Статья Организация работы в школе по развитию исследовательских умений учащихся

Организация работы в школе по развитию исследовательских умений учащихся.



Устремите ум на радость творчества.
Н.И. Рерих

Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, решение которой должно соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Новые социальные условия требуют от системы образования подготовки высококвалифицированного, мобильного человека, актуализируют проблему готовности человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в динамично меняющейся политической, социально-экономической, профессиональной и культурной жизни. Эти новые требования к качеству образования предполагают сформированность на компетентностном уровне следующих качеств и умений:
умение осуществлять анализ ситуации, используя имеющиеся знания;
умение работать с проблемами и находить пути их решения;
умение работать самостоятельно, без постоянного руководства;
умение действовать в неопределённой ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию.
Упрощённая схема последовательности процесса обучения. Знание- умение- навык. Навык – действие, поддающееся автоматизации. Умение – деятельность, способствующая творчеству.
Исследовательские умения рассматриваются как сложные умения. Состоящие из 3 основных компонентов: мотивационного, который формируется под воздействием новой деятельности; содержательного, включающего систему знаний об исследовательской деятельности и операционного, включающего уже имеющуюся у человека систему умений и навыков. При отсутствии одного из перечисленных компонентов, либо при его недостаточной сформированности, развитие исследовательских умений не представляется возможным. Исследовательских навыков быть не может.
Исследовательские умения рассматриваются как общеучебные умения, а умения и навыки, составляющие операционный компонент исследовательских умений, могут быть отнесены к частным умениям и навыкам.
Формируя потребность в знаниях и умениях, воспитывая определённый склад ума, способность мыслить научно, учитель увеличивает исследовательские возможности ученика, развивает его наклонности, которые становятся побудительной причиной к активной учебно-познавательной, трудовой деятельности.
Таким образом, для обеспечения благоприятного развития исследовательской потребности у ученика необходимо создание климата доверия к ребёнку, максимальное развитие его интересов и наклонностей, уверенности в себе, обеспечение связи умственной деятельности с положительными эмоциями. Главным путём формирования исследовательских умений является проблемное обучение, в основе которого лежит использование в целях развития противоречия между выдвинутой для решения задачей и имеющимся у учащихся в активе уровнем знаний, умений и навыков. При решении затруднений, возникающих перед учащимися, они выполняют ряд последовательных действий, которые приводят к формированию исследовательских умений.
Развитие исследовательских умений и навыков.
- выявления и постановки проблемы;
- уточнения неясных вопросов;
- формулирования гипотезы;
- планирования и разработки исследовательских действий;
- сбора данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
- анализа и синтеза собранных данных;
- сопоставления данных и умозаключений;
- подготовки и написания сообщений;
- выступления с подготовленным сообщением;
- переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
- проверки гипотез;
- построения обобщений и выводов;
- разработки проекта;
- защиты проекта.
Развивать исследовательские умения и навыки можно только на основе сформированных мыслительных умениях и навыках, умениях и навыках работы с книгой и другими источниками информации, умениях и навыках , связанных с культурой устной и письменной речи. (с.160 информационный поиск –ксерокопия)
В школе существует много путей формирования исследовательских умений и навыков: учебная (предметная, межпредметная), внеучебная (внеклассная, внешкольная, дополнительное образование). Многие исследователи указывают на то, что эффективность внеурочной и внеклассной работы для развития исследовательских наклонностей выше, чем классно-урочной системы.
Развитие исследовательских умений в урочное время может осуществляться через методические приёмы: перенос знаний в новую ситуацию, сопоставление, доказательства, обобщения, выдвижения гипотезы, планирования, анализа и оценки своей деятельности.
Широкое использование гностических методов обучения (информационные- анализ, синтез, сравнение, моделирование; эвристические в разных формах и исследовательские). Актуализация исследовательского метода в обучении необходима ещё и потому, что он наиболее полно соответствует природе ребёнка, утверждающего свою «самость» и право самостоятельного познания окружающего мира. Главная особенность исследовательского подхода в том, что он позволяет активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. В практике исследовательского обучения можно выделить три уровня, три этапа овладения исследовательским методом:
Учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно;
Учитель ставит проблему, но метод её решения ученик ищет самостоятельно или в коллективном поиске;
На третьем- высшем- уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.
Два первых уровня соответствуют типу учебно-исследовательских работ, организуемых в основном, в учебное время на уроке. Третий тип- собственно исследовательская работа ученика, претендующая на статус научной, имеющей в результате объективно новое знание, предполагает организацию длительной, кропотливой работы, как правило, во внеурочное время. Для учителя, главный результат этой работы не столько подготовленное учеником сообщений, а, прежде всего, педагогический результат, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Данная цель может быть достигнута в результате овладения учащимися исследовательскими методами (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.)
Использование различных форм обучения: проблемные лекции (сравнительный анализ решения проблемы, блочно-проблемные лекции, лекции с элементами поисковой беседы), учебные семинары, уроки-консультации, уроки-собеседования, технологии проективного обучения. Преобладание самостоятельной работы с эвристически-исследовательскими заданиями (систематизация и обобщение материала, высказывание собственных оценок, проектирование предметов, выделение и формулирование проблем, выдвижение гипотез, разработка плана решения проблем, вывод обобщенных умозаключений). (с.81 –ксерокопия)
Особое внимание обращать на формирование этих умений в начальной школе. На таких уроках должна быть высокоэффективная роль учащихся, мотивация на каждом этапе (для чего) с использованием различных приёмов стимуляции познавательного интереса учащихся (с.82 –ксерокопия), высокая интенсивность учебного процесса , а не информационность; оптимальное сочетание фронтальной (40%), групповой (30%), индивидуальной (30%) работы; оптимальность активности учебной деятельности (проекты, игры, исследовательская деятельность), обязательная оценка на этапах, в конце урока. Домашнее задание должно быть направлено не только на усвоение теории и формирование умений и навыков, но и на применение в разных условиях, обобщение и систематизацию знаний, самоконтроль и коррекцию знаний. Учитель должен видеть, где можно использовать исследовательский подход.
Рекомендовать всем педагогам школы целенаправленно работать в этом направлении через самообразовательную работу в следующем учебном году.
Широкие возможности представляются во внеучебной деятельности: внеклассная работа по предметам и дополнительное образование. Это и проведение предметных недель с использованием разнообразных творческих конкурсов, школьные конференции, Дни науки, участие в различных конкурсов разных уровней, творческие мастерские, дидактические спектакли, проекты, коллективные игры и др.
Для того, чтобы формировать у учащихся исследовательские умения, педагог сам должен быть исследователем.
В.И. Загвязинский отмечает: «Быть педагогом-исследователем- значит уметь находить новое в педагогических явлениях, выявлять в них скрытые связи и закономерности. Для этого необходимы и общая культура, и профессиональные умения, и определённый опыт учебно-воспитательной работы, и некоторые специальные знания и умения.
Требуется, в частности, умение наблюдать, анализировать, и обобщать явления, выделять главное, умение по немногим признакам предвидеть развитие явления, видеть альтернативу очевидному, напрашивающемуся решению, соединять точный расчёт с фантазией и догадкой и многое другое».

15