Социализация одаренных детей в образовательном учреждении


Слушатель : Бокова Наталия Николаевна,
Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 10 г. Люберцы Самостоятельная работа №1
Социализация одаренных детей в образовательном учреждении
Социализация –процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Социализация одаренных детей –сложный, непрерывный, многофункциональных процесс, протекающий на биологическом, психологическом, культурном уровнях.
Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. На основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Ряд отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) отмечает, что движущими силами развития и становления личности, являются общение и деятельность. В психологической теории общение рассматривается как вид деятельности, причем, совершенно особый.
Общение первично, по своей природе, и на каждом возрастном этапе имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно-мотивационной сферы человека. Потребность в общении у ребенка появляется уже в первые месяцы жизни, и в первую очередь, характеризуется взаимодействием в системе «мать-ребенок» и от того, насколько успешно будет проходить это взаимодействие, зависит дальнейшее развитие ребенка как полноправного члена общества. Семья является первичным и самым важным институтом социализации в первые годы жизни человека.
Наряду с семьей, школа является следующим важнейшим институтом социализации, который определяет успешность дальнейшего гармоничного развития личности. В этот период ребенок осваивает новый вид деятельности – деятельность учебную, а, кроме того, новую социальную роль ученика и включен в системы взаимодействия «ученик-ученик» и «учитель-ученик». Особые сложности реализации этих взаимодействий отмечаются у одаренных детей. Успешность их социализации обеспечивается, в первую очередь, адекватным отношением к ним со стороны учителя. С одной стороны, делаются попытки для реализации потенциала одаренных детей, с другой – повышенное внимание к ним со стороны преподавателей ведет к нарушению внутригруппового взаимодействия. Этот дисбаланс может выражаться как в завышенной самооценке одаренного ученика, преувеличении собственных успехов, так и во взаимном недружелюбии и проявлении агрессии со стороны ученической группы (класса).
Завышенная самооценка и «головокружение» от успехов предъявляет новые требования к деятельности одаренного ребенка, что может порождать страх неудачи, опасения не оправдать ожидания родителей и учителей. Появление страхов приводит к повышению тревожности, что может спровоцировать снижение самооценки, веры в собственные силы, утрату внутренних ресурсов для выполнения какой-либо деятельности.
Проблема усугубляется тем, что одаренные дети чаще всего ставят перед собой нереалистические, завышенные цели. Не имея возможности по каким-то причинам достичь их, они рискуют нервно-психическим здоровьем.
Социализация одаренных учащихся предполагает, с одной стороны, максимальное профессиональное ориентирование, соответствующее его способностям, с другой, обогащение его социального опыта.
Выделяются три сферы, в которых происходит социализация личности одаренного ребенка: деятельность, общение, самосознание.
На этапе теоретического и практического анализа проблемы социализации одаренных детей было выявлено противоречие между тем, что ведущая учебная деятельность этих учащихся является фактором не только успешности их личности, но и основной причиной социально - психологического неблагополучия.
Выделим несколько причин такого неблагополучия:
I. Родители одаренных детей питают неоправданно большие надежды на то, что их ребенок достигнет высоких результатов по всем предметам. В связи с этим у школьника развивается «комплекс отличника», при котором любое снижение отметок воспринимается как драма. Оказываемое таким образом давление со стороны родителей влияет на нервно-психическое здоровье учащихся, занижение самооценки. Объясняется это тем, что любые результаты деятельности ребёнка должны заканчиваться сравнением с ожидаемыми запросами родителей. В том случае, если ребенок не «дотягивает» до необходимого уровня, определенного социальной средой, его самооценка стремительно снижается, причем не всегда по вине родителей.
У одаренного ребенка в процессе развития формируются чрезвычайно высокие личностные стандарты. Они критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены имеющимися результатами, следствие этого – внутриличностный конфликт, заниженная самооценка и тревожность.
Возникает парадоксальная ситуация. Казалось бы, выдающиеся достижения, которые совершаются одаренными детьми, должны формировать у них чувство уверенности в своих силах, а неадекватность самооценки должна склоняться в сторону ее завышения, а не занижения. Однако вместо позитивного самовосприятия психологи сталкиваются с неуверенностью, тревожностью и даже отчаянием ребёнка.
II. Наряду с семьей, школа является важнейшим институтом социализации, который определяет успешность дальнейшего гармоничного развития личности. В этот период ребенок осваивает новую социальную роль ученика и включен в системы взаимодействия «ученик-ученик» и «учитель-ученик». Особые сложности реализации этих взаимодействий отмечаются у так называемых одаренных детей. Успешность социализации таких детей обеспечивается, в первую очередь, адекватным отношением к ним со стороны учителя. Повышенное внимание к одаренным детям со стороны преподавателей ведет к нарушению внутригруппового взаимодействия. Этот дисбаланс может выражаться как в завышенной самооценке одаренного ученика, преувеличении собственных успехов, так и во взаимном недружелюбии и проявлении агрессии со стороны ученической группы (класса).
Решение проблемы взаимодействия «одаренный ребенок-социум» можно найти при грамотной организации общения и совместной деятельности всех участников образовательного процесса.
Широкое распространение в МОУ СОШ № 10 г. Люберцы получила проектная деятельность, цель которой создать условия для реализации способностей развития творческого и интеллектуального потенциала обучения.
Школьники участвуют в олимпиадах, конкурсах, смотрах, фестивалях, конференциях всех уровней:
-Всероссийские олимпиады школьников по различным предметам;
-конкурсы «Британский бульдог», «Кенгуру», «Русский медвежонок» и д.р.;
-районные творческие конкурсы «Рождественская игрушка», «Традиционная кукла» и д.р.
Выводы:
В нынешнем мире актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Необходимо создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.
Важно отметить, что феномен детской одаренности до конца еще не изучен,  поэтому ведущие ученые, педагоги, психологи продолжают исследование вопросов выявления одаренных детей.
 Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Постоянный  рост мастерства, педагогическая гибкость, умение отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Литература:
Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.
Одаренный ребенок. Проблемы взаимодействия в образовательном социуме. Сборник материалов научно-практического семинара по направлению «Наша новая школа» / под ред. И. Н. Гавриловой – М., 2015.
Интернет-ресурсы
.