План-конспект по литературному чтение на тему Обобщение по разделу В мире народной сказки
Конспект урока по литературному чтению. 2класс ФГОС
Подготовила: учитель начальных классов Сугакова Татьяна Владимировна,
Тема: Обобщение по разделу «В мире народной сказки».
Тип урока – систематизация и обобщение знаний.
Технологии – технологии здоровьезбережения, технология проблемного обучения, приёмы интерактивного обучения.
Цели:
-учить воспроизводить текст;
-находить информацию в справочной литературе;
-устанавливать причинно-следственные связи между событиями, происходящими в тексте;
-выполнять творческие задания;
-проявлять доброжелательность и внимательность на уроке;
-выражать положительное отношение к процессу познания;
-способствовать развитию умений строить свои высказывания;
-способствовать формированию культуры работы в группах, парах;
-способствовать приобретению опыта выступления;
-способствовать развитию навыков самостоятельной работы и самооценки.
Дидактический материал: карточки с оценочной шкалой, карточки с предложениями, деформированными текстами сказок, страницы с пропущенными словами, куклы для театрализации, плакат с изображением дерева, выставка рисунков по сказкам.
Оборудование и оформление: интерактивная доска, аудиоаппаратура, ширма для кукольного театра с декорациями.
Этапы урока Ход урока Деятельность учащихся
1.Самоопределение.
-Ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения.
-Я попрошу улыбнуться своим одноклассникам тех, у кого хорошее настроение.
-Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками? С учителем?
-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и ссориться.
-Кивните головой, если вы стараетесь уважительно относиться к другим людям.
-Итак, мы начинаем урок, который любят наши ребята. Присаживайтесь.
-Вы все готовились к уроку, подготовили выставку рисунков и даже сделали кукол!
Давайте посмотрим, как это было!
-Внимательно посмотрите на девиз нашего урока:
«Сказки читают, стар и млад, сказке хорошей каждый рад».
-Вы согласны с этой цитатой? Почему?
Формирование умения проявлять взаимоуважение и позитивное отношение к процессу познания, учиться воспринимать речь учителя, осознанно строить свои высказывания, правильно воспроизводить речевые образцы.
Ученики повторяют за учителем, высказывание предположений.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся. -Итак, сегодня на заключительном уроке по разделу «В мире народной сказки» мы будем обобщать знания о прочитанных нами сказках.
-Ребята помогите определить цели нашего урока.
-Зачем вам нужна сказка?
Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово СКАЗКА? (СЛАЙД)
-Перед вами шкала знаний, попробуйте оценить и отметить свои знания по разделу на ней.
Формировать умение самооценки, адекватно определять уровень своих знаний по теме, планировать решение поставленной цели
Ученики называют под руководством учителя цели, ставят себе оценку на шкале .3.Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
-Как вы думаете, благодаря кому сейчас мы с вами можем читать сказки?
-Как сказки передавались из поколения в поколение?
-На чём раньше люди писали? (СЛАЙД)
-Обратите внимание на слайд.(Слайд)
-Как вы думаете, чем занимается женщина, изображённая на слайде?
-Очень часто учёные, археологи находят древние книги, в которых из-за долгого времени исчезли буквы или размыло водой. И люди определённой профессии восстанавливают записи в книгах.
-Как называют человека такой профессии?
-Перед вами реставратор.
-Давайте попробуем с помощью словарей определить значение слова реставратор. Перед вами памятка юного реставратора. В ней находится маленький словарик.
-Итак, кто прочитает значение этого слова?
-Итак, какую роль в жизни человечества играет реставратор?
-Благодаря людям одной из таких профессий мы можем знать сказки.
Формировать умение проявлять позитивное отношение к процессу познания, осознавать значимость различных профессий, учиться работать со справочной литературой, осознанно строить свои высказывания, расширять словарный запас.
Ученики определяют значение новых слов и значимость профессии.
Кукольная театрализация фрагментов изученных сказок. - И сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотреть несколько фрагментов сказок разных народов мира.
-Назовите названия сказок, фрагменты которых были вам представлены.
-Какой народ сочинил сказку «Пых», «Мальчик Идэ», «Кукушка», «Айога».
-Почему мы знакомимся со сказками разных народов?
- Достаточно ли одного фрагмента, чтобы человек имел представление о всей сказке?
-Что нужно делать, чтобы люди запомнили сказку?
Формирование опыта выступления, воспроизведение текста по памяти и восприятия речи своих одноклассников. Применять полученные знания. Формирование умения проявлять толерантное отношение к сказкам разных народов.
3.Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.
-Сегодня вы побываете в роли реставраторов.
-Но для начала необходимо выполнить задание.
Перед вами на каждом столе один из текстов сказки.
Так ли это?
Достаточно ли будет вашему другу услышать одно предложение или два, чтобы знать всю сказку?
( Почему?)
- Что нужно сделать, чтобы люди узнали о данной сказке?
- Восстановить сказку вам поможет памятка №1.
1.Открой учебник в разделе «Сказки народов мира».
2.Определи, с какой сказкой может быть связано данное предложение.
3.Восстановить логическую цепочку событий из предложенных карточек.
Формирование умения принимать различные социальные роли, учиться осознанно строить свои высказывания, умения анализировать, планировать ход решения поставленной задачи, навыков самоконтроля и адекватной оценки деятельности.
Ученики делают вывод о том, что на столе одно предложение из сказки. Текст необходимо пересказывать последовательно, соблюдая последовательность событий.
4.Реализация построенной стратегии.
-Попробуйте восстановить логическую цепочку событий, происходящих в сказке вместе с одноклассниками из своей группы.
-Итак, назовите название сказки, которую вы восстановили?
-Прочитайте последовательность событий.
-Проверьте, правильно ли вы восстановили цепочку событий сказки. Вам поможет ключ-подсказка. Обратите внимание, в какой последовательности на нём находятся цветные кружки.
Кружки на карточках с событиями из сказки должны располагаться в той же последовательности.
-Давайте послушаем, что получилось у каждой группы.
- Согласны ли вы с ответом ребят?
Формирование культуры работы в группе, умения воспринимать и выполнять поставленную задачу, умения восстанавливать логическую цепочку, осознанно строить свои высказывания, выполнять творческие задания, умение работать согласно алгоритму.
Ученикам даны карточки с цветными кружками, по одному на каждом. На каждой карточке описание одного события сказки.
Используя учебник, ученики восстанавливают логическую цепочку событий сказки. Затем сверяют свой ответ с ключом.
5.Физминутка.
-Ребята, давайте поиграем в игру.
Хлопните в ладоши, если я назову сказочных героев, которые олицетворяют добро и ум, и топните ногой, если назову, тех кто олицетворяет зло и хитрость: Журавль, Сестрица Алёнушка, Айога, Мать кукушка, мальчик Идэ, волк.
Формировать умение осознанно различать добро и зло, ассоциировать данные понятия с поступками сказочных героев.
6.Закрепление с проговариванием во внешней речи.
-А теперь попробуйте изменить сказку. Так чтобы события происходили в ней наоборот.
-Следует ли изменять события в сказке?
Формировать умение осознанно строить свои высказывания, выполнять творческие задания, умение воспринимать речь одноклассников, контролировать свою деятельность, умение воспроизводить текст согласно образцу.
7.Самостоятельная работа и проверка по эталону. -Продолжая роль реставратора, вы можете пройти следующее испытание.
-У вас на столе старые книжные брошюры. Один из кораблей потерпел крушение и были найдены записи одного из путешественников. Собирая сказки по земле, он успел вложить листки с записями в книжную обложку, но листки вновь рассыпались. Текст немного выцвел, некоторые слова отсутствуют. Попробуйте восстановить текст. А также определите последовательность страниц.
Выполнить задание вам поможет памятка №2
1.Откройте учебник в разделе «В мире народной сказки»
2.Определите, к какой сказке относится текст.
3.Найди предложения и слова в тексте сказки.
3.Впишите недостающие слова, предложения в карточку.
4.Пронумеруйте страницы.
(Какой листок первый, какой – второй, какой – третий.)
5. Определите название книги. Подпишите книгу.
Формировать умение осознанно воспринимать поставленную задачу, навык самоконтроля, умение самостоятельно решать задачу согласно инструкции, умение выполнять творческие задания, работать по заданному алгоритму, устанавливать причинно-следственные связи.
7.Самоконтроль и самооценка.
-Проверьте ещё раз по учебнику, верно ли вы выполнили задание. Проверьте друг друга. Возможно, кто-то нуждается в помощи.
-Восстановите последовательность страниц.
-Каким народом была сочинена сказка?
-Напишите название сказок на обложке.
-Выставьте книжку на выставку.
-А теперь прошу посмотреть на оценочную шкалу и поставить отметку о своих знаниях на ней, возможно, вы узнали намного больше из пройденного раздела, чем предполагали.
Формирование навыка самоконтроля и самооценки, адекватно оценивать деятельность других учащихся, осуществлять взаимопомощь, отзывчивость.
8.Рефлексия.
-Перед вами «дерево знаний». Попробуем отметить свои знания в виде листочков.
-Когда вы отвечаете на вопрос, вы помещаете листик на дерево.
-Как вы себя чувствовали на уроке?
-Что вы сегодня узнали?
-Что удалось сделать?
-Как вы охарактеризуете наш урок в целом?
-О чём вы расскажете своим друзьям после этого урока. Формирование навыка самооценки, адекватного определения причины успеха и неудачи , позитивного отношения к процессу познания и желания передачи опыта другим людям.
9.Домашняя работа. Творческое задание. Выполнить иллюстрации к одной сказке и подготовить пересказ. Формирование умения выполнять творческие задания.
8.Рефлексия.
Дерево познаний.
Перед вами дерево знаний. Попробуем отметить свои знания в виде вот таких листочков. Каждый раз когда вы отвечаете на вопрос. Вы помещаете листик на дерево.
-Как вы себя чувствовали на уроке?
-Что вы сегодня узнали?
-Что удалось сделать?
-Как вы охарактеризуете наш урок в целом?
-О чём вы расскажете своим друзьям после этого урока.
9.Д/з. Я предлагаю вам дома в книжках, которые вы получили поработать с картинкой. Её необходимо восстановить в цвете.И продумать сочинение-описание картинки, которую вы сможете подарить родным.