма неоднозначны. Многие ученые-медики, священнослужители, психологи называют валеологию – религией XXI века или 3 волной духовной агрессии (журнал «Народное образование», 2001, №1, стр.233). Это связано с тем, что валеология как учебный предмет не имеет государственной программы, нередко ведется неподготовленными людьми и даже не педагогами, есть случаи использования в школе оккультных практик, занятий откровенно сексуальной направленности, нравственной нечистоплотности, проведения целительных сеансов.
Кроме того, возникает вопрос: могут ли помочь отдельные уроки, даже под таким громким названием, сохранить здоровье наших школьников при тех же труднейших программах, которые по утверждению Министра Образования В.М.Филлипова усваивают лишь 50% школьников.
Данная точка зрения не лишена оснований, хотя причины возникновения валеологии очень и очень актуальны. Катастрофически ухудшается здоровье детей: из школы практически здоровыми выходят лишь 11% учащихся, остальным впору выдавать справки о частичной нетрудоспособности. По статистическим данным у школьников на 1 месте – заболевания костно-мышечной системы, на 2- заболевания органов зрения, на 3- болезни органов дыхания, далее – болезни органов пищеварения, нервные и сердечно-сосудистые заболевания.
В нашей школе на 1 месте – разнообразные нарушения зрения, на 2 – нарушения костно-мышечной системы, на 3 – нефрологические. Кроме того, все наши дети состоят на учете у врача-психиатра.
Мы сегодня рассматриваем понятие валеологический как синоним понятия здоровьесберегающий, здоровьесохраняющий. Как организовать образовательный процесс и урок, в частности, чтобы это способствовало сохранению здоровья, причем в идеале, не только ученика, но и учителя.
Валеологический анализ современного педагогического процесса в школе позволил выделить 2 группы болезнетворных факторов:
Объективные, которые заложены в учебных планах, программах, нормативах оценки;
Субъективные, связанные с организацией различных видов взаимодействия между субъектами образовательного процесса (учителями, учениками и родителями).
Наша задача – снижение доли субъективных факторов.
Валеологическая организация учебного процесса – это
Соблюдение САНПиН: воздушный, тепловой режим (ребенку необходимо в 2 раза больше кислорода), правильная расстановка парт и т.д. Важно: информированность и убежденность самого учителя в целесообразности выполнения этих требований, что, однако, не снимает с администрации функции контроля.
Расписание уроков в течение дня и в течение недели, длительность перемен с учетом существующих требований.
Организация самого урока. Гигиенические требования достаточно известны: чередование методов и форм обучения, оптимальная продолжительность непрерывного письма и чтения и др..Остановимся на менее известных, но значимых для сохранения здоровья.
Отвечая на вопрос «Что значит валеологический подход к уроку», мы исходим из методологических предпосылок, изложенных в книге «Культура современного урока», под редакцией Н.Е.Щурковой.
Современный урок в школе есть открытие истины, поиск истины и осмысление в совместной деятельности детей и учителя.
Современный урок в школе есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
Ребенок как субъект жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Эти три положения определяют валеологические требования к уроку.
Прежде чем перейти непосредственно к этим требованиям, хотелось бы еще определить, что же такое здоровье?
Всемирная организация здравоохранения дает такое определение «Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия человека». По мнению академика Н.М.Амосова, здоровье – образование подвижное, постоянно изменяющееся и измерить его можно, используя в качестве показателя «сумму резервных мощностей клеток, органов и систем организма». При таком подходе показателями хорошего состояния здоровья человека являются:
Постоянно высокий уровень его работоспособности, а также умение быстро восстанавливать этот уровень за счет внутренних резервов организма;
Способность сохранять внутренний покой или эмоциональную устойчивость, а также умение быстро восстанавливать душевное равновесие после стрессовых ситуаций;
Высокий уровень удовлетворенности от жизни, которая переживается как чувство нежности, радости и любви к окружающему миру. Н.М.Амосов назвал последнее высоким Уровнем Душевного Комфорта (УДК).
Отсюда следует, что путь здоровья – это путь приема, накопления, сохранения и передачи человеком своих жизненных сил за счет использования всех возможных внутренних и наиболее простых доступных внешних ресурсов. Это может быть природосообразное дыхание, питание, движение, комфортное общение с другими людьми, созерцание природы и бережное использование ее сил.
Таким образом, сущность валеологично проведенного урока состоит в том, что это урок, обеспечивающий ребенку и учителю сохранение и увеличение запаса их жизненных сил от начала к концу урока, т.е. добавляющий и детям, и учителю здоровья.
Первое требование
Дети не менее 20% времени урока должны находиться в состоянии двигательной активности: это валеопаузы, физкульминутки, двигательные дидактические игры и различные другие активные движения, действия, перемещения в пространстве класса. На первый взгляд такое требование может показаться неприемлемым, и мы уже слышим возражения учителя, что выполнения данного условия не хватит времени на выполнение программы. Однако, следует учитывать что физическая активность стимулирует работу мозга, в то время как коэффициент полезного действия уставшего мозга значительно снижен.
Одной из причин усталости мозга является кислородное голодание его клеток, в результате чего у человека начинает болеть голова. У детей непроизвольно открывается рот, в результате чего, согласно исследованиям новосибирского врача К.П.Бутейко, нарушается баланс между содержанием кислорода и углекислого газа в организме, что и ведет к кислородному голоданию и, как следствие, к снижению деятельностной активности.
Интересный факт установил московский врач М.Л.Лазарев: если ребенок дышит ртом, то он усваивает только 30% воспринимаемой информации! А если учесть, что большинство учащихся при самом заинтересованной слушании понимают только 70% того, что получают, то картина становится весьма печальной. Приведенные факты показывают, что, наверное, имеет смысл «пожертвовать» временем урока, включив в него оптимально возможное количество двигательной активности детей, в пользу повышения эффективности их познавательной деятельности.

Второе требование.
Валеологично проведенный урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь – это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку. Для этого педагог должен, во-первых, избегать любых замечаний в адрес детей по поводу дисциплины, особенно замечаний, задевающих чувство их собственного достоинства. Известно, что невозможно воспитать у ребенка уважение к себе и желание быть достойным, если постоянно унижать его. Полезнее строить с ним отношения на обнаружении у него достоинств и их стимулировании, а нежелательные проявления в поведении устранять путем договора. Фраза «Давай договоримся» – это один из эффективнейших способов, обеспечивающих людям возможность мирного сосуществования.
Желательно отказаться от бальной системы оценок. Знание можно иметь или не иметь. Безусловно, глубина проникновения в это знание беспредельна. Однако, как доказано психологами, у каждого возрастного периода и у каждого индивида в рамках этого возрастного периода есть свои границы познания, и если мы хотим, чтобы наши дети имели знания (а не отметки), то и нужно требовать этих знаний до тех пор, пока их качество не будет соответствовать потенциалу данного конкретного ребенка. Необходимо давать задания разных уровней для детей с разными возможностями и оценивать выполнение этих заданий по высшей мере способностей детей. Понятно, что реализация данного положения потребует кардинального пересмотра логики и содержания учебных программ по многим предметам.
Очень желательно, чтобы дети постоянно слышали спокойный, ласковый тон учителя, обращение к себе по имени, видели улыбки на лицах учителей, а не хмуро сдвинутые брови и недовольно опущенные вниз уголки рта. Это особенно важно для формирования у учащихся оптимистичности и жизнерадостности, так как известно, что любой человек имеет способность невольно копировать выражение лица того, на кого он смотрит, и тем самым «заражаться» его состоянием. Важно, чтобы дети ощущали абсолютное уважение к любому мнению и любому ответу каждого ученика, даже если этот ответ не совсем верный, получали одобрение наиболее удачных ответов, а также своих достижений.
Учителю в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям в этом пример, выполняя в полную силу и со всей мерой серьезности все то, о чем он говорит детям и что с них требует: если это гимнастика, то учитель выполняет ее вместе с детьми на уровне своих возможностей; если это рефлексия, то учитель тоже рассказывает о своих наблюдениях за собой; если это практическая работа, то учитель принимает в ней полноценное участие наряду с учащимися.
Третье требование.
Известно, что одним из условий комфортного сосуществования человека в социуме является его способность к общению. Именно поэтому развитие этой способности у детей является одной их главных задач школьного обучения и воспитания. По мнению психологов даже небольшая перестановка мебели в классе будет способствовать ее решению.
Как показывает педагогический опыт, только одно действие – расположение детей в классе: за партами по периметру вдоль трех стен или полукругом – уже обеспечивает заметное снижение их агрессивности и повышение эффективности их общения. О.А.Казанский (автор книги «Педагогика как любовь») называет такую рассадку демократической (или творческим полукругом). Он считает, что такое расположение детей, «позволяет познакомиться с индивидуальностью каждого, дает возможность учащимся почувствовать себя в коллективе, а также создает отношение творческой взаимосвязи, единство общения и деятельности». Полностью соглашаясь с ним, добавим, что такая рассадка позволяет реализовать один из важнейших принципов здоровьетворящего образования – принцип взаимообозрения, когда каждый ребенок в каждый момент может видеть глаза каждого. Это очень важно для решения задачи развития наблюдателя внутри ребенка и формирование у учащихся умений невербального общения, а также для создания ситуации обмена между детьми положительными чувствами и эмоциями посредством взгляда «глаза в глаза».
Другое действие, которое учит детей положительному общению, - это начало каждого урока с приветствия в парах, в группах, в кругу или в какой-либо другой форме. Такое приветствие выполняет функцию положительного эмоционального настроя на данный урок, обеспечивает снятие напряжения прошедшего времени, является своеобразным организационным моментом и установкой на урок. Опыт многих учителей, использующих технологию приветствия в педагогической деятельности, показывает, что приветствие может быть органично связано с темой урока, что практически для любого урока можно подобрать содержательно соответствующее приветствие и тем самым уже с него начать урок.
Интересным и эффективным способом является «матричное» выстраивание урока: например, предложить усваивать новое знание в процессе выполнения соответствующих физических упражнений, повторение ранее изученного совмещать с проверкой домашнего задания и закреплением нового материала, анализ процесса и результатов деятельности осуществлять во время рефлексии. Таких вариантов совмещения различных этапов может быть великое множество. Вот здесь-то в полной мере и требуется творческий подход учителя.
Еще одно действие на уроке, требующее от детей активного межличностного общения, - это ситуации прощания и взаимоблагодарения, которые организуются так же, как и приветствие. Как показывает педагогический опыт, воспитание у детей привычки благодарить окружающих их людей за каждую малость (за солнце, за улыбку, за помощь, за ласковый взгляд) является эффективным приемом профилактики у них потребительского отношения к жизни, которым страдают сегодня многие современные люди.
Кроме сказанного, общению детей на уроке способствует коллективная работа (в парах, в четверках, в восьмерках, в малых группах и всем классом) в технологии согласования (или, по-другому, в технологии развивающейся кооперации), когда учащиеся договариваются о том, каким образом можно создать коллективный продукт, объединив результаты индивидуальной деятельности. В результате происходит взаимообмен знаниями, опытом, самостоятельное творение различных способов деятельности. Здесь особенно важны два правила, устанавливающие такие нормы поведения, общения и взаимоотношений, следуя которым учащиеся постепенно учатся принимать мнения других, отличные от их собственных, и выстраивать комфортные взаимоотношения, оставаясь при этом на различных, порой даже противоположных позициях.Четвертое требование.
Одним из признаков валеологично проведенного урока является беседа, в которой превалируют вопросы, эвристического, поискового или проблемного характера, подразумевающие ответы в форме размышления. Например, как вы думаете? Кто знает что-либо об этом? Кто может дополнить данный ответ? У кого по этому поводу другое мнение? Такие вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют от них напряженной умственной работы, расширяют словарный запас детей, учат их формулировать собственные мысли и постепенно пробуждают их «усыпленные ленью» жизненные силы, а знания, добытые в процессе самостоятельного размышления, превращаются в их заслуженное достояние. Удовлетворение же, которое дети получают в результате такой работы, приносит им душевную радость и становится источником здоровья как любое достойное дело.
Важным признаком валеологического подхода к уроку является работа по расширению сознания детей, в результате которой дети осмысливают свою жизнь, свое поведение, свои взаимоотношения с окружающими людьми и усваивают позитивные мысли о здоровье. Учащиеся осмысливают и осознают причинно-следственные связи; учатся видеть взаимосвязь между индивидуальным здоровьем и здоровьем всего человеческого сообщества; начинают понимать, что свое здоровье можно творить, осваивают практические приемы сохранения, восстановления и укрепления физического, психического и душевного здоровья.
Особой специфической чертой валеологического подхода к уроку является его рефлективность. Поэтому рекомендуется начинать и заканчивать каждый урок фиксацией в специальном дневнике здоровья настроения или состояния детей и изменений, происшедших в самочувствии детей в процессе урока. Выполнение этого требования обеспечивает развитие у учащихся наблюдательности, которая является одной из важнейших характеристик здорового человека; ибо, как говорит В.Т.Лободин (руководитель оздоровительной школы «Единство» г. Санкт-Петербурга), здоровый человек – это человек сознательный. Можно использовать самые разнообразные формы и средства рефлексии: устное слово, движение, позу, цвет, линию, музыку, письменное слово и многое-многое другое. Рефлексию также можно включать в разные этапы урока, что обеспечит учителю обратную связь с учащимися.
Умело проведенная рефлексия дает учителю возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке; что им помогало и что мешало в работе; что нового для себя они узнали; что смогут и готовы использовать в своей жизни за пределами урока и школы; что и как в них изменилось за эту или иную единицу времени.Программой жизни человека (то, ради чего он пришел на эту Землю) является обретение счастья, сохранение и приумножение здоровья и достижение всех поставленных целей. Реализовать эту программу человек может, «идя по жизни» одновременно тремя путями: Путем совершенства, Путем любви и Путем служения. В первом случае человек строит отношения с самим собой (Я- Я), стремясь к безграничному развитию своего природного потенциала; во втором случае – с другими людьми (Я – другой), понимая, что мир творится любовью; в третьем случае – выстраивая отношения с окружающим миром в системе иерархии, понимая, что служение – это единственная функция человека в этой жизни.Таким образом, валеологический подход к организации педагогического процесса обеспечивает воспитание человека в самом высоком смысле этого слова. Человека с большой буквы.
ЛИТЕРАТУРА:
Казанский О.А. Педагогика как любовь. – М.: Рос. пед. агентство, 1996.
Культура современного урока / Под ред. Н.Е.Щурковой. – М.: Рос. пед.агентство, 1997.
Циттель С.А. Организация педагогического общения в
учебно-воспитательном процессе: Уч.-метод. пос. по
теории и методике воспитания. – Магнитогорск, 1998.
Орехова Т.Ф. Валеологический подход к организации урока в современной школе. ж. «Начальная школа: +,- », 2001, №9.