ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ИКТ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО
Практическая актуальность: Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе.
В связи с этим большое значение приобретает разработка и совершенствование нового учебного содержания.
Ведущее место среди современных методов принадлежит сегодня методу проектов.
В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:
высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
В.Гузеев подчёркивал, что «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».
Цель: демонстрация опыта работы по внедрению проектной технологии как средства формирования ИКТ-компетенции школьников
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс филологической области (литература)
Предмет исследования: процесс формирования ИКТ-компетенции в проектной деятельности.
База исследования: МБОУ «СОШ № 2» г.Сосногорска
Практическая значимость: в ходе исследования были рассмотрены формы, методы и средства формирования ИКТ-компетенции школьников средствами проектирования. Были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и в работе педагогов.
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта.
В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым можно не стихийно, а целенаправленно.
Как отмечают известные современные ученые (И. А. Зимняя, В. В. Рубцов, В.Ф. Сидоренко), обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром. [2]
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.
Результаты выполненных проектов должны иметь практически направленных результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
2. Проект как вид учебной деятельности
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы.
Принципы:
интегральность
непрерывность
межпредметное многопрофильное обучение
Современный этап развития системы образования в России нацеливает на то, что Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Овладение обучающимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития школьников:
формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, диагностических умений,
становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др.
обучение решению творческих задач, которые будут включать школьников в активную творческую деятельность и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Кроме того, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, школьники учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления такого положения, брать на себя ответственность за их реализацию.
Итак, учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
В методической разработке мною представлены Классификация и типология проектов. Но хотелось бы отметить, что Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся».
Е.Н.Землянская выделяет несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направит ее в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявить, какой информации или каких умений не достает);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: « Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле); ж) менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную деятельность, должна быть в области познавательных интересов учащихся в зоне их ближнего развития. Здесь встает вопрос: как современного школьника включить в эту самую самостоятельную деятельность? Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Здесь на помощь учителю приходят ИКТ и ЭОР.
ИКТ является одной из инновационных технологий, при этом совмещает функцию инструмента и объекта познания, выполняя при этом следующие задачи:
- усвоить за минимальный промежуток времени максимального объема информации;
- повысить творческую активность обучающихся;
- овладеть широким спектром практических навыков и умений.
Иными словами развивает ИКТ компетенцию школьников.
Ориентирование обучающихся основной школы в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования УУД обучающихся на ступени основного общего образования.
Определение ИКТ компетентности вводится на базе определения ИКТ грамотности. Понятие ИКТ грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. В порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения это:
определение информации;
доступ к информации;
управление информацией;
интегрирование информации и противопоставление данных;
оценивание информации;
создание информации;
сообщение информации.
А под ИКТ компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ грамотности для решения
возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом особо выделяется сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Ключевые компетенции и универсальные учебные действия (УУД) включают навыки планирования и целеполагания, измерений, анализа и обработки информации, сотрудничества, решения проблем, коммуникативных навыков и ряд других.
Одновременно ИКТ необходимо применять в условиях ФГОС при оценке сформированности универсальных учебных действий.
В ходе реализации ФГОС основной школы необходимо выделить «Чему должен научиться выпускник» и « Чему он получит возможность научиться», последнее является самым существенным.
Через какие действия достигаются планируемые результаты формирования компетентности обучающихся в области использования ИКТ:
обращение с устройствами ИКТ
фиксация изображений и звуков
создание письменных сообщений
создание графических объектов
коммуникация и социальное взаимодействие
поиск и организация хранения информации
Задачи развития ИКТ компетенции:
- формирование умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способность осуществлять выбор и нести за него ответственность;
- формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ (поиск и обработка информации, использование различных источников данных, работа с документами);
- развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены;
- развитие способностей решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;
- развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных точек зрения, умение анализировать их основания, навыки публичных выступлений, участия в дискуссии, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.
В связи с этим модель ИКТ компетенции включает в себя следующие компоненты:
- способность использовать инструменты ИКТ для определения необходимой информации;
- умение извлекать и собирать необходимую информацию (умение обеспечить к ней доступ);
- умение применять информацию (управление);
- умение интерпретировать информацию, обобщать, сравнивать и противопоставлять данные (интегрирование);
- умение выносить суждение о качестве, полезности и важности информации (оценивание);
- способность генерировать, адаптировать и разрабатывать информацию (создание);
- способность передавать информацию в доступном для других виде (сообщение, передача информации в электронном виде соответствующей аудитории в т.ч.).
Выполнение вышеперечисленных задач позволит учащимся уверенно владеть всеми составляющими навыками ИКТ компетенции для решения возникающих проблем и вопросов в сферах учебной и иной жизнедеятельности, в итоге - выполняет подготовку учеников к успешной жизни в современном информационном обществе.
Средства ИКТ позволяют рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:
1) для поиска литературы, в Internet применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.comи т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);
2) для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ MicrosoftOffice:MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.
3) для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
4) для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);
5) для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, и т.д.);
6) для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw,) и др.
Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках для организации самостоятельной работы обучающихся.
Формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на занятиях по учебным предметам, но и во внеурочной деятельности учащихся.
Таким образом, при освоении личностных УУД ведется формирование:
критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;
уважения к информации о частной жизни и информационным результатам
деятельности других людей;
основ правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных УУД обеспечивается:
оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
использование результатов действия, размещѐнных в информационнойсреде, для оценки и коррекции выполненного действия;
создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.
При освоении познавательных УУД ИКТ играют ключевую роль втаких общеучебных универсальных действиях, как:
поиск, фиксация, структурирование информации;
создание простых гипермедиасообщений;
построение простейших моделей объектов и процессов.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных УУД. Для этого используются:
обмен гипермедиа сообщениями;
выступление с аудиовизуальной поддержкой;
фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция,форум, блог).
Все эти инструменты ИКТ реализуются в проектах.
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКСНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ С ИКТ.
Метод проектов я использую в своей практике давно. А в 2010 году при подготовке и проведении родительского собрания в 6а классе «Свободное время ребенка: теория и практика» выявилась проблема: многие ребята класса просиживают часами за компьютерными играми, при этом успеваемость и качество знаний их снижается. Поэтому мною была поставлена педагогическая цель: использовать внеурочное(тогда еще внеучебное) время детей для их развития, соединив две системно-деятельностные технологии: проектную и ИКТ. Эта цель постепенно переросла в методическую. Я стала привлекать обучающихся сначала 6 класса, в котором была классным руководителем, а позднее и ребят других классов, в которых я работаю, к созданию медиапроектов для сопровождения уроков и внеклассных мероприятий. Попытки использовать метод проектов на основе ИКТ на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными.
Примером этому могут служить следующие проекты:
медиапрезентации к докладам по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» (10 класс) https://yadi.sk/d/gToSBJIFg7wGh (папка «медиапроекты учеников. «Война и мир»;
медиапрезентации к докладу «Эволюция маленького человека в русской литературе 19 века» (10 класс) https://yadi.sk/d/ECTID4gDkawkj
медиапроект «Поэты пушкинской поры» (9 класс) https://yadi.sk/d/gToSBJIFg7wGh ;проект «Книга для детей. Л.Андреев «Кусака» в программе Publisher (7 класс). https://yadi.sk/d/LcWHe-e-kb9rc
С другими проектами обучающихся можно познакомиться на моем персональном сайте http://учительский.сайт/Павлищева-Лариса-Григорьевна в разделе «Разное» на страницах «Пилотная площадка», «Проектная деятельность учеников» и «Ученик – исследователь». Всего в моей методической копилке 109 медиапроектов, разработанных и реализованных учениками под моим руководством.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ.
Таблица 1.
Стадия
работы над проектом Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя
Подготовка Цель проекта – создание электронного портфолио. Подбор рабочей группы или индивидуально. Обсуждают тему проекта с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию. Мотивирует учащегося. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учащегося.
2. Планирование а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (мультфильм, медиапрезентация, ролик). Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирает и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения.
3. Исследование 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: подбор и изучение компьютерных программ, выбор определенной программы, отбор фото- и видеоматериалов, документации и т.п.).
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта. Поэтапно выполняют задачи проекта. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащегося.
Выводы Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работает над портфолио, анализируя информацию. Оформляют проект. Наблюдает, советует (по просьбе учащегося).
Представление (защита) проекта и оценка его результатовАнализ выполнения проекта портфолио, достигнутых результатов. Представляют проект, участвует в его самоанализе и оценке.
( участие в республиканском конкурсе проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий среди обучающихся;
классный час и родительское собрание в 11 классе – декабрь 2014 г.) Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащегося, качество работы, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения электронного портфолио.
1.МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПРОЕКТ
«Создание мультипликационного фильма по сочиненной басне».
Павлищева Лариса Григорьевна, учитель русского языка и литературы,
Короткова Ирина Юрьевна, учитель МХК и ИЗО(авторы-руководители проекта)
В 2013/14 учебном году на базе МБОУ «СОШ № 2» начала функционировать Республиканская пилотная площадка «Внедрение ФГОС ООО». В эксперимент были включены обучающиеся 5а класса, освоившие программу начального общего образования по ФГОС ФК. Поэтому одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом, была работа по формированию универсальных учебных действий.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: «Формирование регулятивных, личностных, познавательных и коммуникативных УУД в рамках урочной и внеурочной проектной деятельности обучающихся (на примере ученического творческого проекта создание мультипликационного фильма)»Задачи:
1. Научить сочинять басню в соответствии с особенностями жанра.
2. Научить анализировать произведения собственного сочинения.
3. Развивать целеполагание, умение действовать по предложенному плану.
4. Развивать умение планировать учебное и внеучебное сотрудничество с одноклассниками и учителями.
5. Развитие ИКТ компетенции.
6. Воспитание положительного отношения к труду.
Проект – это
Совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся – партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы.
специально организованная учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, результат которого – созданный продукт;
план действий; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа и др.
ВИД ПРОЕКТА1 ЭТАП - МОНОПРЕДМЕТНЫЙ ПРОЕКТ – проект в рамке учебного предмета «ЛИТЕРАТУРА», укладывается в классно-урочную систему. УРОК ПО ТЕМЕ «РУССКАЯ БАСНЯ В ХХ ВЕКЕ» (Д/З: сочинить басню)
2 ЭТАП - МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ ПРОЕКТ – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам («ЛИТЕРАТУРА» И « ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО». К урочной деятельности дополняется внеурочная (в рамках работы кружка «От идеи до проекта» – руководитель Короткова И.Ю.)
3 этап - НАДПРЕДМЕТНЫЙ ПРОЕКТ – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов (РАЗВИТИЕ ИКТ КОМПЕТЕНЦИИ: работа с компьютером, сканером, изучение программ, запись и обработка голоса и др.).
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
Выполнили домашнее задание – сочинили басню (персональный проект);
Определили замысел, тему и цель проекта (групповой проект)
Провели конкурс и выбрали из сочиненных учащимися басен одну-победительницу;
«Мозговой штурм» Как познакомить учащихся школы с басней и ее особенностями? Идеи:
Познакомить учеников школы с содержанием басни через конкурс инсценировки;
прочитать басню в классах;
Напечатать в газете «Школьный глобус»;
Создать мультипликационный фильм. (в 3 классе ребята уже создавали мультфильм «Город Сосногорск» с привлечение родителей и учащихся 11 класса. Техника – плосткостная и объемная лепка)создали рабочую группу (по желанию обучающихся).
2. ПЛАНИРОВАНИЕ:
а) Определение способа представления результатов (формы проекта) – рисованный мультфильм (техника – цветные карандаши и восковые мелки).
б) Определение источников необходимой информации (способы создания рисованного мультфильма – интернет, особенности художественных образов персонажей басни – просмотр мультфильмов по басням И.А.Крылова)
в) Определение способов сбора и анализа информации. (рисунок, материал – цветные карандаши, восковые мелки) Выбор техники обоснован следующими факторами:
1. при сканировании акварельный рисунок становится бледным
2. гуашь при нагреве от сканера становится ломкой (мелкие предметы осыпались)
3. с плоскостной и объемной лепкой ребята уже работали.
г)Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ: разработка сценарного плана мультфильма;
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН МУЛЬТФИЛЬМА ПО БАСНЕ «Комар и пчела»
Басня.
«Комар и пчела»
Комар с пчелою плетня
Кружили эдак, так.
«У комара лишь суетня»,-
Решили дети так.
-А пчелка-труженица. Вот.
-И у неё есть сладкий мёд.
-Пчела (все знают)- молодец.
-Вот там стоит её дворец!
-Комар пищал: «Ну, почему
Тебя возносят так?
Меня никто и никогда
Не восхвалял никак».
«Что ты умеешь, дорогой?
Лишь кровь пьёшь у людей,
Тебя гоняют все: «Домой
Лети отсель, злодей».
Пойми ты: «По делам почёт»,-
Промолвила Пчела,
И собранный душистый мед
В свой улей понесла.
автор – Овчинникова Елизавета, 5а класс
Таблица 2
№ фрагмента эпизод Необходимые детали актеры
1 фрагмент вступление (полянка, кружатся насекомые, музыка) 2 фрагмент Комар с пчелою у плетня
Кружили эдак, так. (плетень, комар, пчела, кружение) Овчинникова Елизавета
3 фрагмент появление детей
наблюдают за пчелой и комаром Полянка, береза, плетень, дети подходят 4 фрагмент «У комара лишь суетня»,-
Решили дети так.
Полянка, береза, плетень, дети
разговаривают Зайцева София
Груздев Влад
Овчинникова Елизавета
5 фрагмент -А пчелка-труженица. Вот.
-И у неё есть сладкий мёд.
Диалог детей(запись 2х голосов)
Полянка, береза, плетень, дети
Разговаривают (лица крупнее)
Изображение соты Зайцева София
Груздев Влад
6 фрагмент -Пчела (все знают)- молодец Изображение соты
Пролетает пчела Зайцева София
7 фрагмент -Вот там стоит её дворец!
Пчела улетает во дворец (полет ко дворцу), за ней летит комар Груздев Влад
8 фрагмент Комар пищал: «Ну, почему
Тебя возносят так?
Меня никто и некогда
Не восхвалял никак»
Яркие цветы, диалог комара и пчелы
Комар крупно Овчинникова Елизавета Редченко Даниил
9 фрагмент «Что ты умеешь, дорогой?
Лишь кровь пьёшь у людей,
Тебя гоняют все: «Домой
Лети отсель, злодей». Яркие цветы Крупно пчелу Шульц Валерия
10 фрагмент «Пойми ты: по делам почёт»,-
Промолвила Пчела,
Яркие цветы Диалог Шульц Валерия
Овчинникова Елизавета
11 фрагмент И собранный душистый мед
В свой улей понесла.
Яркие цветы
Полет пчелы Овчинникова Елизавета
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Басня «Комар и пчела»
Рисунки-иллюстрации к басне, выполненные в графической технике (цветные карандаши, мелки, бумага)
Компьютер
Сканер
Программа Microsoft Word и Windows Live Movie Maker
Звукозаписывающая аппаратура, микрофон
Актеры: 1. Автор – Овчинникова Елизавета
2. Мальчик – Груздев Владислав
3. Девочка - Зайцева София
4. Комар – Редченко Даниил
5. Пчела – Корягина МиленаХудожники-иллюстраторы:
Шульц Валерия
Стогова Дарья
Зайцева София
Овчинникова Елизавета
Ротенберг Арина
Дзвиняцкий Валентин
Канев Алексей
Автор идея и руководитель проекта– Павлищева Л.Г.
Авторы сценария - Овчинникова Е.
Художественный редактор – Короткова И.Ю.
Мультипликаторы: Павлищева Л.Г., Короткова И.Ю., Александрова Светлана (7б) Звукорежиссер – Судаков А.Г.
работа художников (создание образов Комара. Пчелы, природы, насекомых, детей) работа с компьютером, сканером, изучение программ Microsoft Word и Windows Live Movie Maker
запись голоса в студии звукозаписи А.Г.Судакова.
Подбор звукового сопровождения.
Создание мультфильма «Комар и Пчела»
4. АНАЛИТИЧЕСКИЙ:
просмотр мультфильма;
обсуждение полученного продукта;
анализ проделанной работы;
обсуждение перспективы проекта;
На этапе анализа проделанной работы нами был проведен ОПРОС участников проектной деятельности по следующим вопросам (в реализации проекта приняли участие 12 обучающихся):
Понравилось ли тебе работа над проектом?
да- 12 чел. Нет – 0 чел.
2. Какой этап работы над проектом тебе больше всего запомнился?
конкурс басен– 12 чел
мозговой штурм – замысел проекта – 12 чел
создание сценарного плана- 12 чел.
рисование образов героем мультика,
запись голоса в студии,
работа с компьютером,
монтаж фильма
3. Чему ты научился, работая над проектом?
Работать с компьютером, сканером.
Создавать художественный образ Пчелы, Комара,
Создавать плановость в мультфильме (крупный или мелкий, передний или дальний)
Создавать движения в мультфильме.
Монтировать фильм (собирать кадры)
Вставлять звук и музыку
Сочинять басню по правилам жанра
4. Как ты оцениваешь свой вклад в создание мультфильма?
Весомый вклад – 8 человек
Незначительный вклад – 4 человек
5. Поделись идеями новых проектов.
Придумать волшебную сказку
Провести фестиваль проектов
Снять кино из школьной жизни
Просмотр фильма: http://youtu.be/eFGaTbPNg-U2.ПРОЕКТ «Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени» глава «Бэла»
Работа выполнена в программе Microsoft PowerPoint 2010
Метлева Екатерина Васильевна, Смирнова Анастасия Андреевна, 9 класс.
Медиапрезентация является сопровождением доклада учащихся к уроку литературы в 9 классе по теме «Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени» глава «Бэла» в рамках урока-конференции по роману М.Ю.Лермонтова . Цель: Выявление роли главы «Бэла» в художественной системе Лермонтова «Герой нашего времени».
Задачи:
1.Прочитать роман.
2.Изучить сюжетный порядок.
3.Рассмотреть образы главных героев в главе «Бэла» и отношение автора к ним.
4.Выявить основную идею главы.
5.Изучить драматизм главы.
6.Составить визуальный ряд и сопровождение к выступлению.
Для запуска проекта необходима установленная на компьютер программа Microsoft PowerPoint 2010.
Назначение проекта: предложенный проект может быть использован на уроках литературы 9 классе. Методический продукт включает медиапрезентацию, доклад, фрагменты из к/ф «Герой нашего времени» и видеоролик о романе. Материал апробирован в практике учителя русского языка и литературы Павлищевой Л.Г.
Просмотр проекта https://yadi.sk/d/bUBPyun2fp5dg3. ВИДЕОРОЛИК-презентации портфолио ГРУЗДЕВОЙ ОЛЕСИ
Этапы работы над роликом:
Разработка концепции ролика.
Разработка сценария и выбор литературной основы
Создание ролика в программе Adobe After Effects.
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН
Груздева Олеся – творческий человек, любящий книги. Одним из любимейших авторов является Н.В.Гоголь. Поэтому не случаен и выбор литературной основы для ролика. С 1 класса Олеся – активный участник интеллектуальных, литературных, творческих, экологических конкурсов, слетов, конференций. Ее портфолио насчитывает более двухсот документов. Благодаря такому портфолио Олеся является стипендиатом Правительства Республики Коми для учащихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования и получающих образование за счет средств местных бюджетов или республиканского бюджета Республики на 2014-2015 учебный год.
Для просмотра фильма необходимо следующее оборудование:
Компьютер с программой для просмотра видео (возможен проигрыватель Windows Media);
Колонки для прослушивания звукового ряда.
Список литературы:
1.Н.В.Гоголь. Мертвые души: поэма. – М.:Художественная литература, 1985.
портфолио Груздевой Олеси. https://youtu.be/1NxJ1_sH2oEПерсонализация и личностная значимость проектов способствует мотивации и деятельностной самореализации учащихся. Результатами работы над медиапроектами стало участие в республиканском конкурсе проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий среди обучающихся: Метлева Екатерина и Смирнова Анастасия стали призерами в номинации «Учебные проекты, подготовленные в рамках учебных предметов, курсов, дисциплин» (возрастная группа 16-20 лет), а Олеся Груздева - в номинации «Работы, повышающие информационную открытость образовательного учреждения».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.
Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационной культурой личности». Большую роль в формировании информационной культуры играет образование.
Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении, фиксации и презентации новых знаний.
В соответствии с требованиями ФГОС по окончании школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Проектная деятельность позволяет:
формировать ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;
формировать у детей учебную мотивацию;
диагностировать интеллектуальное развитие детей.
формировать базовые компетенции учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
формировать исследовательскую культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
формировать и развивать коммуникативные умения;
выявлять наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создавать условий для их самоопределения и самореализации.
Исследование показало, что проектная деятельность в рамках школы учит детей:
распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
планировать свою работу;
оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
выявлять и анализировать допущенные ошибки.
Метод проектов наряду с другими активными методами обучения мною эффективно применяется. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации. Моя практика показала, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: современные педагогические технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы учащихся при планировании, реализации и анализа проектов.