Охрана и формирование здоровья ребенка на начальной ступени обучения как один из важнейших аспектов концепции Министерства образования и науки РФ «Наша новая школа»

Тема моей презентации «Охрана и формирование здоровья ребенка на начальной ступени обучения как один из важнейших аспектов концепции Министерства образования и науки РФ «Наша новая школа» (слайд 1) определяется пятым направлением модернизации образования на современном этапе. Второй составляющей данной презентации являются материалы, разработанные и представленные А.Е. Волковым, Я.И. Кузьминовым и И.М. Реморенко через статью «Образование и общество» и материалы Интернет – ресурсов Реморенко И.М. по проекту Парламентской инициативы «Наша новая школа».
Рассматривая основные проблемы, стоящие перед современным образование, авторы отмечают их всеобщность в развитых странах и идентичность их структуры (слайд 2)
снижение престижности знаний,
уровня успеваемости,
значительный процент функциональной неграмотности,
невысокая квалификация учителей.
Изучая материалы концепции новой школы, мы обратили внимание на понятие функциональной грамотности, являющееся одним из камней прелкновения в решении задач развития образования. Обратившись к литературным источникам, мы обнаружили определение функциональной грамотности, как основополагающих характеристик личности учащегося, которые должны позволить выпускнику школы адаптироваться в современном обществе: (слайд 3)
а) непосредственное самосохранение здоровья, трудоспособности,
б) выполнение житейских нужд, также способствующее самосохранению,
в) выполнение функций члена семьи и воспитателя детей,
г) выполнение функций, связанных с общественными и политическими отношениями,
д) приобретений знаний из самых разнообразных источников информации,
е) приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков, оценку своих профессиональных возможностей.
По сути, функциональная грамотность определяется развитием ключевых компетентностей учащихся, которые должны быть выработаны за время обучения: (слайд 4)
Аналитико – деятельностная,
Прогностическая;
Коммуникативная;
Информационная;
Рефлексивная

В соответствии с выявленными в рамках реализации КПМО проблемами, рисками и путями их преодоления, стратегической целью современного образования является идея, высказанная в докладе ЮНЕСКО по образованию в XXI веке: "Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного Выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов". (слайд 5)
Тактической целью образования должен стать переход от знаний, умений и навыков к представлениям, личностному отношению и сформированной на их основе стратегии поведения или деятельности.
Достижение этих целей не реально для образовательного учреждения или педагога, если им не реализуется тот или иной инновационный проект.
По сути, инновационная деятельность – это тот комплекс мероприятий, который обеспечивает смену парадигмы деятельности образовательного учреждения через инновационный системообразующий фактор.
Основными направлениями инновационной деятельности
в образовательных учреждениях являются: информационные технологии обучения, исследовательские проекты, здоровьесберегающие программы и технологии, система работы с одаренными детьми, профильное обучение, проблемное обучение, технологии обучения с использованием групповых форм.
Инновационная деятельность педагогов – это, прежде всего, внедрение информационных технологий, интегрированные курсы, введение диалогово – деятельностной и проблемной технологий, исследовательская и проектная деятельность. (слайд 6)
Школа формирует у своих выпускников картину мира (слайд 7)
(физического, органического, социального), необходимую им для ориентации в нем, а также развивает у них качества, позволяющие выпускникам школы на определенном уровне реализовать себя как субъекта :
учебной, трудовой, исследовательской, управленческой, художественно-эстетической деятельностей;
гражданских (правовых) отношений;
национальных отношений;
семейных отношений;
общения;
самопознания;
саморазвития;
здорового образа жизни;
отношений с природой (экологических отношений).









13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Слайд 8

Все представленные материалы свидетельствуют о необходимости модернизации Российского образования. Именно поэтому через послание Президента РФ Федеральному собранию были озвучены основные положения представленной несколько позже концепции «Нашей новой школы».
Настоящая концепция новой модели школьного Образования «Наша новая школа» базируется на теории развивающего обучения выдающегося отечественного психолога и педагога В.В. Давыдова и направлена на реализацию идей развивающего обучения во всех звеньях школы. (слайд 9)
В рамках названной концепции в ближайшие годы предполагается:
В ближайшие годы в рамках национального проекта в системе общего образования предстоит (слайд 10 - 11):
продолжить практику поддержки лучших учителей и талантливой молодежи;
развивать инструменты финансирования воспитательной деятельности, механизмы подушевого финансирования и новой системы оплаты труда;
поддерживать практику использования современных информационных образовательных технологий в образовательных учреждениях;
стимулировать усилия и поддерживать инициативы регионов по развитию систем дошкольного образования, обеспечивающих равные стартовые условия прихода детей в школу;
разработать новые физкультурно-оздоровительные технологии и методику адаптивной физкультуры, основанные на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
обеспечить доступ к получению общего образования детям-инвалидам;
продолжить работу по обновлению современной школьной инфраструктуры, как решая частные задачи, например, совершенствования организации школьного питания, так и обеспечивая комплексное обновление условий реализации образовательных программ.
Все эти предложения полностью должны быть реализованы через пять проектов (слайд 12):
Обновление образовательных стандартов.
Система поддержки талантливых детей.
Развитие учительского потенциала.
Современная школьная инфраструктура.
Здоровье школьников .
Мне особенно хотелось бы остановиться на последнем пункте, так как он впервые озвучивает инновационное направление в деятельности ОУ, которым школа активно занимается уже 11 лет. МОУ СОШ № 46 является региональной экспериментальной площадкой региональной программы «Школа здоровья», а директор школы Бабенко Л.А. признана лучшим директором школ России в номинации «Школы здоровья».(слайд 13)
Кратко остановлюсь на том, чем мы занимаемся. Мы рассматриваем категорию здоровья как комплексную систему, сочетающую в себе физическое, душевное и социальное здоровье личности, как учащихся так и учителей. (слайд 14)
Основная идея Школы: создание среды, максимально поддерживающей сохранение и развитие физического и психического здоровья учащихся при их максимально эффективном развитии.(слайд 15)
Основы здоровьесберегающей деятельности школы (слайд 16):
Содействовать повышению индивидуального уровня здоровья каждого ученика
Сформировать у школьника представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих
Сформировать у учащихся осознанный выбор в отношении модели поведения, связанного со здоровьем.
Обеспечить психо-физиологическую безопасность образовательного процесса.
Способствовать внедрению развивающих, в том числе и здоровьесберегающих технологий, способствующих самореализации и развитию ребенка.
Научить детей критично относиться к информации, имеющей отношение к здоровью и делать осознанный выбор в ее принятии.
Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
Целью многофакторной программы «Школа здоровья» (слайд 17) стала:
обеспечить школьнику начальных классов условия для благоприятного протекания адаптационного процесса, обучения ребенка в зоне актуального развития, при сохранении и укреплении его здоровья.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач (слайд 18):
1. Создание базы данных состояния здоровья обучающихся.(данные медицинского обследования, психолого -педагогического и обследования на степень адаптации к образовательному процессу).
2. Создание адаптивной среды для детей, поступивших в 1 класс.
3. Активное включение учащихся в здоровьесберегающую деятельность
4. Формирование культуры досуга и отдыха учащихся.
5. Формирование у детей оптимального двигательного стереотипа.
6. Формирование у учащихся младших классов начальных представлений, отношений к ним и формирования на их фоне алгоритмов здорового поведения.
7. Модернизация содержания и форм образования с целью максимального развития всех сторон личности учащихся.
8. Создание совместного с родителями комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья детей.
Модель здоровьесберегающей среды начальной школы базируется на следующих принципах (слайд 19):
природосообразность образовательного процесса;
развивающие технологии обучения;
оптимальные параметры учебной системы;
комфортный психологический климат образовательной среды;
направленность учебного процесса на саморазвитие, самообразование и формирование целостного мировоззрения обучающегося;
гармоничное развитие всех сторон личности ребенка;
валеологическая обеспеченность урока.

Если рассматривать две модели здоровьесберегающего образовательного процесса, то их можно разделить на модель - «костыли» и модель – «компас». (слайд 20) Разница между ними очень значительная. Об этом свидетельствует проводимая ежегодно в начальной школе игра «Неболейка» (слайд 21), отличающиеся значительной привлекательностью для учащихся уроки «Ритмики» и занятия хореографией, проводимые по авторской программе учителем Афанасьевой Г.В.(салайд 22) В каждом кабинете начальных классов имеется куллер с питьевой прохладной водой (слайд 23), Классы оборудованы офтальмотренажерами (слайд 24), с которыми работают все дети младших классов.
2 раза в год курсами дети получают кислородные коктейли на травах, которые готовят учителя, не нарушая рецептуру коктейлей.(слайд 25)
Здоровьесберегающие технологии – вторая и очень важная часть здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии модно определить как (слайд 26):
система мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие технологии (слайд 27)можно подразделить на:
Технология личностно ориентированного обучения
Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология ненасильственного обучения
Владение технологией эффективной речевой деятельности
Технология диалогового обучения
Технология рефлексивного обучения

Технологии сохранения здоровья и технологии обучения здоровью отличаются друг от друга по определенным критериям.(слайд 28)
В целом при реализации здоровьесберегающих технологий мы используем теорию С.Л. Рубенштейна, рекомендовавшего следующую замкнутую схему (слайд 29) эффективного обучения.
Реализуя данные принципы, мы обязательно учитываем психолого – физиологические особенности учащихся в ритме, типе, скорости усвоения материала и требуемых для этого условиях. (слайд 30)
Большое значение в начальной школе уделяется валеологической характеристике урока, характеристика с самоанализом урока представлена в приложении и на слайде 31. Технологии и методики, которые обеспечивают здоровьесберегающий характер образовательного процесса представлена на 32 слайде.
Результатами таких технологий должны стать:
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы.
Обретение информационной грамотности.
Овладение навыками здравотворчества, культуротворчества.
Обучение детей приемам психофизической саморегуляции.
Самореализация личности через учебно – исследовательскую деятельность. (слайд 33).
Результативность внедрения программы «Педагогика здоровья» можно оценить при сравнительной оценке понятия «здоровье» учащимися класса, в котором программа была реализована и в контрольном классе.
Заключение
Оценивая, в целом, концепцию «Нашей новой школы», мы пришли к выводу, что данная концепция – явный шаг вперед в модернизации образования потому что:
Ставит во главу угла образования ученика и учителя.
Впервые жесткие рамки стандартных установок раздвигаются до вариатива и индивидуальной образовательной траектории.
Впервые совершенно обоснованно начат разговор о необходимости незамедлительном совершенствовании инфраструктуры образовательных учреждений.
Важнейшим аспектом модернизации образования признано сохранение и формирование здоровья ребенка как залог его счастливого будущего.