Роль музыки в физическом воспитании дошкольников (в соавторстве с музыкальным руководителем Петренко Светланой Львовной).
Роль музыки в физическом воспитании дошкольников.
«Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, чёткости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха», - писала Александра Владимировна Кенеман .Дошкольное детство – это наиболее оптимальное время приобщения ребенка к миру прекрасного. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности.
Удачно подобранное музыкальное сопровождение заменяет при выполнении упражнений счет воспитателя. Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у воспитателя появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь.
Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, направление, амплитуду.
Как же влияет музыка на физическое воспитание дошкольников?
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, способствует организации коллектива. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус - все это создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.
Проведение под музыку утренней гимнастики создает у воспитанников бодрое настроение, подготавливает к различным видам деятельности. При подборе музыкальных произведений для сопровождения учитывается физиологическая нагрузка, возрастные особенности дошкольников, соответствие характеру движений.
Автор методики музыкального воспитания в детском саду Н.А. Ветлугина отмечает, что между музыкой и движением при одновременном их использовании устанавливаются тесные взаимосвязи.
Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.
Главной задачей физического воспитания детей является укрепление детского организма, формирование двигательных умений и навыков, развитие и совершенствование физических качеств: выносливости, быстроты реакции, ловкости и т.д. Музыкальное сопровождение должно подчиняться выполнению этих задач – характер музыки должен соответствовать характеру движений.
Например, на физкультурных занятиях целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьбу, бег, подпрыгивания), строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазанье, метании в цель, прыжки в высоту, длину и др.), музыку использовать не рекомендуется. Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, общеразвивающие упражнения требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые поскоки, притопы, галоп – легкой, игривой и т.д. Вместе с тем, один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому и марш будет звучать энергичный, быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию – снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной.
В младших и средних группах музыкальное сопровождение дается в более медленном темпе, чем в старших и подготовительных группах, мелодии не так часто сменяют одна другую и музыкальные произведения подбираются ярко контрастного характера.
Роль музыки в формировании двигательных навыков и умений разнообразна и многопланова. Музыка делает занятия маленькими праздниками в жизни дошкольников ,поэтому, уважаемые коллеги!-старайтесь использовать музыку на занятиях физкультуры, детям очень нравится, а это-самое главное в нашей работе!-приносить радость детям!