Определение понятия «контроль», его функции и основные требования предъявляемы к контролю в физическом воспитании


Определение понятия «контроль», его функции и основные требования предъявляемы к контролю в физическом воспитании
По мнению разных авторов (В.Г. Афанасьев, Г.Х. Попов, Н.С. Сунцов, Ю.А. Конаржевский, А.Н. Троян), в методической работе учителя ФК можно выделить несколько стадий управления образовательным процессом: педагогический анализ, планирование, организацию, контроль, регулирование и коррекцию.
Педагогический анализ позволяет дать объективную оценку педагогическому процессу, выявить причины, определяющие уровень учебной работы. На основе проведенного анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса в ОУ.
Планирование определение системы мероприятий, предусматривающих порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на достижение поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.
Организация – это создание рациональной организационной структуры в ОУ, которая направлена на достижение целей своей деятельности в оптимальный срок и при оптимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Контроль констатирует, измеряет уровень отдельных параметров педагогического процесса, сопоставляет их с нормативными требованиями. Контроль состоит в сборе, систематизации и хранении информации о ходе учебной работы, информации полученной путем наблюдений, обследований, работы с документацией, бесед с детьми, родителями.
Регулирование и коррекция – воздействие на работу педагога с целью внесения поправок, устранения недочетов, оптимизации педагогического процесса.
Эти стадии методической работы учителя обладают определенными свойствами. Одним из важнейших свойств является интегративность, или тесная взаимосвязь всех стадий.
Условность такого разграничения вполне очевидна, поскольку в действительности все эти операции не только взаимосвязаны, но и как бы переходят друг в друга. Однако они не сводятся друг к другу и осуществляются в определенной последовательности. В единстве они представляют собой неотъемлемые слагаемые рациональной организации, целесообразного построения процесса физического воспитания и управления его результативностью.
Знание объективных закономерностей физического воспитания, отражающих их принципов и научно-методических положений – важнейшая предпосылка и направляющая основа педагогического планирования и контроля в этой сфере. В свою очередь, планирование и контроль, если они опираются на знание закономерностей физического воспитания, являются действенными инструментами его целесообразного системно-упорядоченного построения. При этом функции педагогического планирования заключается в предвидении ожидаемого результата и логически формализованном проектировании того, как будет (должен) развертываться процесс физического воспитания на пути к этому результату в данных конкретных условиях на базе общих закономерностей; а функции контроля состоят в объективной оценке индивидуальных и других предпосылок достижения цели, проверке реально складывающегося содержания, форм построения и результатов физического воспитания, в сличении запланированных и фактически наблюдаемых его параметров, выявлении степени соответствия между ними и внесения при необходимости корректировок как в сам процесс физического воспитания, так и в параметры плана.
Рассматривая в этой связи взаимообусловленность планирования, реализации плана и контроля, важно ясно представлять, что, как бы тщательно ни разрабатывался план, практически складывающийся процесс физического воспитания далеко не всегда и не во всем совпадает с его запланированными контурами.
Отсюда вытекают требования к гибкости планирования, постоянной взаимосвязи планирования и контроля, регулярной коррекции плана и самого процесса его реализации с учетом конкретных контрольных данных. Кратко это можно обозначить как принцип перманентного планирования и контроля.
В системе физического воспитания в целом есть, как известно, ряд уровней планирования и контроля, которые представлены планирующей и контролирующей деятельностью официальных органов руководства физическим воспитанием в обществе (госкомитетов по физической культуре и спорту, отделов министерств и ведомств и т.д.), общим планированием и контролем работы по физическому воспитанию в отдельных учреждениях, организациях, коллективах, конкретно-педагогическим планированием и контролем как функцией специалистов, непосредственно ведущих физическое воспитание: учителей, преподавателей, методистов, тренеров и других аналогичных по своим функциям лиц.
На верхних уровнях планирование и контроль имеют директивно-управленческий и общерегламентирующий характер; они рассчитаны на общие линии организации системы физического воспитания, управления ее функционированием и развитием физкультурного движения в обществе.
Контроль в образовательном учреждении – это система наблюдений и проверки соответствия учебного процесса целям и задачам образовательной программы.
Уже было отмечено, что особенностью контроля как функции является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Контроль невозможен без установления определенного критерия, эталона, с которым можно сравнить то, что есть в наличии.
Важность функции контроля в единой системе педагогического процесса определяется рядом положений.
Контроль позволяет установить, все ли выполняется в соответствии с нормативными документами, или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов.
Устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, учитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход образовательного процесса, управлять им
Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении образовательного процесса
Контроль является важнейшим фактором усиления ответственности учителя за исполнение своих обязанностей
Необходимость осуществления контроля как стадии единой системы методической работы учителя ФК подчеркивают Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко, выделяя среди функциональных обязанностей учителя его деятельность по проведению контроля, необходимыми составляющими которого являются:
разработка системы контроля за учебной работой с детьми, диагностических материалов, вопросов по осуществлению тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах:
фиксация результатов;
анализ результатов;
формулирование выводов и заключения;
осуществление диагностики;
разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков в работе;
новое планирование или коррекция;
К осуществлению контроля предъявляются следующие требования:
цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач образовательного процесса;
следует не просто проверять состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений учебной работы;
контроль необходимо планировать;
в процессе контроля важна не просто констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению;
контроль будет действенным только в том случае, если он осуществляется вовремя и если мероприятия, намеченные в результате его проведения, выполняются;
Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.
Необходимо соблюдать определенную последовательность осуществления контроля:
Определение цели и объекта контроля
Разработка программы контроля
Сбор информации
Первичный анализ собранного материала
Выработка рекомендаций и определение путей исправления недостатков
Проверка исполнения рекомендаций
Итак, мы видим, что функции контроля и педагогического анализа не только взаимосвязаны, они тесно переплетаются и взаимодействуют в процессе осуществления контроля.
Отражение этих требований в целях, содержании, формах организации и методах контроля и соблюдение их в процессе контрольной деятельности как учителем, так и руководителями школ обеспечивают выполнение контролем своих функций в целостном процессе обучения и управления им.
Таким образом, контроль представляет собой один из главных компонентов управления, содействующих достижению целей и задач обучения по предмету «Физическая культура».
Результаты итогового контроля на завершающих этапах анализируются на различных уровнях управления учебным процессом. Для этого к обсуждению привлекают лиц, причастных к решению анализируемой проблемы. В результате обсуждения материалов итогового контроля дается оценка учебному процессу, его достижениям, обосновываются цель, задачи, содержание, формы и методы рекомендаций для планирования и контроля на новых управленческих циклах.