Программа по внеурочной деятльности Культура Донского казачества.Фольклор
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы образовательной организации
1.Устав образовательного учреждения.
2.Положение о внеурочной деятельности.
3.Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.
4.Договор образовательного учреждения с родителями ( законными представителями) обучающихся.
5.Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
6.Приказ об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин, модулей.
Цель: Создание представления о фольклоре и традиционной культуре казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
Задачи:
1) создание условий для сохранения и развития самобытной казачьей культуры;
2) формировать у школьников представления о социальной структуре и основных видах деятельности казачества;
3) знакомство обучающихся с составом и структурой фольклора;
4) формирование у обучающихся гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, возрождение духовных, исторических и военно- патриотических традиций донского казачества;
5) воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, обеспечивающих действенное служение Отечеству;
6) формирование у учащихся активной жизненной позиции, сознательной дисциплины;
7) развитие творческих способностей детей;
Новизна- данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание, способствующее не только духовному развитию ребенка, но и освоению культурного наследия русского народа.
Общая характеристика учебного предмета
Актуальность программы определена тем, что с одной стороны она направлена на создание условий для сохранения самобытной казачьей культуры на территории Дона. С другой стороны программа обеспечивает ученикам патриотическое воспитание и активную гражданскую позицию.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что воспитательный процесс направлен: на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся; общение со сверстниками и взрослыми из окружающего социума; формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств личности; формирование правильного отношения к окружающему миру, природе, людям, науке, культуре, здоровому образу жизни.
Концепция программы: максимально учесть текущее состояние проблемы и создать условия, способствующие формированию патриотического, культурного воспитания ученика. Это обеспечит конкурентоспособность выпускников, их адаптацию в общественной среде, активную жизненную позицию.
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности. Многое для этого делают государственные структуры, школа, Вооруженные Силы РФ, казачество, различные общественные организации. Их усилия направлены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании школьников и подростков нашего общества, роста децелерации (отсутствие цели в жизни) среди молодежи, что требует принятия адекватных ситуации решений, поиска новых организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания школьников, молодежи, поколений, которым предстоит принять ответственность за судьбу России.
Вот почему так остро стоит вопрос о патриотическом воспитании нашей молодежи. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет: «Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите».
Исторические и геополитические условия, в которых рождалась и крепла Россия, вынуждали ее постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Это не могло не сказаться на формировании особого отношения русских людей к Отечеству и военной службе. В народном эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, защищая родную землю. Это воспитывало у русских людей качества, которые всегда отмечали как союзники, так и противники: решительность в наступлении, стойкость в обороне, храбрость, взаимовыручка и презрение к смерти в критические моменты боя.
Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что оно формирует не просто гражданина, а гражданина-патриота, горячо любящего свою Родину, свой край, готового достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания школьников обучающихся казачьих кадетских классов является воспитание учащихся на базе культуры и традиций казачества, использование накопленного веками богатейшего опыта народного образования и воспитания. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры.
Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».
С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, школьник, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России.
Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система военно-патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.
Опыт проведения воспитательной работы с подрастающим поколением показывает, что основными направлениями его военно-патриотического воспитания являются:
воспитание в семье;
воспитание в казачьих общеобразовательных учебных заведениях;
воспитание внешкольными формами обучения на основе культуры и заповедей казачества.
Одним из важных направлений развития казачьей культуры является изучение и популяризация культурных казачьих традиций. Главную роль в реализации данного направления играет система основного и дополнительного образования, где в рамках ряда учебных предметов, спецкурсов, факультативов и кружков изучаются вопросы развития казачьей культуры. Мероприятия способствуют созданию условий для развития творческой инициативы казачьей молодёжи, выявлению и поддержки одаренных детей в казачьей среде, воспитанию у детей и подростков любви к родному краю, его культуре, традициям и обычаям, раскрытию и реализации творческих способностей молодёжи, созданию условий для популяризации казачьей культуры в обществе.
Основанием для разработки и внедрения данной программы способствовали следующие факторы:
- во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
- во-вторых, социокультурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности общеобразовательной школы, открыло перспективы для обогащения содержания патриотического воспитания школьников на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества. Изучение казачьей культуры и фольклора – это патриотическое воспитанием подрастающего поколения. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Решать эти задачи помогает программа «Культура казачества, фольклор».
В ходе данной деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества. Вся воспитательная работа в классе казачьей направленности основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. Вот эти ценности:
- Человек - воспитание гуманности.
- Семья - первый коллектив ребенка.
- Труд - воспитание творчества и потребности в созидании.
- Знания - поиск истины.
- Культура - воспитание духовности.
- Отечество - воспитание бережного отношения к истории своего народа.
- Земля-создание целостного образа мира.
- Мир - создание атмосферы гражданского мира и согласия.
Поэтому система воспитательной работы в классе предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы затрагивались и духовно- нравственное, и патриотическое, и гражданское, и художественно - эстетическое, и трудовое воспитание.
Основные принципы содержания программы:
1. Уважения личности ребенка, учителя, родителя;
2. Ориентации всего процесса на потребности; ребенка, семьи, общества
3. Ориентации в выборе содержания, форм и методов воспитания на традициях школы
4. Личностного подхода в воспитании.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
- формирование у детей желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (жить по совести);
- развивитие способности к состраданию, сопереживанию, пониманию другого человека;
- воспитание стремления к любви, добру, толерантности;
- приобщение детей к истокам культуры казаков, знакомить с обрядами, традициями, бытом;
- формирование знаний в области православной культуры для духовно-нравственного и эстетического развития личности;
Основные разделы программы:
- введение, первые шаги - 3 ч.
- детские игры и песни – 6 ч.
- пословицы, поговорки, загадки – 5 ч.
- игровые припевки – 2 ч.
- сказки – 9 ч.
- легенды и былички – 7 ч.
- итоговое занятие – 1 ч.
Место курса в учебном плане
Программа « Культура казачества, фольклор» учебно - познавательного направления рассчитана на 33 часа 1 раз в неделю, продолжительностью занятий 35 минут.
1ч- 8 ч 2ч- 6 ч 3ч- 11 ч 4ч- 8 ч
Тематическое планирование курса
Раздел программы № п/п Тема занятия Содержание, методические приемы Кол-во часов Дата
1 2 3 4 5 6
1 четверть – 8 ч.
Введение.
Первые шаги
(3ч) 1 Введение. Первые шаги Первый этап в жизни ребенка в казачьей семье. Отношение к рождению мальчика или девочки в семье и общине. 1 07.09
2 Колыбельные песни- первые фольклорные тексты в жизни человека. Потешки: образный строй. Изучение понятий: колыбельные песни, потешки. 1 14.09
3 Игрушка в традиционной культуре, ее энергетика Виды кукол, их использование в играх. Обрядовые куклы. 1 21.09
Детские игры и песни
(6ч) 4-5 Игра в традиционной культуре казаков. Значение игры в жизни ребенка. Знакомство с особенностями казачьих игр, их видами. 2 28.09
05.10
6-7 Виды игр: ролевые, с предметами Повторение понятия : казачьи игры ,их виды.
Вечер казачьих игр «Ярмарка» 2 12.10
19.10
8 Игровой фольклор: считалки, дразнилки, игровые припевки Что такое фольклор? История донского фольклора
Заучивание считалок,игровых припевок наизусть 1 26.10
2 четверть – 6 ч.
9 Игровой фольклор: считалки, дразнилки, игровые припевки Что такое фольклор? История донского фольклора
Заучивание считалок,игровых припевок наизусть 1 09.11
Пословицы, поговорки, загадки
(5ч) 10 Пословицы, поговорки, загадки Малые жанры фольклора, их предназначение в традиционной культуре. Знакомство с жанрами казачьего фольклора. 1 16.11
11-12 Темы, образы, сюжеты пословиц поговорок. Для чего нужны пословицы, поговорки. История происхождения.
Разучивание наизусть. 2 23.11
30.11
13-14 Загадки и их роль в развитии мышления ребенка, его знаний о мире. Как появились загадки? Какова их цель?
Викторина « Отгадай загадку» 2 07.12
14.12
3 четверть – 11 ч.
Игровые припевки
(2ч) 15 Игровые припевки. Песня и припевка как часть игры. Какова роль припевок в игре. Виды припевок, прослушивание. Игры с припевками. 1 21.12
16 Игровые хороводные песни с разыгрыванием сюжета. Изучение понятия хороводная песня.
Заучивание хороводных песен наизусть. Разыгрывание сюжета. 1 18.01
Сказки
(9 ч) 17-18 Сказки. Сущность жанра сказки. Ее роль в первом этапе жизни ребенка. Казачьи сказки, о чем они?
Главные герои, образы, темы.
Зачем нужны сказки детям?
2 25.01
01.02
19-21 Тематические группы сказок. 1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.
Творческая деятельность :рисунок ( аппликация) на тему: « Сказка. Хитрая лисица»
3 08.02
08.02
08.02
22-23 Ребенок как герой народной сказки. Инсценировка народной сказки, с участием обучащихся. 2 29.02
29.02
24-25 Сказки казаков, их особенности. Изучение сказок : « Хитрая лисица», «Коза- дереза», «От хвоста и голова гибнет», «Иванушка и братья»
Творческая деятельность: «Иллюстрация к сказке….» 2 14.03
28.03
4 четверть – 8 ч.
Легенды и былички(7 ч) 26-27 Легенды и былички Легенды казаков. Знакомство с легендами и быличками казаков «Золотой орел», « Зорюшка», « Казак на бочке».Краткий пересказ. 2 04.04
04.04
28-29 Быличка как жанр Какие жанры и почему могут быть отнесены к несказочной прозе. Каков художественный мир былички? 2 11.04
11.04
30-32 Былички казаков Классификация быличек, сюжет.
«Два сокола», « В поле бросили», « Про Ермака» 3 18.04
25.04
16.05
Итоговое занятие
(1ч) 33 Посещение городского краеведческого музея Викторина «Проверь себя» 1 23.05
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты и индикаторы для оценки их достижения Пропаганда культуры сибирских казаков, в округе и разных регионах нашей страны, через фольклор, театрализованные постановки. Создание современного идеала - высоконравственного, творческого, ответственного и активного гражданина России , готового к службе стране на военном и гражданском поприщах, хранителя казачьей культуры и продолжателя традиций.
Учебно-методический комплект:
1.Донское казачество: прошлое, настоящее, будущее. Материалы межрегиональной научно – практической конференции, посвящённой 420 – летию Сибирского казачьего войска. Омск, 2003.
2. ТаболинаТ.В. Проблемы современного казачества: 1980 – 1990 гг.Автореф. дисс. доктора исторических наук. – М., 1999. 9 с.
3.Таболина Т.В. Основные направления изучения казачества. / «http://pubs. carnegie. ru./images/line. gif.
4 .Виноградов Г. С. Страна детей. СПб., 1998. 7. Герд А. С. Введение в этнолингвистику. Курс лекций и хрестоматия СПб., 2005.
5. Елисеев Ф. И. первые шаги молодого хорунжего. М. ,2005.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, магнитная доска.
Экранно-звуковые пособия:
-Презентации по темам программы.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
МБОУ НОШ им.А.С.Пушкинаот ____________20___года № ___
_____________________________
подпись руководителя М.О. Тома Л.Н.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________________ Подскребайлина О.А.
____ ________20___года
дата