Отчет об аналитической деятельности в области реализации образовательной программы тренера-преподавателя по легкой атлетике МБОУ ДОД ДЮСШ №2 пгт Ильского Казимир Ольги Сергеевны
Отчет об аналитической деятельности
в области реализации образовательной программы
тренера-преподавателя по легкой атлетике
МБОУ ДОД ДЮСШ №2 пгт Ильского
Казимир Ольги Сергеевны
Многие могут заметить, что слово «мониторинг» очень похоже на слово «монитор». Это не удивительно, ведь в английском языке, из которого заимствованы оба слова, «monitor» означает «наблюдатель». Соответственно, мониторинг – это наблюдение какого-либо процесса в области социальных взаимоотношений, финансов, изменений природной среды и т.д.
Мониторинг – это постоянное систематическое наблюдение, сбор и упорядочение информации, необходимой для:
- изучения объекта, либо процесса;
- принятия решения о способах воздействия;
- предотвращения ухудшения обстановки и предупреждения об опасности.
Систематический анализ и учет достижений, и развитие качеств учащихся (мониторинг) в работе тренера-преподавателя являются важным аспектом. Мониторинг – процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
Работа тренера-преподавателя относится к одному из сложных видов деятельности, в которой происходит развитие физических качеств личности ребёнка, его физической активности, которая развивается не изолированно, а взаимосвязано с умственной и нравственной активностью. Преуменьшать физическую активность не следует. Физическая активность является важнейшим ресурсом жизнедеятельности каждого человека. И работа тренера-преподавателя является в этом отношении наиважнейшей.
В своей работе я использую следующие показатели:
№ п/п
Показатели
Динамика
1
Контрольные нормативы.
положительная
2
Участие воспитанников в соревнованиях.
положительная
3
Выполнение спортивных разрядов.
положительная
4
Динамика количества учащихся и сохранность
учебно-тренировочных групп.
положительная
5
Динамика личных достижений учащийся
положительная
6
Оценки воспитанности уровня учащихся
положительная
1.Контрольные нормативы.
Указанную выше деятельность можно организовать только в результате диагностического анализа интересов, склонностей, способностей ребёнка, выявления его отношения к различным видам спорта, учебным предметам, занятиям; изучения особенностей психо-физиологического и физического развития.
Одним из важных вопросов в управлении тренировочным процессом юных легкоатлетов является система педагогического контроля. Для оценки эффективности средств и методов тренировки используется контрольные нормативы. За последние 3 года сложилась позитивная динамика качества знаний по результатам контрольно-переводных нормативов по общефизической подготовке обучающихся.
Обученность по результатам контрольно переводных нормативов по ОФП (в %)
Контрольно-переводные нормативы
2014 г.
НПГ-2
2015 г.
УТГ-1
2016 г.
УТГ-2
Среднее значение
Бег 60 метров (сек.)
25 %
25 %
25 %
25 %
Бросок набивного мяча весом 3 кг снизу-вперед
22 %
25 %
25 %
24 %
Тройной прыжок с места
19 %
24 %
25 %
22,6 %
Прыжки в длину с места (см.)
23 %
24 %
25 %
24 %
Всего
89 %
98 %
100 %
95,6 %
Показатели по общей физической подготовки юных спортсменов в период с 2014 г по 2015 г улучшилось на 9 %, а с 2015 г. по 2016 г улучшились на 2 %. За 3 года данные показатели улучшились на 11%.
Данный вид мониторинга тренерской деятельности позволяет проследить и выявить положительную (как в данном случае) так и отрицательную динамку. И на основании данных исследований применять новые методы и внедрять современные технологии для достижения высокого результата.
2. Участие воспитанников в соревнованиях
Любая спортивная деятельность уже подразумевает под собой наличие соревнований. Лёгкая атлетика позволяет проводить соревнования в любой период времени года, даже зимой, если есть в наличии либо большой спортивный зал, а лучше лёгкоатлетический манеж.
Проведение соревнований различного уровня в течение всего года позволит не только стимулировать подготовку, но и определить индивидуальные особенности каждого занимающегося, так как один способен ярко выразить свои возможности весной, другой летом, третий осенью, а иной только зимой.
Участие в соревнованиях, прежде всего это необходимость проверить возможности, повысить тренированность, оценить эффективность тренировочного процесса, привыкнуть к новым условиям. Что позволят внести поправки в учебно-тренировочный процесс и лучше подготовиться к дальнейшим соревнованиям.
Результатом качественной работы на данном этапе подготовки может служить конкретный результат на конкретных соревнованиях. Здесь можно увидеть не только как проводилась работа в течение года, на и запланировать учебно-тренировочный процесс на следующий год. Так в 2014г. мои воспитанники приняли участие в 13 соревнованиях различного уровня, в 2015 г в 19 соревнованиях, в 2016 в 21 соревнованиях, данная цифра увеличивается за счет регулярных тренировок, целеустремленности воспитанников, тем самым они отбираются в сборную Северского района и представляет его на краевых соевнованиях.
3.Выполнение спортивных разрядов.
Этот показатель неразрывно связан с предыдущим, поскольку спортивные разряды присваивают по результатам показанных на официальных соревнованиях.
Поскольку спортивно-массовые разряды присваиваю учащимся с 10 лет, поэтому в 2014 г из 30 учащихся были присвоены спортивно-массовые разряды 21, 9 из них на тот момент не достигли 10 лет. В 2015 г. 11 учащихся повисели, 14 подтвердили и 20 участникам были присвоены спортивно массовые разряды. В 201 г. 25 учащимся были присвоены спортивно-массовые разряды, 12 учащихся повысили, 23 подтвердили.
4.Динамика количества учащихся
и сохранность учебно-тренировочных групп.
Тренер-преподаватель должен в совершенстве владеть организаторской деятельностью, направленной на объединение пришедших из разных школ и классов детей в организованное сообщество, скреплённое коллективными межличностными отношениями, взаимной поддержкой и взаимопомощью, соблюдением порядка занятий и организованного их завершения.
Тщательно планируя тренировочный процесс и воспитательную работу, я стараюсь сделать их не только эффективными, но и интересными. Спортивные праздники, открытые тренировочные занятие, соревнования организованные коллективом спортивной школы, сделали спорт, и легкую атлетику, в том, числе популярным. Динамика количества учащихся увеличивалась не только за счет вновь набранных групп, но и за счет сохранности уже существующих.
2014
НПГ-2
СОГ
30 человек
2015
УТГ-1
СОГ
СОГ
45 человек
2016
УТГ-2
НПГ-1
СОГ
СОГ
55 человека
5 Динамика личных достижений учащийся
Важным моментом в работе тренера-преподавателя является улучшение показателей детей занимающихся легкой атлетикой. Необходимо проводить мониторинг соревновательной деятельности детей с целью выявления наиболее эффективных методов тренировочного процесса и выявление индивидуального подхода к конкретному спортсмену. Так я хочу на примере моей воспитанницы Ефименко Марины продемонстрировать положительную динамику улучшение показателей при использовании современных методов на учебно-тренировочных занятиях.
Динамика личных достижений учащийся
МБУ ДО ДЮСШ№2 пгт. Ильского МО Северский район
Ефименко Марины воспитанницы тренера-преподавателя по легкой атлетике Казимир Ольги Сергеевны
Наименование соревнований
Вид
Выполненный разряд
Место
Зеленцова
60+200 м
2юн.
21
Первенство Краснодарского края по легкой атлетике среди юношей и девушек 2002-2003 г.р. 12-14.03.2015г
300+600м
1юн.
10
Открытые краевые соревнования по бегу на призы Олимпийской чемпионки Л.Брагинай 11.04.2015г.
300м
3 разряд
2
Краевые соревнования по легкой атлетике среди детско-юношеских спортивных школ «Шиповка юных» 09-11.10.2015г.
Четырехборье
Эстафета 4*100м
3 разряд
2
3
Всекубанский турнир по легкой атлетике на Кубок губернатора Краснодарского края 01-03.05.2016г
Четырехборье
Эстафета 4*100м
2 разряд
2
3
Первенство Краснодарского края по легкой атлетике среди юношей и девушек 2003-2004г.р. 10-12.06.2016
1000+300м
2 разряд
2
Первенство Краснодарского края по легкой атлетике среди юношей и девушек 2001-2002г.р. 17-19.06.2016
2000 м с/п
общекомандное
2 разряд
1
1
6 Оценки воспитанности уровня учащихся
Воспитательная работа с детьми в МБУ ДО ДЮСШ №2 пгт. Ильского МО Северский район на отделении легкая атлетика строится на тесном сотрудничестве тренера-преподавателя и родителей. В целях оценки воспитанности уровня учащихся в МБУ ДО ДЮСШ № 2 пгт. Ильского МО Северский район было организовано анкетирование по изучению уровня воспитанности тренером-преподавателем. Высокий уровень воспитанности имеют из 55 чел. – 31 чел ( 56 % ) , хороший уровень воспитанности из 55 чел. -у 18 чел. ( 32% ) , средний уровень воспитанности у 6 (11 %). Оценка воспитанности проводилась по 5 бальной системе. В анкете учтены отношение к тренировкам, дисциплинированность, ответственность, коллективизм, отзывчивость, культурный уровень, честность.
Тренеру-преподавателю необходимо владеть проектно-планировочной деятельностью, целью которой является как организация работы всей группы детей, так и индивидуализация обучения отдельных членов группы (как наиболее, так и наименее успешных). Без этого невозможно предотвратить уход из группы детей, далеко не сразу проявляющих свои спортивные способности и готовых к переходу на более высокий уровень результатов.
Занятия спортом всегда содержат элементы состязательности, выявление лидеров, победителей, поэтому тренер должен хорошо владеть судейской деятельностью. Она налагает особую ответственность за соблюдение всех правил в спортивной деятельности, требует от тренера высокого чувства справедливости, которую всегда отмечают и ценят дети.
Принято считать, что профессиональный долг тренера-преподавателя заканчивается (а точнее раскрывается в полной мере) тогда, когда он успешно реализует два вида деятельности - образовательную и воспитательную. Однако на самом деле это не так. В занятиях физической культурой и спортом важны все вышеперечисленные виды деятельности. Именно поэтому исследовательская проблема видится нам в анализе комплексного характера деятельности детского тренера, задачу которого часто видят лишь в достижении спортивного результата его ученика. «Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними». Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния. Только единство целей, содержания, форм и методов обучения и воспитания и других видов деятельности, их дополняющих, приведут к желаемому результату.
15