Планирование курса внеурочной деятельности кружка «Мы фантазируем и воображаем»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.
Изучение данного курса в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Формирование способностей к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации способности различать обоснованные и необоснованные суждения. Научить детей сознательно исполнять основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы, т.е. грамотно обращаться с информацией;
Формирование умения решать практические задачи: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей);
Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремление использовать полученные знания в повседневной жизни;
развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.).
Курс факультатива «Мы фантазируем и воображаем» ставит своей задачей обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения. Методологическую основу курса составляют приёмы развития творческого воображения из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Основное содержание программы факультатива представлено курсами: «Мир загадок» (1 класс), «Мир человека» (2 класс), «Мир фантазии» (3 класс), «Мир логики» (4 класс), которые ведут обучающихся к поиску собственных ответов на вопросы, поставленных меняющейся жизнью.
Принципы построения учебного курса
Принцип продуктивного выхода. Любая творческая работа заканчивается получением значимого для ребенка продукта: решением задачи, созданием загадки, сказки и т. п.
Принцип ТВОРЧЕСКОГО подхода к обучению творчеству. Он означает, что многие приемы и модели дети как бы переоткрывают самостоятельно в результате построенной определенным образом учебной работы.
Принцип регулярного воспроизводства заданий (принцип тренинга). Основные операции (системные переходы, разрешение противоречий оценка объектов, классификация и т.п.) отрабатываются в играх-тренингах, повторяющихся в течение всего времени обучения.
Принцип обратной связи. Хотя РТВ в начальной школе принято считать обще- развивающим предметом (а это обычно на деле означает, что учитель не несет ответственность за результаты обучения), результаты работы необходимо контролировать через ответы детей, предусмотренные программой тестовые задания и, главное, - через оценку творческих работ.
Темы курсов по классам образуют логическую последовательность, материал одних уроков является опорой для последующих. Иногда возможно объединение двух тем на одном уроке. Занятия проходят в устной форме, однако предусматриваются и письменные работы: анкетирование, рисование и т.д. Богатое творческое воображение, раскрепощённое мышление помогут детям лучше осваивать «серьёзный» учебный материал.
Готовя детей к будущему, необходимо их готовить к творческой деятельности. На занятиях данного курса слабый ребёнок сможет почувствовать свою значимость, поверить в свои силы, ощутить себя созидателем. Учитель начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
Введение факультатива «Мы фантазируем и воображаем» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. Такие занятия положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. За время обучения дети научатся сочинять загадки, освоят приёмы фантазирования, научатся преодолевать психологическую инерцию.
Образовательные и воспитательные задачи решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приёмов их решений. В организации учебно-воспитательного процесса на занятиях важную роль играет соединение традиционных и новых методов обучения, использования технических средств.
Результаты изучения курса.
Содержание курса обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1.Развитие морально-этических качеств личности, адекватной полноценной математической деятельности.
2.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценки собственных действий и волевая саморегуляция.
3.Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
4.Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
5.Установка на спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, веры в себя.
Метапредметные результаты:
1.Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результатов, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
2.Умение анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
3.Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
4.Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
5.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6.Овладение различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
7.Формирование логических операций, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе: развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
8.Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функции в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
1.Освоение опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
2.Использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений.
3.Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1983
2. Волина В.В. Весёлая грамматика. М., 1995
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991
4. Гин С.И. Мир загадок. Минск, УП «ИВЦ Минфина», 2006
5. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Минск, 2004
6. Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Минск, 2000
7. Левин В.А. Воспитание творчества. Рига, 1992
8. Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. М., 2004
9. Федин С.А. Лучшие игры со словами. М., 1999
10. Шрагина Л.И. Логика воображения. Учебное пособие. М., 2001
11. Шустерман М.Н. Новые приключение колобка. М., 1993
1 класс. «Мир загадок»
Дата № п/пТема занятия Характеристика деятельности обучающихсяПримечание
1 Знакомство со страной загадок Фантазировать на предложенные темы.
Составлять композиции из различных
геометрических фигур.
Сравнивать фигуры по размеру, цвету, форме.
Составлять загадки по данным признакам и придумывать на них ответы.
Сочинять загадки о выбранном предмете, учитывая его признаки.
Сочинять сказки по придуманному сюжету.
Конструировать из букв одного слово новые слова.
Описывать сезонные изменения в природе.
Лепить из пластилина фигуры заданной формы и по заданной теме.
Составления противоречия.
Разрешение противоречия.
Развитие речевых умений
Составление многоплановых описаний объектов на основе выделенных признаков: цвета, формы, размера… 2 Город самых простых загадок.
Улица «Цвет» 3 Изменение цвета в природе 4 Цвет в рукотворном мире 5 Улица «Форма» 6 Изменение формы 7 Замок похожестей – непохожестей 8 Геометрические головоломки 9 Улица «Размер» 10 Относительность размера 11 Противоречия в размере 12 Улица «Вещество» 13 Агрегатное состояние вещества 14 Моделирование «маленькими человечками» 15 Составление загадок 16 Город пяти чувств. Улица «Зрение» 17 Улица «Слух» 18 Улица «Осязание» 19 Улица «Обоняние». Улица «Вкус» 20 Решение задач 21 Город загадочных частей 22 Сочинение загадок про подсистему 23 Игры и упражнения со словами 24 Морфологический анализ 25 Город загадочных мест 26 Сочинение загадок про надсистемы 27 Путешествие на машине времени (прошлое) 28 Путешествие на машине времени (будущее) 29 Город загадочных дел 30 Город загадочных дел 31 Сочинение загадок, игры со словами 32 Сочинение загадок, игры со словами 33 Подведение итогов обучения 2 класс. «Мир человека»
№ п/пТема занятия Характеристика деятельности учащихся Литература
1 Школа: разнообразие целей. Наблюдение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, работы с информацией).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников на заданную тему и обсуждать полученные сведения.
Сочинять и отгадывать загадки о выбранном предмете, учитывая его признаки.
Объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…)
Описывать сезонные изменения в природе.
Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.
Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.
Рисовать внутренние органы человека и подписывать их.
Отвечать на вопросы анкет, предложенных учителем, уметь сравнивать результаты анкет с собственным представлением: «совпало – не совпало». 1. Амунашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.
2. Варюхина С.И. Счастливый бумеранг. - Минск, 1985.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
4. Гафитулин М.С. Курск РТВ. Изучение темы «Фантазия – как творчество»: Из опыта работы со школьниками начальных классов. – Жуковский, 1989.
5. Гин С.И. Мир человека: Методическое пособие для учителей 1-2 классов. – Екатеринбург, 1995.
6. Гин С.И. О проведении интегрированной учебной итоговой недели в экспериментальном классе. – Гомель, 2002.
7. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. – М.: Вита-Пресс, 2002.
8. Леви В.Л. Нестандартный ребёнок. – М.: Знание, 1988.
9. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М.: Педагогика, 1988.
10. Юдин Г. Главное чудо света. – М.: Педагогика, 1991.
2 Первоначальные сведения из географии и астрономии. Адрес. 3 Организм. 4 Как устроен человек ?5 Болезни. 6 Прошлое: развитие ребёнка до школы. 7 Будущее. 8 «Линия жизни». 9 Обобщение. 10 Что такое психология? 11 Внимание. 12 Память. 13 Мышление. 14 Воображение. 15 Эмоции. 16 Настроение. 17 Общение. 18 Несловесное общение. 19 Проблемы общения. 20 Конфликты. 21 Урегулирование конфликтов. 22 Понятие о противоречии 23 Противоречия в свойствах характера 24 Противоречия в свойствах характера (продолжение). 25 Противоречия в ситуациях. 26 Противоречия в ситуациях (продолжение). 27 Противоречия: цель - средства. 28 Экскурсия в микрорайоне школы. 29 Анализ экскурсии. 30 Ориентирование в окружающем. 31 Подведение итогов. 3 класс. «Мир фантазии»
Дата № п/пТема занятия Характеристика деятельности учащихся Примечания
1 Понятие о фантазировании Учиться фантазировать на выбранную тему.
Выполнять практические задания, организовывая их в виде мастерской, лаборатории, конструкторского бюро и т.д.
Придумывать и изготовлять необычные предметы (эмблемы, новые игрушки – трансформеры, будильники, автомобили и т.д.) с последующим обсуждением интересных идей учащихся.
Придумывать метафоры (образные сравнения) по определённому алгоритму с последующим обсуждением, для чего они используются в речи.
Сочинять загадки по действиям объекта, загадки – ловушки.
Уметь решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций.
Разыгрывать воображаемые ситуации. 2 Понятие о психологической инерции. 3 Развитие ассоциативности. Критерии новизны. 4 Ассоциативные загадки. 5 Метафоры. 6 Значение ассоциативности. 7 Развитие ассоциативности: обобщение. 8 Приём «Объединение». 9 Приём «Морфологический анализ». 10 Игры со словами. 11 Конструктор игр. 12 Придумывание сказок. 13 Приём «Морфологический анализ». Обобщение. 14 Признаки объектов. 15 Действия объектов. 16 Метод фокальных объектов. 17 Приёмы фантазирования Дж.Родари. «Круги по воде». 18 Приёмы фантазирования Дж. Родари. «Бином фантазии». «Произвольная приставка». 19 Приём «Что потом?». 20 Приём «Творческая ошибка». 21 Обобщение приёмов фантазирования Дж.Родари. 22 Приём «Оживление». 23 Приём «Увеличение – уменьшение». 24 Приём «Ускорение – замедление». 25 Метод Робинзона. 26 Приём «Наоборот». 27 Приём «Связки антонимов». 28 Обобщение приёмов фантазирования. 29 Сказки про животных. 30-31 Фантазирование и прогнозирование. 32-33 Итоги обучения. 4 класс. «Мир логики»
№ п/пТема занятия Характеристика деятельности учащихся Литература
1 Знакомство с курсом «Мир логики»Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ: поиск и отбор необходимой информации, проявлять оригинальность при решении творческих задач.
Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром.
Наблюдать за изменением решения логической задачи при изменении её условия.
Сравнивать разные способы решения логических задач, выбирать удобный.
Конструировать монологическое высказывание по предложенному плану, образцу.
Обнаруживать и устранять в ходе решения ошибки логического характера.
Разыгрывать воображаемые ситуации на заданную тему.
Выполнять простые алгоритмы и составлять алгоритмы по аналогии.
Абдрашитов Б. М., Абдрашитов Т. М., Шлихунов В. Н. Учитесь мыслить нестандартно: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение; АО «Учеб. лит.», 1996. — 128 с.
Айзенк Г. Проверьте свои способности/ Пер. с англ. — Кишинев: Гриф, 1992. — 112 с.
Агафонова И. Н. Учимся думать: Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет. — СПб.: МиМ-Экспресс, 1996. — 96 с.
Васильева Н. Н., Новотворцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 208 с.
Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 576 с.
Винокурова Н. К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее,смышленее взрослых. — М.: Эйдос, 1994. — 153 с.
Гин А. А. О сильном мышлении: Упражнения для развития сильного мышления. — Гомель, 1996.
Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. — Минск: ПК ООО «Полибиг»,1997. — 64 с.
Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся!-3.: Игры для развития мышления, речи, общения, творчества. — Рига, 1998. — 122 с.
Ивин А. А. Искусство правильно мыслить: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1996. — 224 с.
Уроки театра на уроках в школе /Сост. А. П. Eршова. — М.: НИИ худ. воспитания, 1990. — 64 с.
Философия для детей: Курс для начальной школы. I ступень обучения / М. Н. Дудина. — Екатеринбург: Сфера, 1993. — 56 с.
Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей. — М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. — 136 с.
Яшин Б. Л. Задачи и упражнения по логике. — М.: ВЛАДОС, 1996. — 224 с.
2 Выделение признаков3 Различие4 Сходство5 Существенные признаки6 Характерные признаки7 Упорядочивание признаков8 Правила сравнения9 Значение сравнения10 Понятие о классах 11 Правила классификации 12 Вопросы13 Алгоритм 14 Закономерности в числах и фигурах 15 Закономерности в буквах и словах 16 Логические задачи17 Причина и следствие18 Причинно-следственные цепочки19 Противоположные отношения между понятиями20 Отношения «род — вид» между понятиями 21 Упорядочивание по родовидовым отношениям 22 Виды отношений между понятиями 23 Определения 24 Ошибки в построении определений 25 Умозаключения 26 Язык и логика 27 Придумывание по аналогии 28 Использование аналогии в обучении 29 Продолженная аналогия 30 Рассуждения 31 Ошибки в рассуждениях 32 Юмор и логика 33 Подведение итогов обучения