Развитие исследовательских умений младших школьников на уроке в 3 класс по теме: «Тела, вещества, части»


Развитие исследовательских умений младших школьников на уроке в 3 класс по теме: «Тела, вещества, части» по курсу А.А.Плешакова « МИР ВОКРУГ НАС» из раздела № 2 «Эта удивительная природа»

Цели урока:
1.Познакомить детей с телами и их составом.
2.Развивать творческие способности учащихся и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа и обобщения.
3.Формировать адекватную самооценку, умение слушать товарищей, радоваться успехам.
4. Учить применять полученные знания в новых условиях.
5.Воспитывать любовь к природе, формировать экологическую культуру учащихся и учить правильному поведению в природе.

Тип урока: изучение нового материала на основе формирования практических умений. (Развитие исследовательских умений младших школьников)

Оборудование: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», 3 класс, рабочая тетрадь «Проверь себя» к учебнику.
Карточки-опоры (тела, вещества, частицы, естественные тела, искусственные тела, твердые, жидкие, газообразные), предметытела различные,
для опытастаканы, чайные ложки, сахар-рафинад, вода,
сигнальные карточки-веера с цифрами 1 и 2.
Ход урока
1. Оргмомент.
Долгожданный дан звонок - начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот - тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на кораблик бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
2. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке продолжим изучать удивительную природу, познакомимся с телами и узнаем, из чего они состоят. И поговорим о необходимости бережного отношения к природе. Тема урока «ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ»
3.Проверка домашнего задания.
Дома вы изготовили к уроку запрещающие знаки. Кто хочет рассказать о правилах поведения в природе. Дети выходят и рассказывают, что они изобразили на своём знаке.
4. Работа над новым материалом.
а) объяснение новой темы
Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.
Тела-все предметы окружающие нас.
б) работа по схеме «Тела искусственные и естественные».
-Назовите тела по группам.
(К группе естественные - дерево, трава, камень, облако, бабочка и т.д.)
(К группе искусственные - карандаш, книга, стол, плащ и т.д.)
Отгадайте загадки и подумайте, являются ли слова-отгадки телами.
- Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только-
От него осталась долька. (Луна)
-Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули по утру – нет ничего. (звёзды)
-По высокой дороге
Идёт бычок круторогий,
День он спит, а ночью глядит. (месяц)
-Это естественные тела (о небесных космических телах)
5. Физминутка «Близнецы»
(Психологическое назначение этого упражнения – развитие наблюдательности, умения понимать друг друга без слов, умения общаться, сопереживать и помогать друг другу). Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:
-присесть, встать, встать на пальчики,
- наклониться влево, наклониться вправо, прогнуться назад,
-постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене,
- постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене.
6. Лекция учителя о веществах.
Все тела состоят из веществ.
Учитель называет тела, а ученики вещества.
Стакан-стекло, ножницы - сталь, мяч-резина, роса-вода.
-Есть тела, образованные несколькими веществами.
Растения - вода, сахар, крахмал и др.
Веществами называют то, из чего состоят тела.
7. Работа с сигнальными карточками.
Учитель называет слово, дети показывают карточку №1, если услышали слово, обозначающее тело, карточку №2- если вещества.
Подкова, стакан, железо, кирпич, сахар, арбуз, камень, крахмал.
8. Работа по схеме «Вещества» (3 вида),
по карточкам «твердые», «газообразные», «жидкие»:
-Подобрать слова, подходящие к схеме (сахар, воздух, вода, алюминий и др.)
9. Наблюдение. Опыт.
-Учёные установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Давайте проведём опыт.
Берется тело, образованное одним веществом -кусочек сахара. Сахар опускается в стакан с водой, и перемешивается ложкой.
1.Рассмотрите сахар в стаканах. Что увидели? (Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым).
2.Попробуйте воду на вкус. Что заметили? (Она сладкая).
3. Куда делся сахар? ( Сахар не исчез, он остался в стакане).
4.Почему не видим сахар? ( Мы не видим сахар потому, что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, которые перемешались с частицами воды).
Вывод: Вещества, а значит и тела, состоят из частиц. Раствор сахара в воде это смесь двух веществ.
-Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Учёные установили, что между частицами есть промежутки.
10.Наблюдение по картинкам.
а) в твёрдых телах промежутки маленькие, в жидких побольше, а в газахбольше.
б) в любом теле частицы находятся в постоянном движении.
11. Закрепление изученного материала.
а) работа по учебнику с.37
Проверь с помощью учебника, верны ли утверждения:
-- Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.
-- Вещества - это то, из чего состоят тела.
-- Вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом.
б) вывод в учебнике с.37.
в) работа в тетради с печатной основой «Проверь себя»
12.Итог урока.
-- О чём вы узнали сегодня на уроке?
-- Что узнали о телах?
-- Что узнали о веществах?
-- Что узнали о частицах?
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике «Тела, вещества, частицы» (стр.34 – 36);
2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр.37)


15