Статья Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС

МОУ Кудиновская средняя общеобразовательная школа








Интеграция урочной и внеурочной деятельности
как средство формирования ключевых компетентностей учащихся
в условиях введения ФГОС

Из опыта работы учителя начальных классов
Ануфриевой Татьяны Николаевны









2016 год
Оглавление
Введение ... 3 стр.
Условия возникновения, становления опыта. 3
Актуальность опыта, тема....... 3
Научно-практическая значимость, проблематичность опыта
и его новизна .... 4
Разъяснения терминов, встречающиеся в тексте. 4
Теоретическая база опыта.. 5
Научные теории педагогов, использованные в работе... 5
Основная аналитическая часть 6
Цель и задачи представляемого опыта. .. 6
Принципы и уровни интеграции.... 7
Задачи внеурочной деятельности. 8
Целостность и взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности . 9
Технология формирования ключевых компетентностей . .10
Уровни сформированности компетентностей .. 16
Самоанализ результатов профессиональной деятельности. 16
Выводы . 17
Список литературы .18
















Введение
Условия возникновения, становления опыта.
В связи с переходом на ФГОС изменяются требования к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное обновление форм, методов и содержания образования.
В современной общеобразовательной школе существует ярко выраженное противоречие, кроющееся в содержании учебно-воспитательного процесса: обязательное освоение федерального государственного образовательного стандарта, ориентирующего педагогов, с одной стороны, на достижение школьниками обязательных результатов обучения и, с другой - на свободное творческое развитие личности ребёнка.
Поэтому возникла необходимость актуализировать педагогической опыт, который позволил формировать ключевые компетентности через интеграцию урочных и внеурочных занятий школьников.
1.2 Актуальность рассматриваемого опыта, тема
Ещё А.С. Макаренко мечтал о создании системы, предметом которой стало бы воспитание «неразложимого человека»: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетической суммой влияний, которым он подвергается». Это актуально и сегодня: интеграция урочной и внеурочной деятельности, накопленного арсенала средств в рамках смежных областей образования даст возможность решать прямые педагогические задачи в ходе обобщения передового педагогического опыта, внедрения его в массовую практику.
Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с ускорением темпов развития общества возрастает потребность в людях, способных к любым изменениям, нестандартно и качественно решать существующие проблемы, и, как следствие, появляется необходимость подготовки обучающихся к жизни в быстро меняющихся условиях. Наиболее явным на сегодняшний день является требование к возможности человека мобильно переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро и успешно овладевать новыми знаниями, умениями, способами действий.
Тема опыта: «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС» является актуальной.
1.3 Научно-практическая значимость, проблематичность рассматриваемого опыта и его новизна
К сожалению, на сегодняшний день педагогическая наука не предоставляет унифицированную теоретическую основу интеграционных процессов.
Таким образом, проблема создания образовательной среды через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, поиск содержания, методов, стимулирующих развитие компетентностей учащихся, по-прежнему является открытой проблемой, заслуживающей пристального внимания.
Новизна опыта заключается в том, что на сегодня эффективность развития компетентностей учащихся повышается, если в основу обучения положена интеграция урочных и внеурочных занятий учащихся.
1.4 Разъяснения терминов, встречающиеся в тексте
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости; сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.
Компетентность  умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социально-трудовую, информационную, коммуникативную компетенции.
Компетентность информационная  способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Компетентность коммуникативная  способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Компетентность образовательная  способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые  метапредметные, общепредметные и предметные компетенции.
Компетентность социально-трудовая   способности и умения, обеспечивающие человеку возможность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда.
2. Теоретическая база опыта
2.1 Научные теории педагогов, использованные в работе
Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса. Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т. Шацким.
Именно в 20-50-е годы прошлого столетия данными педагогами на практике была раскрыта сущность единства и взаимосвязи процессов обучения и воспитания учащихся.
Над проблемой рассмотрения сущности технологического образования работал П. Р. Атутов. Вопросы теоретического положения психологической и педагогической науки по развитию творческих способностей рассматривали в своих работах учёные Л.С. Выготский, Волков И.П, Н.С. Лейтес, А.Н. Лук, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.
Как показал практический опыт данных педагогов, именно интеграция школьных и внешкольных занятий способствовала созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников. В условиях интеграции формируется у учащихся творческий стиль жизнедеятельности и саморазвитие личности.
3.Основная аналитическая часть
3.1 Цель и задачи представляемого опыта
Анализируя исходные условия, содержание требований государства, потребности детей, учитывая высокий уровень образовательных запросов социума, мы пришли к выводу, что для поддержания конкурентоспособности, организации эффективного образовательного процесса, успешного развития и социализации обучающихся нам необходимо разработать и внедрить собственную модель образовательного пространства школы, используя свои преимущества, накопленный опыт в интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Эффективность предлагаемой нами модели создания образовательной среды через интеграцию урочной и внеурочной деятельности предполагает совершенствование деятельности учащихся и позволяет повысить как качество учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении через вовлечение детей в активную образовательную деятельность, так и уровень профессионального мастерства учителя.
Цель опыта: разработка модели создания единого образовательного пространства через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, способствующей реализации системно-деятельностного подхода для успешного развития и социализации обучающихся.
Задачи представляемого опыта работы:
Разработать модель интеграции урочной и внеурочной деятельности и выявить ее влияние на ключевые компетентности учащихся.
Систематизировать и разработать приёмы для вовлечения и развития творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
В результате реализации данного опыта будет обеспечено:
повышение качества обучения в школе;
повышение роли индивидуальных достижений в развитии учащихся;
повышение степени удовлетворения социальных потребностей.
.
Принципы и уровни интеграции
Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, формирующих социальный опыт младших школьников.
В основе интеграции лежат следующие принципы:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации. Обязательная связь свободы с воспитанием ответственности и умения соотносить свою свободу со свободой других людей.
4. Усиление внимания к формированию личностных качеств.
5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Создание условий для участия детей в создании конкретного творческого продукта.
Интеграция урочных и внеурочных занятий может осуществляться на разных уровнях.
Низкий уровень интеграции характеризуется полным отсутствием целенаправленности связи урочных и внеурочных занятий. Эти виды занятий функционируют независимо друг от друга. Например, если использовать на уроке дополнительный учебный материал, получаемый школьниками на внеурочных занятиях. Или, наоборот, в ходе кружковой работы ученики используют знания, умения и навыки, полученные на уроках.
Средний уровень интеграции характеризуется целенаправленной, но односторонней связью внеурочных занятий с урочными, или, наоборот, урочных занятий с внеурочными. Например, можно запланировать изготовление наглядных пособий, творческих заданий, докладов и т.п. со школьниками на кружковых занятиях, чтобы в дальнейшем применить их в урочной работе.
Высокий уровень интеграции достигается тогда, когда целенаправленно спланированы связи между урочными и внеурочными занятиями. Учителю целесообразно составить первоначально календарно-тематический план уроков по предмету, а затем, изучив возможности интеграции урока с различными формами внеурочных занятий, осуществить параллельное планирование таковых в соответствии с составленным планом проведения урочных занятий.
3.3 Задачи внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.
Основные задачи:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения в социуме.
Выстроенная система внеурочной деятельности помогает получить результаты воспитания.
Уровни воспитательных результатов:
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Таким образом, внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся
3.4 Целостность и взаимодействие урочной и внеурочной деятельности
Современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации,  высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, я делаю всё, чтобы образовательный процесс был творческим.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности неизбежно расширяет тематику изучаемого материала. А нам нужна экономия времени (его же всегда не хватает!), нам необходимо создавать новые речевые ситуации (коммуникативная компетенция!), нам требуется мотивировать своих учеников (без мотива нет цели!), да и цели наши должны совпасть с целями ребенка (на первых порах хотя бы быть принятыми ими!).
Вот и выходит на первый план Интеграция с большой буквы. Не отдельный, раз в четверть, интегрированный урок или внеурочное занятие, а именно интеграция всего процесса.
Мощнейшим резервом экономии времени, повышения мотивации и развития целеполагания становится в условиях современной российской начальной школы внеурочная деятельность. Она дает нам дополнительное время и позволяет повысить мотивацию прежде всего за счет свободного выбора внеурочных курсов детьми и их родителями.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. В ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Интегративная модель организации внеурочной деятельности позволяет обеспечить целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного и воспитательного процесса.
Внеурочная деятельность задумывалась как продолжение того, что будет на уроке. Поскольку не всегда на уроке можно сформировать новые качества личности и отследить, как они формируются и развиваются. Не всегда можно сформировать метапредметные результаты. Например, отработать коммуникативные действия отработать, научить творчеству, дружбе.
Этот механизм объединяет и то, что происходит на уроке и то, что происходит уже в других формах: внеурочных занятиях, кружках и т.д.
Идея состоит, в том, что это будет система, и результаты единый процесс. Традиции и опыт наполнить новым содержанием. Есть возможность объединиться, есть возможность интегрировать все ресурсы для того, чтобы сформировать результаты ФГОС.
Благодаря такой интегрированной работе, у моих выпускников начальной школы формируются информационная, коммуникативная, социальная компетентность. Таким образом, готовлю учеников к успешной жизни в современном обществе.
Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано  с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.
3.5 Технология формирования ключевых компетентностей
Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование  общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, в условиях перехода на стандарты второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.
1. Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).
2. Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию,  социальные компетенции).                                 
3.Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе, коммуникативных, формирование информационной компетенции).
Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и  развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности.  
К основным идеям педагогической деятельности отношу: 
обеспечение ресурсной базы для реализации  компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности;
использование на практике современных педагогических технологий;
создание системы урочной и внеурочной деятельности для формирования ключевых компетентностей младших школьников;
осуществление мониторинга развития компетентной личности младших школьников.
Я считаю, что урочная и внеурочная деятельность занимают важнейшее место в условиях построения образовательного процесса, где можно организовать познавательную деятельность учащихся, формировать и развивать предметные и ключевые компетенции, применять современные образовательные технологии, создавать «ситуацию успеха», обеспечивать сохранение здоровья, то есть осуществлять развитие компетентности личности младших школьников.
Для этого я осваиваю и применяю современные образовательные  технологии. При выборе образовательных технологий я руководствуюсь следующими критериями.
1.Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.
2.Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.
3.Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.
 4.Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.
5.Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.
К таким технологиям отношу обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие  технологии.
Для формирования ключевых компетентностей я осваиваю и применяю современные образовательные  технологии. При выборе образовательных технологий я руководствуюсь следующими критериями.
Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.
Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.
Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.
Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.
Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.
К таким технологиям отношу обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие  технологии, то есть личностно-ориентированные технологии обучения. Особо выделяю применение в образовательном процессе информационно- коммуникативных технологий.      
Важнейшей  ключевой компетентностью младших школьников считаю информационную компетентность, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением и моя задача, как учителя, формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной.
Электронные учебные материалы, воспроизводимые на компьютере, установленном в классе, применяются мною с целью расширения видов учебной деятельности, развития общеучебных умений и  навыков, создания условий для индивидуализации обучения. Особо обращаю внимание на активизацию самостоятельной учебной деятельности. Мои ученики с 1 класса используют компьютер на различных этапах урока, работая с электронными учебными материалами.
Индивидуально, развивая самоконтроль и исследовательские навыки.
В парах, группах,  развивая навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Для оформления и представления творческих проектов, альтернативного домашнего задания.
Как с источником  образовательной информации при работе в группах и индивидуально.
Создавая материал для самопроверки и коллективного обсуждения.
Во время одного из этапов интерактивной интеллектуальной эстафеты.
       Современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации,  высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, то есть, используя информационные технологии, я расширяю образовательный процесс, делаю его творческим.
       Одним из результатов систематического и методически оправданного использования компьютера на уроках должна стать компьютерная грамотность учеников. Практическая работа показала, что почти все ученики моего класса знают правила пользования компьютером, работая с электронными учебными пособиями. Особо хочу отметить, что мои ученики знают и соблюдают необходимые ограничения при использовании компьютера для сохранения своего здоровья, владеют знаниями по технике безопасности при работе с компьютером. Я прививаю своим ученикам необходимость новых знаний, для чего учу их делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний. К таким источникам информации отношу:
учебную литературу;
энциклопедии;
словари;
справочники;
средства массовой информации;
интернет-ресурсы.
        Мне важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически оценивать информацию, выявляя её достоверность. Справочники, словари, энциклопедии, в том числе и электронные, дают такую возможность, так как прямо на уроке при работе  с ними можно сравнить данные из разных источников, проанализировать их и сделать вывод. Добывая новую информацию из различных источников, мои ученики используют разные способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание. Затем они перерабатывают полученную информацию (анализируют, обобщают, классифицируют, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения необходимого результата.
        Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации. Учу, работая с информацией, передавать её содержание в сжатом и развёрнутом виде, составлять план текста, создавать сами тексты: тезисы, доклады, сообщения, сочинения различных жанров. Наиболее наглядно это можно проследить на примере творческих работ, выполненных моими учениками, включая альтернативные домашние задания, выполненные с применением информационных технологий.
В реальной жизни мои ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах,  дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения  осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. Я считаю, что в современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему я  учу своих воспитанников, формируя коммуникативную компетентность.
Я активно использую на уроках метод обучения в сотрудничестве, когда с 1 класса дети привыкают работать в группах, выполняя одно задание на всех. Ученики понимают, что успех или неудача  общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. При работе над формированием умения общаться и работать в группе опираюсь на следующие принципы:
разнородность группы по успеваемости, полу;
одно задание на группу;
необходимость участия каждого члена группы в его выполнении;
обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками;
один комплект материалов (текст, задача и т.д.);
одна оценка за проделанную работу на группу.
Совместная  учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся  в группе приносит положительные  результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить  полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке  формируется коммуникативная компетентность. Оценить уровень её сформированности   можно по результативности участия учеников  в командных мероприятиях различного уровня, включая интеллектуальные игры, игры-конкурсы.  Особое место в формировании коммуникативной компетентности у учащихся в моей педагогической практике занимают уроки, внеурочная деятельность, где дети учатся:
пересказывать текст;
адекватно воспринимать звучащую речь;
описывать устно объект наблюдения;
создавать монологические тексты в форме повествования и описания;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
рассуждать, вести диалог;
владеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения;
использовать приобретённые знания  и умения в жизни.
Мои ученики живут в социуме и мне необходимо создать условия для их  социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи,  ведь каждому моему ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. Поэтому важно формировать у детей социальную компетентность.     
  Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся начальной школы, я осуществляю развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Показатели сформированности ключевых компетентностей
№ п/п
Показатели сформированности
Средства оценивания

Информационная компетентность

1.
Компьютерная грамотность учащихся
Практическая  работа

2.
Умение пользоваться различными источниками информации
Интегрированные самостоятельные работы

3.
Умение переводить информацию из одного вида  в  другую
Творческие задания

Коммуникативная компетентность

1.
Умение  общаться и работать в группе
Результативность при работе в команде

2.
Умение  доносить свою позицию до других, владеть всеми видами речевой деятельности
Создание текстов разных речевых жанров (устных и письменных)

Социальная компетентность

1
Позитивная внеурочная деятельность
Занятость учеников в учреждениях дополнительного образования и результативность в конкурсах и соревнованиях

2
Правовая культура учеников, благоприятный психологический климат
Отсутствие правонарушений у учащихся, мониторинг психолога, отзывы учеников

3
Активное участие учащихся в жизни школы и местного социума
Результативность участия в социально направленных мероприятиях

4
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность для передачи социального опыта
Удовлетворенность родителей результатами формирования социальной компетентности учащихся, отзывы родителей и выпускников

5
Культура здоровья учеников
Занятость учеников в спортивных секциях, мониторинг психолога, врача школы

6
Самоуправление класса
Действующая система самоуправления класса


Самоанализ результатов профессиональной деятельности
Применяя в своей работе интеграцию урочной и внеурочной деятельности, были достигнуты следующие результаты:
Созданы условия для развития ключевых компетентностей учащихся посредством активных методов на уроках и во внеурочной деятельности.
Создана положительная мотивация учащихся к самосовершенствованию, саморазвитию, самостоятельности, сотрудничеству, творческому поиску, созиданию на уроках и во внеурочной деятельности.



4. Выводы
1. В ходе работы были выявлены и обоснованы целесообразность и эффективность применения интеграции урочной и внеурочной деятельности как условие развития ключевых компетентностей учащихся.
2. Разработана модель интеграции урочной и внеурочной деятельности и выявлено ее влияние на ключевые компетентности учащихся.
Систематизированы и разработаны приёмы для вовлечения и развития творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
Результатом данного опыта явились участие и победы учащихся в олимпиадах и конкурсах.













Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
Валявский А. С. Как понять ребенка. СПб., 2004
А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, С.А. Козлова Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (образовательная система 2Школа 2100»)
Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004.
Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников
Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 352 с.
Макаренко А.С. О воспитании. М., Политиздат, 1990. – 415с.
Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб., 2000.
Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. М., 2004.

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15