УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Общеобразовательная школа
I
–
III
ступеней № 4
УЧЕБНО
-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Подготовила:
учитель математики ОШ № 4
Ткаченко Е.С.
г. Красноармейск, 20
15
Ткаченко Е.С.
2
УЧЕБНО
-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯ
ТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Совершенствование учебного процесса идет сегодня в направлении увеличения
активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность
изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого о
бучающегося и его интерес к
учению.
Исследовательская деятельность является одной из форм творческой
деятельности,
поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы
развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственн
ое развитие
человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в
различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития
образования.
Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осущес
твляется лишь
в
активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в
деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально
-
пассивного
восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких уб
еждений,
ни гибких
умений.
Способность учащихся к творческой (а значит, и к исследовательской)
деятельности эффективно развивается в процессе их целесообразно организованной
деятельности
под руководством учителя.
Под творческой деятельностью обучающегося
можно понимать всякую
деятельность, которая осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе
самоорганизации, способности самостоятельно планировать свою деятельность,
осуществлять самоконтроль, перестройку своих действий в зависимости от возн
икшей
ситуации, способность пересмотреть и, если необходимо, изменить свои представления об
объектах, включенных в деятельность.
Нужно создавать условия, способствующие возникновению у учащихся
познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении
способами их
использования и
влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.
К чертам творческой деятельности личности можно отнести: логическое
мышление, чувство новизны, целенаправленность действий, лаконизм, способность
рассматриват
ь явления и процессы с новых точек зрения и сближать отдельные области
знаний,
полноценность аргументации, способность чувствовать нечеткость рассуждений и
т.д.
Развитие мышления учащихся может идти не только путем овладения
специальными знаниями различных
предметов, но и путем развития способностей к
самостоятельной мыслительной деятельности.
Успех исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается
правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных систем
заданий, а т
акже умелым руководством учителя этой деятельностью.
Ткаченко Е.С.
3
Раскрывая роль учителя в организации учебного исследования, отметим
следующую систему его действий:
умение выбрать нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости
от уровня развития мышле
ния учащегося;
умение сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований
на уроке;
умение формировать проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного
исследования, его места в структуре урока и от цели урока.
Учитель должен выступ
ать не столько в роли интерпретатора науки и носителя
новой информации, сколько умелым организатором систематической самостоятельной
поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений и навыков и
усвоению способов умственной деятельно
сти.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают некоторыми
навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, делают
определенные выводы. Необходимо создавать условия, способствующие возникновению у
учащихся позн
авательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их
использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.
Развивающая функция исследовательской деятельности по математике
заключается
в том, что в процессе ее
выполнения происходит усвоение методов и стиля
мышления,
свойственных математике, воспитание осознанного отношения к своему опыту,
формирование черт творческой деятельности и познавательного интереса к различным
аспектам
математики.
Мотивом учебного исслед
ования может служить интерес, внутреннее
противоречие, вызывающее потребность, стремление школьника к исследованию
неопределенности,
содержащей знания, неизвестные учащемуся. При этом проблемная
ситуация является условием возникновения у субъекта деятельно
сти внутреннего
противоречия. Фиксация
проблемной ситуации (вычленение основного против
оречия)
заканчивается формулиро
ванием проблемы
–
цели исследования.
Особую роль в интеллектуальном развитии учащихся играет их
исследовательская
деятельность, непосредст
венно связанная с усвоением математических
знаний. Поэтому
успешное решение стоящих перед школой задач возм
ожно посредством
приобщения уча
щихся к исследовательской деятельности и развития сп
особностей к ней в
процессе обу
чения.
Основными признаками учебно
го исследования являются:
а) постановка познавательной проблемы и цели исследования;
б) самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы;
в) направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для
себя
знаний;
г) направленность учеб
ного исследования на реализацию дидактических, развивающих и
воспитательных целей обучения.
Сейчас, когда предметно
-
ориентированная парадигма образования сменяется на
личностно ориентированную, следует понять роль учащегося, его главную задачу в
получении
не только знаний о существующих зависимостях в окружающем мире и
описываемых математическими моделями, но и в овладении методологией творческого
поиска.
Ткаченко Е.С.
4
Для раскрытия сущности понятия учебного исследования можно выделить его
характерные признаки:
1) учеб
ное исследование
–
это процесс поисковой познавательной деятельности
(изучение,
выявление, установление чего
-
либо и т.д.);
2) учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть
исследование
всегда начинается с потребности узнать что
-
либо новое;
3) учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении
задания;
4) учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических
целей
обучения.
Участвуя в учебном исследовании, учащиеся обучаются математическ
ой
деятельности, ибо непосредственно проделывают эту деятельность. Учебные исследования
создают своего рода платформу для активной мыслительной деятельности учащихся. В таком
случае важна не только работа учащихся, но и то, каким образом они приобретаются.
Учебное исследование как метод обучения математике не только формирует,
развивает мышление учащихся, но и способствует формированию высшего типа мышления
–
творческого мышления, без которого немыслима творческая деятельность.
Анализ понятий учебного позна
ния и учебной деятельности позволяет
заключить,
что для организации учебно
-
воспитательного процесса
на основе
исследовательской дея
тельности учащихся учебная и исследовательская деятельность
должны рассматриваться
как единая учебно
-
исследовательская деятел
ьность.
Под учебно
-
исследовательской деятельностью
учащихся понимается учебная
дея
тельность по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно
самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и
средством развит
ия у обучающихся творческих исследовательских умений.
Структуру учебно
-
исследовательской деятел
ьности определяют следующие
ком
поненты: учебно
-
исследовательская задача, учебно
-
исс
ледовательские действия и
опера
ции, действия контроля и оценки.
Содержанием уч
ебно
-
исследовательской деятельности являются общие способы
учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно
-
практических и
теоретических задач.
Учебно
-
исследовательская деятельность
–
это п
роцесс решения поставленной
про
блемы на осно
ве самостоятельного поиска теоретическ
их знаний; предвиденье и
прогно
зирование как результатов решения, так и способов и процессов деятельности.
К факторам, способствующим формированию учебно
-
исследовательской
деятельности учащихся, можно отнести следующие
:
личностно ориентированный подход к обучению;
ориентация на продуктивное достижение результата;
проблемное обучение как инструмент развития опыта творческой деятельности;
оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения задач;
креати
вная организация учебного процесса, максимальное насыщение его
творческими ситуациями;
создание ситуации совместной поисковой деятельности;
детализация учебного процесса;
создание психологической атмосферы, оптимальных условий для творческой
Ткаченко Е.С.
5
деятельност
и.
Условиями, способствующими активизации уче
бно
-
исследовательской
деятельно
сти учащихся, являются:
доброжелательная атмосфера в коллективе;
сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения;
структурирование учебного материала по принципу нарастан
ия познавательной
трудности учебной работы;
вооружение учащихся рациональными приемами познавательной деятельности;
формирование внутренних стимулов к учению, самообразованию и др.
К общим принципам организации учебного процесса, обеспечивающим развитие
учебно
-
исследовательской деятельности учащихся, можно отнести:
педагогическое руководство в создании мотивов и стимулов к учению;
привитие интереса к изучаемому объекту;
вооружение учащихся необходимыми приемами познавательно
-
поисковой
деятельности;
систематическое осуществление принципа индивидуализации в обучении;
широкое использование технических и наглядных средств обучения;
внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных
технологий;
разработка творческих заданий, треб
ующих нестандартных решений и
самостоятельного поиска источников информации;
сочетание и соединение дидактически и методически обоснованных методов,
способствующих развитию познавательной деятельности и творческих способностей
учащихся.
Предназначение исс
ледовательской деятельности учащихся состоит в том, что,
будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического
развития. Психическое же развитие обеспечивает школь
нику усвоение теоретических зна
ний
и способствует формировани
ю у него специфическ
их способностей и качеств лично
сти:
любознательности, целеустремленности, научной фантазии.
Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности можно
реализовать
через решение специальных исследовательских задач или через дополнител
ьную
работу
над задачей.
Под исследовательской задачей будем понимат
ь объект мыслительной
деятельно
сти, в котором в диалектическом единстве представлены составные элементы:
предмет,
условие и требование получения некоторого познавательного результата при
р
аскрытии
отношений между известными и неизвестными элементами задачи.
Привлечение школьников к учебным исследованиям до
лжно идти в двух
направле
ниях
–
содержательном и организационном. Содержате
льная самостоятельность
проявля
ется в том, чтобы ученик мог б
ез помощи со стороны п
оставить перед собой учебную
за
дачу и представить ход ее решения. Организационная самостоятельность выражается в
умении ученика организовать свою работу по решению постановленной задачи.
Таким образом, перед учителем встает проблем
а п
оиска эффективных форм и
спо
собов учебной деятельности учащихся, которые бы не просто вовлекали бы их в
исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности. В
конечном
счете, необходимо так организовать познавательную деятельнос
ть школьников,
чтобы
процедура учебного исследования усваивалась ими вместе с тем содержанием, на
котором
оно осуществляется.
Ткаченко Е.С.
6
Итак, под учебным исследованием мы будем понимать такой вид познавательной
деятельности учащихся, который способствует формировани
ю следующих умений:
добывать новые предметные знания, приемы и способы действий;
самостоятельно организовывать поиск;
достигать поставленных целей обучения;
формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация,
обобщение и т.п.
Проведе
нный нами анализ процесса усвоения математических знаний
показывает,
что учебно
-
исследовательскую деятельность учащихся целесообразно
организовывать
при:
а) выявлении существенных свойств понятий или отношений между ними;
б) установлении связей данного пон
ятия с другими;
в) ознакомлении с фактом, отраженном в формулировке теоремы, в доказательстве
теоремы;
г) обобщении теоремы;
д) составлении обратной теоремы и проверке ее истинности;
е) выделении частных случаев некоторого факта в математике;
ж) обобщении
различных вопросов;
з) классификации математических объектов, отношений между ними, основных
фактов данного раздела математики;
и) решении задач различными способами;
к) составлении новых задач, вытекающих из решения данных;
л) построении контрпримеров и т
.д.
В настоящее время учебные исследования преимущественно используются для
достижения развивающих целей обучения, поскольку они являются мощным инструментом
формирования мышления, так как:
обладают большими потенциальными возможностями для развития умст
венных
операций;
формируют активность и целенаправленность мышления;
развивают гибкость мышления;
формируют культуру логических рассуждений.
Поскольку во всех работах, посвященных привлечению учащихся к
исследовательской деятельности в процессе решения
задач, доказывается развитие
исследовательских
умений и навыков (формируются умения выдвигать гип
отезу, выявлять
существенные ас
пекты исследуемой ситуации и т.д.), то развивающая функция исследований
очевидна.
Кроме того, учебные исследования помогают до
стижению познавательного
отношения к действительности, в силу того, что они формируют широту кругозора и
являются
стимулом познавательного интереса, способствуют воспитанию научного
мировоззрения,
выполняя, таким образом, воспитывающую функцию.
Наконец, не
льзя не принять во внимание и тот
факт, что именно с помощью
учеб
ных исследований можно осуществлять контроль знаний основных разделов школьной
математики и владение определенными методами решений, уровень логического мышления и
т.п.
К основным дидактическ
им функциям учебно
-
исследовательской деятельности
мы
относим следующие:
Ткаченко Е.С.
7
функцию открытия новых (неизвестных ученику) знаний (т.е. установление
существенных свойств понятий; выявление математических закономерностей;
отыскание доказательства математического
утверждения и т.п.);
функцию углубления изучаемых знаний (т.е. получение определений, эквивалентных
исходному; обобщение изученных теорем; нахождение различных доказательств
изученных теорем и т.п.);
функцию систематизации изученных знаний (т.е. установ
ление отношений между
понятиями; выявление взаимосвязей между теоремами; структурирование
учебного
материала и т.п.);
функцию развития учащегося, превращение его из объекта обучения в субъект
управления, формирование у него самостоятельности к самоуправле
нию
(самообразованию, самовоспитанию, самореализации);
функцию обучения учащихся способам деятельности.
Таким образом, анализ этапов исследований, выделяемых разными авторами,
позволяет сделать вывод, что обязательными из них являются четыре, которые и о
бразуют
основную структуру учебного исследования:
1) постановка проблемы;
2) выдвижение гипотезы;
3) проверка гипотезы;
4) вывод.
При более детальном анализе структуры учебного исследования можно выделить
и
такие его этапы, как:
мотивация учебной деятель
ности;
постановка проблемы исследования;
анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу;
экспериментирование (проведение измерений, испытаний, проб и т.д.) с целью
получения фактического материала;
систематизация и анализ полученного фактическ
ого материала;
выдвижение гипотезы;
подтверждение или опровержение гипотез;
доказательство гипотез.
Очевидно, что различные виды исследований имеют свои особенности, поэтому
для каждого из них характерно свое сочетание названных этапов.
При отборе и со
ставлении учебно
-
исследовательских задач необходимо
принимать
во внимание следующие требования:
при отборе и составлении учебно
-
исследовательских задач учитывать, что в
процессе
их решения будут использоваться все возможные обобщения;
решение учебно
-
иссл
едовательских задач будет направлено на нахождение
определенных зависимостей между величинами, вывод определенных формул,
которые можно использовать в дальнейшем;
в процессе решения «частных» задач возможность нахождения рационального
способа решения;
в
процессе решения учебно
-
исследовательских задач можно создать условия
для
формирования способностей (компонентов) творческого мышления.
Ткаченко Е.С.
8
Развивающая функция обучения требует от учителя не простого изложения
знаний
в определенной системе, а предполагает так
же учить школьников мыслить, искать и
находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже
известные. Уместно в связи с этим привести слова французского философа М. Монтеня:
«Мозг
хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо н
аполненный».
Учебная дисциплина должна рассматриваться не как предмет с набором готовых
знаний, а как специфическая интеллектуальная деятельность человека. Обучение же
должно
в разумной мере проходить в форме повторного открытия, а не простой передачи
сумм
ы
знаний. Учебную дисциплину надо изучать не столько ради лишних фактов,
сколько ради
процесса их получения, и тогда, по словам Б. Рассела, предмет предстанет
как могучее
орудие познания и преобразования природы, а не как формальная схема, в которой
«неизв
естно, о чем говорится».
Сейчас в школе обучение в значительной степени строится по формуле:
«УСВОЕНИЕ = ПОНИМАНИЕ + ЗАПОМИНАНИЕ».
Но если мы хотим действительно еще и развивать молодежь, то должны
руководствоваться следующей формулой:
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВ
ОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ».
Познавательные процессы эффективно развиваются лишь при такой организации
обучения, при которой школьники включаются в активную поисковую деятельность. Поиск
нового составляет основу для развития воли, внимания, пам
яти, воображения и мышления.
Наш опыт и опыт других учителей показывает, что эффективным средством
обучения и развития является организация учебных исследований, цель которых состоит в
том,
чтобы помочь учащимся самостоятельно открыть новые знания и спосо
бы деятельности,
углубить и систематизировать изученное.
Ткаченко Е.С.
9
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Далингер В.А. О тематике учебных исследований // Математика в школе.
–
№9.
–
2000.
–
С. 7
-
10.
2. Далингер В.А. Поисково
-
исследовательская деятельность учащихся по
мат
ематике: Учебное пособие.
–
Омск: Изд
-
во ОмГПУ, 2005.
–
456 с.
3. Далингер В.А. Учебно
-
исследовательская деятельность учащихся в процессе
изучения дробей и
действий над ними: Учебное пособие.
–
Омск: Изд
-
во
ОмГПУ, 2007.
–
191 с.
4. Далингер В.А., Толпекина
Н.В. Организация и содержание поисково
-
исследовательской деятельности учащихся по математике: Учебное
пособие.
–
Омск: Изд
-
во ОмГПУ, 2004.
–
264 с.