Статья Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с применением информационных технологий на уроках физики.


Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с применением информационных технологий на уроках физики.
Бобрышева И.В.
преподаватель
Областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Белгородский техникум общественного питания», Белгород

«Умеет учить тот, кто учит интересно»
А.Эйнштейн В настоящее время существует проблема изучения физики в учебных заведениях. Это связано, прежде всего, с тем, что не хватает демонстрационного и лабораторного оборудования по физике, которое устарело или вышло из строя; применяются старые методики преподавания, а главное: недостаточное количество часов для изучения предмета. Поэтому преподавателю необходимо использовать технологии, отвечающие требованиям настоящего времени. К таким технологиям мы относим проектно-исследовательскую технологию как один из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения и информационно-коммуникационные технологии. Данные технологии активизируют процесс обучения, делают его более продуктивным, а также формируют и далее развивают мотивацию обучения.
Основная цель проектов - способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных знаний и умений учащихся. Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы преподавателя и обучающегося. Задача учителя – не передать ученику определенный объем знаний, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике
Исходя из опыта работы, проектно-исследовательскую технологию и ИКТ можно с успехом применять как на уроках физики, так и во внеклассной работе с обучающимися.
Физика – это экспериментальная наука и организация исследовательской деятельности учащихся при ее изучении – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно. Тематика и характер проектно-исследовательских работ обучающихся могут быть различным. Главное - доказательность выводов, результативность исследований.
В основу проектно-исследовательской технологии положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Исследовательская деятельность учащихся позволяет решить многие задачи современного образования: повышает интерес к изучению физики и науки в целом, учит самостоятельно ставить и решать проблемы, позволяет обучающимся более глубоко понимать изучаемый материал, позволяет осваивать научные методы познания.
Метод проектов позволяет решать задачи по формированию и развитию  интеллектуальных умений. Совместная или индивидуальная работа над этой или иной проблемой, имеющая цель не только постараться решить эту проблему и доказать правильность ее решения, но и представить результат своей деятельности в определенном продукте, предусматривает необходимость в разные моменты познавательной, экспериментальной, творческой деятельности использовать совокупность интеллектуальных умений.
       Применение проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа, энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению предмета. С помощью метода проектов можно устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.
Исследовательская деятельность учащихся многогранна и, организовать её можно на любом этапе обучения физике.
Огромную роль на всех этапах проектно-исследовательской деятельности играют информационно-коммуникационные технологии, поэтому целью работы является организация проектной деятельности обучающихся с применением информационных технологий на уроках физики.
Проекты органично вписываются в учебный процесс. При использовании метода проектов на уроках физики создается такая проблемная ситуация, в результате которой учащиеся самостоятельно формулируют исследовательские проблемы. Учащиеся делятся своими идеями, мыслями, предлагают разработки, взаимодействуют друг с другом в группах и с преподавателем. В процессе работы ребята сталкиваются с необычными проблемами, преодолевают их, узнают много нового, используют свои знания.
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности, предмета исследования, социальной значимости, продуманных методов, в том числе и экспериментальных. Такие проекты имеют структуру, приближенную к научным исследованиям.
В качестве примера организации проектно-исследовательской деятельности рассмотрим урок по теме: «Соединение проводников».
Необходимо обеспечить потребность в знаниях или умениях, которым посвящается урок, сформировать мотив к обучению, то есть желание изучать данный материал. Познавательный мотив – один из главных, он связан с интересом к узнаванию нового. Вызвать познавательный мотив на данном уроке, можно показав демонстрации : гирлянду включенную в розетку и включенное освещение в кабинете, где одна из ламп не горит. После демонстрации обучающимся предлагается выделить проблему, которую предстоит решить на уроке. Преподаватель задаёт обучающимся вопросы:
Под каким напряжением находится гирлянда?
Что произойдёт, если одна лампа перегорит и почему? (выкручивает одну лампу).
Как соединены лампы между собой?
Под каким напряжением находится гирлянда?
Что произойдёт, если одна лампа перегорит и почему?
Как соединены лампы между собой?
Ставится цель урока: выявить типы соединений проводников в электрической цепи, их качественное и количественное описание, а также выяснить область применимости полученных знаний и умений на практике.
После постановки целей, важно повторить изученные величины, такие как электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, амперметр. вольтметр.
Ставятся задачи урока:
1) исследовать силу тока на различных участках цепи и общую силу тока в цепи при последовательном соединении проводников.
2)исследовать общее напряжение и напряжение на различных участках цепи при последовательном соединении проводников.
3)исследовать силу тока на различных участках цепи и общую силу тока в цепи при параллельном соединении проводников.
4)исследовать общее напряжение и напряжение на различных участках цепи при параллельном соединении проводников.
Для решения поставленных задач обучающиеся делятся на 4 группы. Им предлагается совместное выполнение поставленных задач при условии, что каждая группа будет делать свою часть исследования. В этом случае каждый член команды оказывается участником созидательного процесса, проходит под руководством учителя все этапы творческой деятельности. Такая работа способствует развитию исследовательских навыков у всех членов команды. Даже слабые обучающиеся «заражаются» творчеством и делают свои небольшие открытия. Результаты исследования оформляются в виде таблицы, представленной на интерактивной доске.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в процессе работы. В каждом конкретном случае договариваемся о планируемых результатах и форме их представления (газета, альбом, видеофильм, статья, презентация и т.д.). Очень актуальны проекты по астрономии (Строение звезд. Строение солнечной системы. Эволюция Вселенной. Законы движения планет.) Ребята с большим интересом отнеслись к урокам астрономии с элементами проектирования.
Следует выделить некоторые этапы работ ы над проектом.
1.Поисковый.
Работа начинается с поиска обучающимися темы и определения проблемы, сбора и изучения информации.
2. Аналитический.
Заключается в постановки цели проекта, определение задач проекта, планирование проекта, определение способов разрешения  проблемы, анализ имеющейся информации.
3.   Практический.
Выполнение работы. На этом этапе обучающиеся должны провести огромную научно-исследовательскую работу, используя большое количество источников информации, во внеурочное время. Неоценимую помощь в этом оказывает сеть Интернет. Предварительно мы с обучающимися составляем каталог информационных ресурсов по интересующим вопросам, что позволяет быстро осуществить поиск необходимых сведений.
4.Презентационный.     
Завершающий этап заключается в создании компьютерной презентации, оформлении работы и подготовке к её защите. При создании учащимися компьютерной презентации формируются умения систематизировать и обобщать материал, выделять главное в информационном сообщении, грамотно представлять имеющуюся информацию. Работа над презентацией, её публичное представление и защита положительно влияют на развитие у обучающихся навыков общения и публичного выступления. Красиво и в соответствии со всеми требованиям оформить работу позволяет текстовый редактор MSWord. Учащиеся приобретают навыки установки параметров страницы, вставки в текст различных объектов, создания ссылок и т.д.
5. Контрольный.
осуществляет анализ результатов выполнения проекта, оценка продукта.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся и использование ИКТ помогают развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, уметь работать в группе, владеть устным и письменным обобщением, а также информационными технологиями.
Используя метод проектов и ИКТ , я увидела, как меняется отношение ребят к одному из самых сложных предметов. За формулами и законами мы с открыли целый удивительный мир. Ребята поняли, что физика – это интересно.
 
Используемая литература:
Ковалева С.Я. Об исследовательской и проектной деятельности учащихся // Физика в школе, 2010.№16.
Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов обучения. – М., Просвещение, 1990.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006.
Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в образовании // Исследовательская работа школьников. 2004.№1.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М., 2003.
Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. «Школьные технологии», №2, 2002.
Яблочкова Р.И. К вопросу о проектировании на уроках астрономии. Сб. статей «Теория и практика проектирования в образовательном процессе». Нижний Тагил,- 1997.
Яблочкова Р.И. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики. Международная научно-практическая конференция «Классическая дидактика и современное образование», посвященная 90-летию И.Я.Лернера. Тезисы. - М., 2007.
Щербакова С.Г. и др. Организация проектной деятельности в школе. – Волгоград: Учитель, 2009.