Научная работа по нравственному воспитанию школьников в учебно-воспитательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС
Частное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Образовательный центр «Открытое образование»
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
«Особенности нравственного воспитания учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС»
Выполнила:
Кудрявцева Надежда Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №14 г. Шахунья
Шахунья, 2016
Содержание
Введение………………………………………………………….
1.ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ»
Нравственное воспитание как педагогическая категория…
Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………
Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности…………………………………………………..
2.ГЛАВА ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………………………….
2.1 Проблемы нравственного воспитания младших школьников на современном этапе и государственный подход к их решению.. 2.2 Поиск форм и методов нравственного воспитания младших школьников педагогами-практиками…………………………………………..
Заключение……………………………………………………….. Литература………………………………………………………...
Приложения……………………………………………………….
Введение
Какой учитель или родитель не задумывается над тем, какими выходят во взрослую жизнь их ученики и дети? Готовы ли они в полной мере служить гуманистическим идеалам мира и добра? Смогут ли отстаивать свои нравственные убеждения, которые сформировались у них в семье и в школе? Будут ли защищать слабых, помогать нуждающимся, уважать старших, беречь родных и близких? Эти и другие вопросы морально-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда остаются актуальными для педагогических работников и родителей.
Однако, в современных условиях наблюдается обострение проблемы нравственной устойчивости личности в человеческих отношениях. Это отчасти связано с тем, что интеллектуальная атмосфера, побуждающая мыслить, анализировать жизнь и себя в ней, выступает как главный фактор критического отношения к отрицательным явлениям. Соприкосновение учащихся с высотами гуманистической культуры учит глубине мышления, тонкости понимания процессов и явлений в духовном мире человека. Однако, в современной жизни изучаемые нравственные идеалы подкрепления не находят, поэтому эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебно-воспитательного учреждения не всегда становится фундаментом нравственных идеалов детей и подростков, гарантом их социальной и индивидуальной защищенности(16,с.3).
Об этом свидетельствуют наблюдения за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте, приводящие к горестным размышлениям о их низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственных и недостойных поступках.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского , Н.М.Болдырева , Н.К.Крупской, А .С.Макаренко , И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности. Такие педагоги как Н.М.Болдырев , И.С.Марьенко , Л.А.Матвеева , Л.И.Божович и многие другие исследовали нравственное воспитание и рассматривают его в разных аспектах. Однако, решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследованы, вследствие чего можно выделить следующие компоненты методологического аппарата:
Проблема: каковы формы и методы нравственного воспитания учащихся начальных классов?
Цель: изучить особенности нравственного воспитания младших школьников и описать используемые формы и методы работы.
Объект: процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет: формы и методы нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы воспитания младших школьников.
2. Описать опыт нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе, выделить используемые педагогами-практиками формы и методы его организации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Нравственное воспитание как педагогическая категория
Нравственное воспитание- это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали(15,с.599).
Нравственность- 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиций, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого и т.д.;2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь(16,с.7).
Основные задачи нравственного воспитания:
формирование нравственного сознания;
воспитание и развитие нравственных чувств;
Выработка умений и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание включает формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек(15,с.598)
Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.
Главная такая ценность - жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. с молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и свою жизнь недопустимо. Сегодня большую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это, потеряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христианская мораль на протяжении веков учила - когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты.
Актуальной проблемой остается отношение к детям как к ценности. Дать жизнь еще одному человеческому существу, иметь детей, воспитывать их- на это, к сожалению, нет установки у многих молодых людей. В школе растут будущие отцы и матери, воспитатели своих детей. Однако до недавнего времени педагоги их так не воспринимали, в результате чего установка на брак, на материнство, на отцовство, на исполнение родительских обязанностей у многих выпускников школ не сформирована. Молодые люди, вступив в брак, или вообще не хотят иметь детей, решив «жить для себя», либо относятся к детям как к досадной помехе, уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей. Все чаще молодые мамы оставляют детей в роддоме или бросают их на произвол судьбы.
Еще одна общечеловеческая ценность - свобода. В условиях демократизации значительно возросли права и свободы личности. И это особенно отчетливо выявило низкий уровень культуры, воспитанности многих учащихся. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безграничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих. На самом деле свобода и ответственность, свобода и дисциплина нерасторжимые понятия. Послушание в школе необходимо, это одно из условий плодотворного воспитания, особенно в младшем возрасте. Но от послушания ребенок должен как можно быстрее переходить к ответственности, к осознанной дисциплине.
Не утратили своего значения, а , наоборот, стали еще важнее такие нравственные качества, как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и другие. Чрезвычайно актуальны в системе современного нравственного воспитания проблемы полового воспитания школьников, отношение к труду. Проблем много, разных, сложных. Тунеядство, наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жестокость молодежи далеко не полный перечень негативных явлений, с которыми школа сталкивается ежедневно. Они разрушают и нравственную сферу, и самого человека: он деградирует духовно и физически. Идет процесс самоуничтожения. Нравственные критерии всегда и особенно в деле воспитания должны стоять выше других интересов. Сегодня вопрос стоит о спасении молодых поколений(15,с.598-599)
По мнению В.А. Сухомлинского: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам.
Поэтому, в структуру воспитательных дел эстетической направленности педагог должен включать сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания, что мораль- форма человеческого сознания, часть человеческой культуры.
Мораль (лат.moralia – нравственный; mores -нравы) - совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.
Определение «морали» является основой понятия моральная свобода- свобода выбораформы и линии поведения человеком, не стесненная самореализация индивида, определяемая его внутренним убеждением, моралью. Моральная свобода предполагает ответственность человека перед другими людьми и перед собой за мотивы и последствия выбора.
Основным моральным принципом является ненасилие - форма общественного сознания выражающая интеллектуальное, физическое и нравственное развитие людей, а также гуманизацию общественной жизни ( в труде, в быту, в политике, в науке, в педагогическом процессе, в семейных, внутригрупповых и международных отношениях). Ненасилие как моральный принцип проявляется как качество личности, неотъемлемая черта индивида, сообразно с которой он строит свою деятельность.
Все данные понятия составляют нравственную культуру - степень восприятия личностью культуры общества; показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках личности, в ее поведении. Включает освоенный личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств, поведения.
Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки- свои и других людей.
На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые в конечном счете и определяют поведение и поступки человека. Но знание и понимание нравственных норм еще не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном опыте, продуманы, критически переработаны воспитанниками.
В систему этических воспитательных дел органично вплетаются средства, стимулирующие нравственные чувства, под которыми понимается переживание человеком своего отношения к действительности, людям, своему собственному поведению. Но конечная и главная цель этических воспитательных дел- формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цель нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия. Однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют поступки. Поэтому формирование высоконравственных мотивов деятельности- важная и необходимая часть этических воспитательных дел.
Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Система поступков ведёт к формированию нравственной привычки - устойчивой потребности совершать нравственные поступки.
По мнению И.П. Подласого передовая педагогическая практика последних лет накопила ценный опыт, который должен быть учтён при организации и осуществлении этических воспитательных дел:
1)Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в «кампанию по борьбе». Воспитание не «борьба», а длительная кропотливая работа, складывающаяся из повседневных будничных дел.
2) Нравственные качества личности не формируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому можно организовать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций. Давать воспитанникам пережить и почувствовать на себе последствия нарушений этических норм. Тогда древняя истина - поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе,- приобретёт понятный и конкретный смысл.
3)Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу,- вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств.
4)Проектируя этические воспитательные дела, создающие нравственные привычки, не забывайте советов К.Д.Ушинского: нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, так как это требует больших затрат нервной энергии и контроля над собой; нужна повторность разумных действий, вначале- чаще, затем- реже, чтобы не доводить нервную систему до переутомления; число повторений разумных действий очень индивидуально: для одного человека их может быть меньше, для другого больше, всё зависит от приобретённого опыта; ещё более длителен и труден процесс искоренения дурной привычки. Здесь, с одной стороны, надо действовать, против причин, её породивших, с другой –необходимо вытеснять дурную привычку воспитанием положительной (привычку к грубости вытеснять привычкой к вежливости, привычку лгать- привычкой говорить только правду); нужно при этом добиваться, чтобы ребёнок понимал, насколько вредна дурная и полезна хорошая привычка.
5)Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умения обращаться, деликатности в словах.
6)Для воспитания коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять требования коллектива, обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия и т.п.
7)Через призму моральных качеств рассматриваются и отрицательные привычки: слишком громко говорить, не слушать или перебивать других, грызть ногти, размахивать руками и т.п. На конкретных примерах покажите молодым людям, что их будущая жизнь, карьера могут не сложиться из-за таких безобидных на первый взгляд привычек.
Организуя работу по нравственному воспитанию, необходимо опираться на такие принципы морально-нравственного воспитания, как:
- конкретность;
-доступность;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Таким образом, цель нравственного воспитания - формирование нравственности, морали, чему соответствуют ценности доброты, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и т.д. Главным критерием нравственных ценностей являются общечеловеческие ценности мировой культуры, а результативность нравственного воспитания проявляется в поступках школьников(15,с.601-602)
1.2 Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Однако, нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности(2,с.132).
Поэтому, работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
1)Склонность к игре.
В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко.
2)Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью.
Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
3)Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.
Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:
Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.
Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.
На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»
4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую поездку в музей, напоминаем, как вести себя в транспорте. Вдруг дети говорят:
-А я видел, как Игорь в трамвае сидел, а его бабушка стояла возле него.
- Игорь в парах ходить не умеет: то толкается, то на ноги наступает, то отстает.
- Сегодня он чуть не сбил с ног учительницу из другого класса...
- Это правда? - удивляется учитель.
-Да, но я так больше не буду! — искренне заверяет мальчик.
Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.
5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
Как же учитывать данные возрастные особенности в работе с младшими школьниками в ходе их нравственного воспитания ? Обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их следовать азбуке морали:
1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости(9,с.161-165).
Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности.
В младшем школьном возрасте, констатирует М.Н. Аплетаев, особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру» (1,с.95).
Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании умений, навыков, усвоении приемов, способов деятельности, перестройки отношений учащихся.
Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.
Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления с условиями объективной действительности . Здесь мы подходим к вопросу о значимости единства всех трех компонентов учебной деятельности (мотивационного, содержательного, операционного) для становления учащихся начальных классов как субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства можно рассматривать в двух аспектах.
Первое – это возможность развития каждого из них на основе двух других. Так, формирование мотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и сознание своих возможностей и возникновение отношения (чувств), соответствующих «сигналов» возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом приемов, - способов удовлетворения этих потребностей.
Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.
Второй аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов, представляет собой следующее: на сегодняшний день процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное. В определенной своей части это положение верно, но при целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой – то степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной деятельности возможности для умственного и нравственного развития учащихся.
Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами:
Во– первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.
Во– вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.
И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.
С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка.
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Поэтому, для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.
1.3 Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности
На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, считает А.А. Калюжный, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.
Л.Р. Болотина отмечает, что в процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.
Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения.
Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе. (3, с.251-252).
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Этому могут содействовать такие формы работы как:
- рассказ учителя;
-этическая беседа.
Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.
Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.
Высоко оценивал роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе» (9).
Этическая беседа, по мнению Л.Р. Болотиной, требует от учителя большой душевной близости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бестактности.
Этическая беседа проводится двумя путями-индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.
Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.
Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом (3, с.248-250).
Также активной формой работы является незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.
Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н.К.Крупская считала, что и в учебе, и в труде следует учиться работать коллективно (3, с.104). З.Н. Васильева предлагает познавательную деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, факультативных занятиях.
Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, у вдумчивого учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития (4, с.52).
Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью, утверждает С.Е. Кантарбаев. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к окружающему.
Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения.
Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.
Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. (10, с.168).
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, указывает Л.И. Матвеева. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.
На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой (8, с.52).
Общение детей возможно на всех уроках. Дети могут придумывать примеры, задачи, упражнения и задания на определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности. Сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении задач и упражнений. Учитель дает детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.
Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию. (8, с.53).
Таким образом, нравственное воспитание как педагогическая категория включает в себя систему понятий, необходимых для усвоения младшими школьниками в процессе обучения. Для наибольшей эффективности, при организации и осуществлении этических воспитательных дел необходимо учитывать ценный педагогический опыт известных педагогов и опираться на принципы морально-нравственного воспитания. А также, работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, нужно учитывать их возрастные особенности. И, в ходе всего этого, активно пользоваться приемами воспитательной работы по формированию нравственных качеств в учебной деятельности.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Проблемы нравственного воспитания младших школьников на современном этапе и государственный подход к их решению
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто, как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделять этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Особая миссия сегодня возложена государством на учителей начальных классов.
Так с апреля 2010 года в 19 регионах страны по поручению Президента России в российских школах началось преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Этот курс носит комплексный характер, так как включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Все модули нового курса будут носить светский, культурологический характер. Педагоги или при их активном участии сами дети могут выбрать, какой из модулей наиболее интересен для изучения рамках данного курса.
Учебно-воспитательный процесс в рамках нового курса направлен на знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России. Все это должно способствовать достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей большой страны, укреплению взаимопонимания и, как следствие, оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе(18,с.3). К реализации данного нового учебного курса приступили и учителя начальных классов города Шарья.
Работа началась с прохождения учителями города курсов по подготовке специалистов по преподаванию данного учебного предмета. Подготовка проводилась в городе Костроме в объеме 60 часов.
На втором этапе внедрения программы «Основы религиозных культур и светской этики» велось обсуждение включения ее в программу школы. Также шло обсуждение и выбор детьми, родителями, учителями модулей для дальнейшего изучения. Этот этап был необходим для согласования совместных усилий всех взрослых по духовному и нравственному развитию и воспитанию детей , учета в полной мере образовательных запросов граждан, актуальности в педагогической практике нравственных ценностей самых близких и важных для ребенка людей, их богатого жизненного опыта и их стремления передать этот опыт подрастающему поколению(18, с.3).
На нем с родителями проводились собрания, где им были разъяснены цели и задачи преподавания курса.
Цель: нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов и ценностей. Развитие интереса учащихся к окружающему миру, формирование уважительного отношения к различным религиям.
Задачи:
Знакомство с основами различных религий и светской этики.
Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества.
Обобщение знаний о духовной культуре и морали.
Формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов в основной школе.
Развитие способностей учащихся в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе уважения и диалога.
После таких собраний и обсуждения в семье, родители писали заявление, где указывали окончательный выбор одного из перечисленных выше шести модулей.
Так в МБОУ СОШ №14 города Шахунья , по результатам родительского собрания и анализа последующих заявлений в программу были включены следующие модули: «Основы светской этики» и «Основы православной культуры».
Большинство школ города приоритетным направлением выбрали также «Основы светской этики». Поэтому, более подробно остановимся на востребованном модуле курса. Данные модули будут осваиваться в течение 4 класса.
Реализация данной программы осуществляется с помощью следующего методического комплекта: учебника «Основы светской этики», книги для учителя, книги для родителей, а также набором дисков с презентациями, притчами, музыкальным и иллюстративным сопровождением к урокам, что помогает сделать их более яркими, насыщенными, познавательными.
Учебник включает в себя цикл уроков для 4 класса в объеме 30 часов на следующие темы:
Урок 1. «Россия- наша Родина».
Урок 2. «Что такое светская этика».
Урок 3. «Культура и мораль».
Урок 4. «Особенности морали».
Урок 5. «Добро и зло».
Урок 6. «Добро и зло».
Урок 7. «Добродетель и порок».
Урок 8. «Добродетель и порок».
Урок 9. «Свобода и моральный выбор человека».
Урок 10. «Свобода и ответственность».
Урок 11. «Моральный долг».
Урок 12. «Справедливость».
Урок 13. «Альтруизм и эгоизм».
Урок 14. «Дружба».
Урок 15. «Что значит быть моральным».
Урок 16-17 «Подведение итогов».
Урок 18. «Родители и семья- исток нравственных отношений».
Урок 19. «Нравственный поступок».
Урок 20. «Золотое правило нравственности».
Урок 21. «Стыд, вина и извинение».
Урок 22. «Честь и достоинство».
Урок 23. «Совесть».
Урок 24. «Нравственные идеалы».
Урок 25. «Нравственные идеалы».
Урок 26. «Образцы нравственности в культуре Отечества».
Урок 27. «Этикет».
Урок 28. «Семейные праздники».
Урок 29. «Жизнь человека- высшая нравственная ценность».
Урок 30. «Любовь и уважение к Отечеству».
Поурочная работа ведется с помощью таких методов и приемов, как: художественное слово, проблемные вопросы, этические беседы, выставки творческих работ учащихся и т.д.
Обучение безотметочное, отмечается лишь словесной оценкой преподавателя и заканчивается презентацией творческих работ учащихся по темам, освоенным за учебную четверть.
Таким образом, данный модуль знакомит учащихся с основами светской этики, учит детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми. Раскрывает такие понятия, как: добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм, что значит быть моральным. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и о многом другом.
Светская этика дает знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит дает возможность детям сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
Вот что говорит о данном курсе министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко: «Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны. И курс «Основы религиозных культур и светской этики» призван содействовать этому, так как знакомство с основами религиозных и светских традиций, культурой народов России и общечеловеческими ценностями призвано сыграть важную роль не только в расширении кругозора школьника, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам страны.» (18,с.4)
2.2 Поиск форм и методов нравственного воспитания младших школьников педагогами-практиками
В первом параграфе данной главы мы описали попытку государства влиять на процесс нравственного воспитания подрастающего поколения. Однако, данный курс краткосрочен и не имеет преемственности как в начальной школе, так и в среднем и в старшем звене. Поэтому, далее остановимся на опыте педагогов-практиков.
С. Джалилова активно занимается нравственно-эстетическим воспитанием в процессе творческого труда.
Основными формами организации работы с учащимися выступают занятия следующего характера:
- теоретические (лекции-беседы, экскурсии, встречи);
- практические (рисование орнаментов, подготовка эскизов, разработка композиций, исполнение работы в материале).
Много внимания педагог уделяет беседам с детьми, ищет слово для каждого из них, внимательно прислушивается к слову каждого из детей.
По мнению автора, большую роль в нравственном воспитании и становлении ребенка играют родители. Убеждая ребенка в том, что он «неумеха», родители создают отрицательную почву, на которой ребенок вырастает человеком, не уверенным в себе, в своих возможностях. Поэтому, от того, как относятся родители к занятиям своего ребенка, зависит многое, если не самое главное- любовь, понимание и терпение, в результате чего обязательно будет успех.
С. Джалиловой замечено, что в процессе приобщения к традициям народного ремесла дети становятся добрее и внимательнее друг к другу, что оказывает значительное позитивное влияние на формирование ценностных ориентаций личности и ее социализацию. Дети учатся ценить присущее каждому народу стремление к красоте, доброте, украшению быта, сохранению традиций гостеприимства, взаимоуважения (19,с.47-50).
З.А. Булатова изучала проблему духовно-нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики. И, исходя из многолетнего опыта работы, ею были сформулированы следующие рекомендации:
1) Учебно-воспитательный процесс по воспитанию на традициях народной педагогики должен быть организован в тесном сотрудничестве семьи, школы и общественности.
2) Преподавание предметов должно носить интегрированный характер.
3)Необходимо уделять важное внимание воспитанию толерантности в поликультурной среде современных школ.
Необходимо организовать изучение родного языка, истории и культуры народа как основы формирования национального самосознания.
В учебно-воспитательном процессе необходимо соотнесение прогрессивных педагогических технологий со средствами народной педагогики.
Результатом усвоения народных педагогических традиций, считает А.З. Булатова, становится формирование духовно-нравственной личности. С любовью к своему народу, его национальным традициям берет начало любовь к своему многонациональному Отечеству, уважение к культуре другого народа, рядом с которым живешь и учишься (20,с.19).
Н.Г. Аверина старается решать духовно-нравственные вопросы на всех уроках через различные формы работы.
И в представленной в журнале «Начальная школа» статье «О духовно-нравственном воспитании младших школьников» подробнее педагог останавливается на уроках чтения. По ее мнению, истоки нравственного воспитания, прежде всего, заложены в Библии- самой великой книге человечества, духовной опоре на всю жизнь.
Данный автор утверждает, что учитель обязан дать то, что легло в основание всей православной культуры, наследниками которой мы являемся.
Дети знакомятся с произведениями летописцев, в которых вкладывается вся сила души, вся мудрость прожитой жизни, желание предостеречь детей от бед и напастей, которые следуют за нарушением этих наставлений.
Многие из изучаемых на уроках художественных произведений позволяют создать проблемные ситуации, решение которых активизирует мысли ребенка, в отличие от репродуктивных вопросов, ответы на которые только воспроизводят содержание прочитанного. Проблемная ситуация, как правило, не заключительный этап работы, а начало большого и нужного для детей разговора о жизненно значимых для человека вещах.
Большая роль в системе духовно-нравственного воспитания отводится и воспитательной работе. Темы проводимых бесед могут быть самыми различными («Моя первая священная история», «Святыня русской земли», «Народный календарь и наши имена» и т.д.). Воспитательные часы часто помогают проводить родители (21,с.68-71).
Автор следующей статьи Н. Брунчукова рассмотрела роль сказки в этическом воспитании школьников.
По ее утверждению, с помощью сказки можно в доступной и занимательной форме поведать детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо», как следует поступать в тех или иных жизненных ситуациях. Русские народные сказки, сказки народов мира, авторские сказки- это кладезь человеческой мудрости.
Особой популярностью на этапе начального школьного образования пользуются сказки А.С. Пушкина, В. Даля, Л.Н. Толстого, современных авторов.
Чтение и обсуждение сказок помогает детям осознать жизненную необходимость хороших поступков и неприятие плохих. Поведение сказочных героев вольно или невольно переносится детьми на ситуации, имеющие место в жизни, заставляет задуматься над своим поведением, выделить «этические добродетели», поняв и приняв их, сделав их своим достоянием(22,с.28).
Может вызвать интерес такой прием работы с детьми, как предлагаемые Н. Брунчуковой тесты на этическую тематику ( см. Приложение 1).
Результаты подобных тестов говорят о том, что школьники понимают, как надо поступать в подобных ситуациях, и стараются соответствовать принятым нормам поведения, но по независящим от них , с их точки зрения, причинам, это не всегда получается.
Автор утверждает, что для нравственного воспитания младших школьников целесообразно использовать цикл внеклассных мероприятий «Уроки этики», который поможет не только уточнить, расширить, сформировать и систематизировать представление детей об «этических добродетелях», но и раскрыть их роль в жизнедеятельности человека.
Такие занятия могут включать в себя как теоретическую часть, так и практическую. Некоторые занятия могут проводиться вместе с родителями, что позволяет учащимся в определенном смысле пересмотреть свое отношение к словам взрослых, их поступкам.
Организованная таким образом целенаправленная работа по этическому воспитанию школьников позволяет, на ее взгляд, поднять этический опыт детей на более высокий, качественный уровень.
Таким образом, исходя из анализа опыта работы педагогов-практиков, можно выделить следующее:
Современные педагоги в работе с младшими школьниками используют такие формы работы, как: лекции-беседы, экскурсии, встречи с родителями и интересными людьми, разработка композиций, этические беседы, создание проблемных ситуаций, коллективное обсуждение, этические тесты, притчи, презентации работ, выставки и т.д.Приоритет отдают методам беседы, созданию проблемных ситуаций.
Нравственная нить должна проходить через весь процесс обучения младших школьников. И главной задачей педагогов является создание всех условий для того, чтобы эта нить ни в коем случае не прерывалась.
Заключение
Нравственное воспитание- это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Нравственные нормы и правила определяют социально одобряемые способы поведения человека в разнообразных ситуациях. Они регулируют взаимоотношения между людьми в процессе их совместной деятельности, общения. С момента рождения взрослые организуют жизнь младенца по социальным правилам, прежде всего в соответствии с режимом дня. Нравственное развитие- одна из центральных линий психического развития в младшем школьном детстве. Она включает три взаимосвязанные сферы: становление нравственного сознания, формирование нравственного поведения, нравственных переживаний и чувств. Дети усваивают моральные знания («что такое хорошо, а что такое плохо»). У них складываются первоначальные моральные суждения, представления и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственных норм. Школьники могут объяснить, кого могут назвать трусливым, жадным, вежливым и пр. Они понимают, почему нужно уважать старших, помогать младшим, нельзя мешать другим, когда они чем-то заняты.
В младшем школьном возрасте возрастает действенность нравственных представлений. Ребенок учится следовать нормам морали, самостоятельно делать правильный моральный выбор, даже когда уверен в своей безнаказанности. У детей возникает сознательная нравственность.
Список литературы
1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
3. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.
4. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.
5. Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания: Автореферат. - Алматы, КазГУ им. С.М. Кирова, 1996.
6. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т.2. – М.: Просвещение, 1978.
7. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.
8. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.
9. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
10. Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.
11. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.
12.Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.
13. Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2.
14. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
15. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений.-М.: Просвещение: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996.
16.Крючкова О.В., Хаткевич О.А. Нравственность в современном мире.- Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2003
17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.
18. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей.- М.: Просвещение, 2010.
19. Джалилова С. Нравственно-эстетическое воспитание в процессе творческого труда \\ Воспитание школьников.- 2008.-№10- с. 47-50
20. Булатова З.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики \\ Начальная школа.- 2008.- №7- с.19
21. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников \\ Начальная школа.- 2005.- №11- с. 68-71
22. Брунчукова Н. Сказка и этическое воспитание школьников \\ Воспитание школьников.- 2009.- №5- с. 28-32
Приложение 1
Тест на этическую тематику (Н. Брунчукова).
Цель: выявить уровень сформированности нравственного сознания младшего школьника.
Вопрос 1:
*По телевизору идет интересный фильм, но бабушка просит срочно сходить магазин, как ты поступишь?
Варианты ответов:
- досмотрю фильм, потом схожу в магазин;
- схожу в магазин за покупками;
-узнаю, почему именно сейчас нужно пойти в магазин, потом решу, как поступить;
- предложу бабушке попросить кого-нибудь другого сходить в магазин;
- придумаю какую-нибудь отговорку, чтобы не пойти в магазин.
Вопрос 2:
*За контрольную работу друг получил двойку. Чем ты поможешь ему в данной ситуации?
Варианты ответов:
- скажу, что помогу на следующей контрольной работе (подскажу, дам списать);
- скажу родителям друга, что контрольная была очень трудная, чтобы они не ругали его;
- предложу вместе разобрать трудные задания, покажу ход рассуждений при их выполнении;
- дам поиграть со своей любимой игрушкой;
- угощу его мороженым (конфетой);
- постараюсь успокоить, чтобы он не переживал.
Вопрос 3:
*На школьные соревнования надо отобрать из учащихся класса несколько человек. Учитель предложил вам самим определиться с выбором. Тебе очень хочется попасть в команду. Как ты поступишь?
Варианты ответов:
- сам предложу свою кандидатуру (скажу, что очень хочу участвовать в соревнованиях);
- попрошу друга, чтобы он предложил меня записать в команду;
- предложу кандидатуру друга;
- соглашусь с любым решением одноклассников;
- предложу тянуть жребий, чтобы никому не было обидно;
- откажусь от участия в соревнованиях, если будут более достойные;
- посоветуюсь с другом.
Вопрос 4:
*Ты оказался свидетелем нехорошего поступка. Какими будут твои действия?
Варианты ответов:
- расскажу учителю;
- промолчу;
- сделаю вид, что ничего не видел;
- скажу виновнику, что оказался свидетелем его поступка, и в зависимости от его реакции приму решение;
- сам его накажу (сам с ним разберусь);
- расскажу о его поступке одноклассникам;
- сообщу его родителям;
- подожду «удобного» момента и тогда расскажу.
Вопрос 5:
*На улице гололед. Из магазина с тяжелой сумкой выходит пожилая женщина. Как ты поступишь?
Варианты ответов:
- предложу помочь донести сумку;
- скажу, что хотел бы помочь, но очень спешу;
- скажу, что позову кого-нибудь на помощь;
- скажу, чтобы она попросила кого-нибудь о помощи;
- сделаю вид, что не заметил женщину, нуждающуюся в помощи;
- скажу, что дорога очень скользкая;
- расскажу, как надо идти, чтобы не упасть.