Статья Гендерный подход в обучении и воспитании детей
Ольга Михайловна Давидова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя школа № 5» города Курска,
Почетный работник общего образования РФ,
призер городского конкурса профессионального
мастерства «Учитель года – 2007»,
член городского сообщества
учителей начальных классов города Курска
Гендерный подход в обучении и воспитании детей.
Проблема учета гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике.
Актуальность темы заключается в том что, отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного существа» - дети, ребенок, ученик, обучающийся. Пол ребенка школа учитывает только на уроках труда и физической культуры (и то не всегда), вся остальная жизнь протекает в бесполом режиме: ни быт, ни познание, ни труд, ни досуг, ни общественная деятельность не строятся с учетом пола.
Гендерный подход в образовании и воспитании сегодня – это учет многовариативного влияния фактора пола в единстве биологического и социального, т.е. в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола. Под дифференциацией обучения и образования следует понимать — организацию учебной деятельности младших школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком.
Мужчины и женщины различаются по 4 основным уровням:
- генетический;
- физический;
- психологический;
- коммуникативный.
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя обучать и воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.
У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.
Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:
- в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
- организации внимания;
- в формах активации эмоций;
- в мотивации деятельности и оценки достижений;
- в поведении.
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки:
- быстрее схватывают новый материал;
- легче усваивают алгоритмы и правила;
- любят задания на повторение;
- чаще используют ближнее зрение;
- воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
- лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
- новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
Мальчики:
- труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
- им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;
- лучше выполняют задания на сообразительность;
- не терпят однообразия;
- лучше выполняют задания при ярком свете.
В моей педагогической практике у меня есть опыт работы в гендерном классе. «Ершистые», живые, непосредственные, сосредоточенные, настойчивые, а иногда придирчивые, открытые и жаждущие общения. Вот такими я впервые увидела своих новых учеников – класс мальчиков.
Для себя я определила стиль общения с классом - быть заинтересованной во всех проблемах своих учеников, идти вместе с детьми по пути их взросления. Именно вместе, а не рядом; участвуя, а не наблюдая.
В организации обучения и воспитания для мальчиков внешняя атрибутика и детали не является значимыми, а внимание их привлечено к действию и конечному результату. Мальчикам важен продукт их деятельности и пути его достижения. Причём, для выполнения какого-то поручения мальчишки могут предложить несколько вариантов, порой даже абсурдных. Самостоятельность и инициатива идёт порой в ущерб результату, но я никогда не навязывала им своего мнения. «Попробуйте и посмотрим, что получится». Приятно слышать иногда «Вы были правы».
В классе мальчиков предлагается высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации. Обязательным является разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач с большим количеством логических заданий и минимальным повторением пройденного материала. Работа на уроке строится в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала проводится после практической работы, то есть через опыт. В работе с мальчиками следует использовать групповые формы с обязательной сменой лидера. Оценка полученных результатов может быть положительной или отрицательной, но обязательно конкретной и конструктивной.
Приоритетными видами деятельности для мальчиков являются конструирование, моделирование деятельностной ситуации, техническое творчество, решение логических задач, освоение устройства мира вещей и явлений, спорт.
Нужно отметить, что мальчикам для их полноценного развития требуется больше пространства, чем девочкам. Они более подвижны, энергичны. Мальчишки непоседы, забияки, не отличаются аккуратностью и прилежанием.
Эффективным методом воздействия считаю деятельностный: с мальчишками стараюсь много не говорить, а просто постоянно вовлекаю их в какие-то дела. Каждый в классе имеет своё поручение, за которое периодически отчитывается.
Отдала предпочтение способу воздействия через сверстников: так если надо поругать за плохое поведение, я просто говорю: «Ребята твоим поведением недовольны, ты подводишь класс» и этого нередко бывает достаточно.
Учитывая особенности эмоциональной сферы мальчиков, согласна с тем, что в таком классе предпочтителен демократический стиль общения. Старалась дать мальчикам почувствовать себя равными, предоставляла возможность самим принимать решение, не бояться выражать своё мнение.
Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.
Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди!”
Список использованной литературы
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб., 2000.
Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 2006.
Хризман Т. П., Еремеева В. Д. Мальчики и девочки - два разных мира. - СПб.: Мир, 1998. – 329 с.