Индивидуальная образовательная траектория как модель эффективного социально-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении.


Индивидуальная образовательная траектория как модель эффективного социально-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении.
В соответствии с концепцией РФ общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 3 апреля 2012 года, которая определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов – «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов. Современная экономика все больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, - необходимый элемент модернизации экономики России.» Многолетние исследования ученых подтверждают тот факт, что умственные возможности людей неравны. И выдающиеся философы древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, насколько существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым человеком. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Развитие творческой и интеллектуальной одаренностей учащихся является предметом многостороннего исследования, и необходимость основательного изучения этой проблемы сомнений не вызывает. Разработка этой проблемы поможет лучше понять природу одаренности, полнее раскрыть механизмы её развития в условиях общеобразовательной школы, разработать методы и приемы работы с одаренными детьми, учитывающие индивидуальные особенности развития каждого одаренного ребенка.
Одна из целей нашего общеобразовательного учреждения – это создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающегося. Важно то, что общее образование даёт возможности для развития детской одарённости, чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания уделить их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание.
Общество нуждается в одарённых людях, и наша задача ( как части этого общества) состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности обучающихся детей. Для развития одарённому ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения и это можно сделать только одним способом – разработать индивидуальную образовательную траекторию (или учебный план), исходя из его возможностей и особенностей.
Это позволило выбрать тему моего исследования: «Индивидуальная образовательная траектория как модель эффективного социально-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении».
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.
Индивидуальная образования траектория одаренного ученика – это результат реализации личностного потенциала одаренного ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности.
Организация личностно-ориентированного образования одаренных учащихся имеет целью реализовать следующие их права и возможности:
– право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе;
– право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;
– право на составление индивидуальных образовательных программ;
– право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;
– индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые находятся в соответствии с базисным учебным планом;
– превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;
– право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.
Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика – это смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.
Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей учеников, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. Для этого применяются следующие способы:
а) индивидуальные задания ученикам на уроках;
б) организация парной и групповой работы (в группах с заранее отобранными детьми);
в) формулировка детям открытых заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым учеником («Мои зимние каникулы», «Моя семья» и т.п.);
г) предложение ученикам составить план занятия для себя, выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы, индивидуальную образовательную программу по предмету на обозримый период времени.
Главная задача личностно-ориентированного обучения – построение каждым учеником такой индивидуальной траектории своего образования, которая соотносилась бы с общепринятыми достижениями человечества.
Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.
Первый способ – дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности.
Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Другими словами, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.
Первый подход наиболее распространен в школах, второй редок, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, но одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.Я предлагаю рассмотреть индивидуальная образовательную траекторию как модель эффективного социально-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении.
Алгоритм работы с одарёнными детьми.
•Выявление одарённых детей.
•Разработка индивидуальной программы.
•Диагностика личностного и интеллектуального развития обучающегося (индивидуальный план)
•Консультация для родителей по вопросам развития одарённого ребёнка.
•Демонстрация интеллектуальных достижений обучающейся.
•Формирование системы самообучения одарённого ребёнка.
•Понимание и уважение личности ребёнка и профессиональное самосовершенствование педагога .Данная индивидуальная образовательная траектория была создана в 2016 году для учащейся 2-го класса, ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» им. Героя Советского Союза Г. А. Смолякова с. Большая Черниговка, Малой Татьяны. Расчитана на 3 месяца.
Реализация данной ИОТ была начата в начале 3 четверти и состоит из 3-х этапов:
1 этап – становление – срок обучения 1 месяца.
2 этап – развитие – срок обучения 1 месяца.
3 этап – совершенствование и самосовершенствование 1 месяца.
Индивидуальная образовательная траектория Малой Татьяны, в условиях Большечерниговской общеобразовательной школы.
1этап - становление
Срок реализации: 3 месяца
Месяц обучения Направление деятельности Задачи Ожидаемый результат
1 месяц Формирование образовательной среды – для раскрытия способностей ребёнка. Формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты; совершенствовать навыки произношения; формирование навыков самоконтроля. Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения.
2 месяц Использование возможностей основных образователных программ. Формирование и развитие билингвистической коммуникативной компетенции (языковой, речевой, лингвострановедческой, социолингвистической), необходимой для общения в учебной, повседневно-бытовой, сферах досуга и развлечений; формирование навыков самоконтроля.Приобретение навыков работы с отечественной и зарубежной справочной литературой; схематизации коммуникативно-познавательной информации (построение простых языковых, речевых и коммуникативных алгоритмов, таблиц и схем);
3 месяц Использование возможностей дополнительных образовательных программ. Формирование представлений о диалоге культур, требующей от его участников уважения к другим культурам, речевого такта, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур; формирование навыков самоконтроля. Совершенствование приобретенных навыков работы с книгой, аудио- и видеоматериалами, компьютерными программами;
навыков самоконтроля эффективности учебной, коммуникативно-познавательной и коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Индивидуальное расписание ученика

п/п Дата Тема Форма занятий Формы контроля Домашнее задание Отметка о выполнении
Самостоятельная работа Консультация К.Р. Тест Зачет Творческая работа 1 Моя школа. Повелительное наклонение. 2 Артикли а, аn3 Личные местоимения 4 Моя семья.
Глагол «быть» 5 Глагол «иметь» 6 Множественное число существительных 7 Мой дом. Указательные местоимения 8 Конструкция there is, there are 9 Предлоги места10 Животные. Модальный глагол “can” 11 Притяжательный падеж. 12 Настоящее простое время. 13 Мой обычный день. Настоящее простое время. 14 Настоящее простое время. 15 Настоящее продолженное время 16 Погода. Настоящее продолженное время. 17 Одежда. Предлоги времени 18 Наречия образа действия 19 Еда и напитки. Исчисляемые/ неисчисляемые существительные 20 Магазины и покупки. Исчисляемые/ неисчисляемые существительные 21 Каникулы. Неопределенные местоимения Участие в мероприятиях и олимпиадах.
№ Мероприятие Дата и место проведения Место / результат Примечание
1 Международный дистанционный блиц-турнир по английскому языку “Учу английский” проект “Инфоурок”
Февраль, 2017 По интернету 2 Всероссийская олимпиада по английскому языку “Мега-талант” Февраль, 2017 По интернету 3 Международная дистанционная олимпиада “INFOUROK” Апрель, 2017 По интернету 4 Неделя английского языка
Весна, 2017 ГБОУ СОШ № 2“ОЦ ” им. Г. А. Смолякова с. Большая Черниговка План самостоятельной работы ученика
№ Название работы Сроки выполнения Источники Отметка по выполнении Подпись тьютора1 Составление папки по предмету Февраль-апрель Учитель, интернет, учебник… 2 Регистрация и работа на сайтах английского языка:
-native-english.ru-LinguaLeoФевраль Интернет 3 Приобретения дополнительной учебной литературы (словарь, справочники, рабочая тетрадь..)Февраль-апрель Книжные магазины 4 Установка обучающих компьютерных и мобильных программ Февраль Интернет Плеймаркет5 Формирование навыков пользования компьютерными программами (Power Point, Word…) Февраль-апрель Домашний ПК 6 Переписка с носителем языка или с зарубежным другом Февраль-апрель Мобильный телефон, почта, ватсап, эл. почта. Результат работы по индивидуальной траектории
Знать/понимать
значения ранее изученных лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;
языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках изученных тем;
новые значения изученных глагольных форм (видо-временных, неличных), средств и способов выражения модальности, условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию;
лингвострановедческую и страноведческую информацию, расширенную за счет новой тематики.
Уметь:
говорение
вести диалог на основе диалога-образца;
рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов;
аудированиепонимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом иностранном языке;
понимать основное содержание адаптированных аудио- или видеотекстов познавательного характера на ранее изученные темы, выборочно извлекать из них необходимую информацию;
чтение
читать адаптированные тексты, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/ поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;
письменная речь
описывать явления, сообщать сведения о себе, составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного взаимодействия в различных ситуациях общения; соблюдения этикетных норм межкультурного общения;
расширения возможностей в использовании новых информационных технологий;
участия в межкультурных проектах, конкурсах, олимпиадах;
обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры.
Достижения учащейся ГБОУ СОШ № 2 им. Г. А. Смолякова, Малой Татьяны, на 1-м этапе обучения по индивидуальной образовательной траектории.
Международный дистанционный блиц-турнир по английскому языку “Учу английский” проект “Инфоурок” – “Диплом 1 степени”;
Всероссийская олимпиада по английскому языку “Мега-талант” – “Диплом 1 степени”.
Как видим, процесс построения и реализации индивидуальной образовательной траектории способствует не только созданию оптимальных условий обучения одарённых учащихся, но и развитию их рефлексивных умений. Учащийся, самостоятельно определяющий цели своего обучения и необходимые для этого образовательные средства, оказывается перед выбором: «Что? Как? Почему?». Проектируя собственную образовательную траекторию, а затем осуществляя её, ученик ведёт с собой диалог: «Что я хочу получить в конце пути? Как достичь желаемого результата? Почему я стремлюсь к этой цели? / Почему я выбираю именно этот путь? эти средства?/ Почему произошло отклонение от цели? Почему произошли изменения во мне?» И т.д.
Таким образом, участие одарённого ребёнка в проектировании и реализации индивидуальной образовательной траектории способствует его духовно-нравственному «самостановлению», выражающемуся в самоопределении, самореализации и саморазвитии личности [1].
Список источников:
Борытко Н.М. Онтологическое понимание современного воспитания. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 1 марта. http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-4.htm.
Атаманюк, Е. А. Система работы с одарёнными учащимися // Управление начальной школой. - 2008. - № 0. - С.20-24.
Гончарова, Е. М. Развитие творческой одарённости младших школьников // Начальная школа плюс. - 2009. - № 8. - С.11-13.
Рабочая концепция одарённости – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 68с.
Концепцией РФ общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 3 апреля 2012 года. http://www.kremlin.ru/events/president/news/14907