Статья на тему Использование народных подвижных игр в физическом воспитании дошкольников
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Суходол
муниципального района Сергиевский Самарской области
структурное подразделение - детский сад «Алёнушка»
Доклад на тему:
«Использование народных подвижных игр в физическом воспитании дошкольников»
Подготовила:
Горожанкина
Оксана Александровна
воспитатель
п.г.т. Суходол, 2017 г.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Воспитатель Горожанкина Оксана Александровна
(Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 пгт Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области структурное подразделение – детский сад «Аленушка»)
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и
который призван его изменить».
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Народные подвижные игры - это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Особенно популярны были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.
Народные игры ценны для детей в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
А. П. Усова, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
Прогрессивные русские ученые, педагоги, психологи, врачи, гигиенисты (Е. А. Покровский, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. С. Выгодский, В. В. Гриневский, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, В. Г. Яковлев, Р. И. Жуковская и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Разработкой содержания и методики подвижных игр, изучением их роли в физическом воспитании детей разного возраста занимались и продолжают заниматься ученые и практики. Они вносят большой вклад также в отбор и описание игр народов. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью художественного, интернационального и, что очень важно, физического воспитания. Участвуя в них, дети знакомятся с обычаями, своеобразием быта, языка людей различных национальностей. Подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения.
Работая в детском саду, я пришла к выводу, что проблема физического развития подрастающего поколения сегодня рассматривается в качестве одной из приоритетных социально-педагогических задач. Отличное здоровье, крепкое и закалённое тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития ребёнка. В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста.
Опыт работы с детьми показывает, что в последнее время дети мало играют в подвижные игры, особенно в народные. А большинство родителей убеждены, что просто играть с ребенком совершенно недостаточно. Чтобы идти в ногу со временем, с малышом «надо заниматься». Таким образом, в тот период, когда у ребенка в норме должно развиваться правое (художественное, синтетическое) полушарие головного мозга, то есть формируется целостная картина мира, его загружают ненужными на тот момент знаковыми системами (буквами, цифрами), стимулируя тем самым левое (аналитическое) полушарие, на работе которого и так построена система школьного образования.
Я провела опрос родителей: «В какие народные подвижные игры играли они, и играли ли в них с детьми?» Выяснила, что они помнят, в какие игры они играли («Горелки», «Лапта», «Колечко» «Кондалы», «Чижик», «Городки», «Казаки – разбойники», «Пятнашки», «Фанты»), но научить своих детей этим играм они не считают нужным, относя их к разряду устаревших. Решая данную проблему, я систематизировала и обобщила опыт по этому вопросу и начала внедрять проект, в котором главной целью ставлю укрепление здоровья воспитанников, активизацию и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами народной игры.
Задачи:
Развитие ловкости, точности, координации движений, гибкости и пластичности.
Воспитание выносливости, развитие силы
Формирование правильной осанки, красивой походки
Формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм русского народа; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.
Для решения поставленных целей и задач я провела анкетирование родителей по теме: «Народные детские подвижные игры». Результаты показали, что в семьях слабо прослеживается связь поколений, воспитание в историческом, культурологическом и патриотическом русле не проводится. По итогам анкетирования было решено ознакомить родителей с информацией о важности и необходимости совместных подвижных игр с детьми, их значении для укрепления здоровья детей и укрепления связей внутри семьи как между родителями и детьми, так и между родителями. С этой целью были проведены консультации для родителей «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем», «Народные подвижные игры», индивидуальные беседы с родителями. Совместно родителями мы организовали «Семейные посиделки», где родители (представители чувашской, мордовской и армянской национальности) рассказали о своей национальной культуре, жизни своего народа и познакомили детей и педагогов с семейными традициями. Также каждая семья презентовала подвижную игру своего народа и поиграла в нее с детьми. Чтобы дети знали и помнили свою родословную, родители изготовили семейное дерево.
Прежде чем внедрить в практику народные подвижные игры, я организовала для детей экскурсию в мини музей нашего детского сада «Русская изба». Познакомила детей с укладом и обычаями русского народа. Подготовила и представила вниманию детей презентацию и о других народах и их обычаях. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Совместно с родителями мы оформили и в группе мини – музей «Русская изба»
Также в работе с детьми я широко использовала фольклор (сказки, песенки, пословицы, поговорки, считалки).
Народные игры я использую во время образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят, на прогулке. Дети больше предпочтение отдают русским народным играм («Ручеек», «Салочки», «Море волнуется», «Телефон», «Колечко»), хотя и нравятся игры народов мира («Перетягивание палки» - Армения, «Луна и солнце», «Тили – рам?» - Чувашия, «Раю – раю» - Мордовия, «Один в круге» - Венгрия, «Игра в молотилку» - Йемен, «Шарик в ладони» - Бирма, «Найди платок» - Австрия, «Бульба» - Белоруссия, «Мыршим» - Казахстан, «Тяни за голову» - Канада, «Повтори» - Конго, «Бой петухов»). Особенно любимы и эффективны для детей моей группы подвижные игры, проводимые на свежем воздухе.
Не забываем мы о календарных праздниках. Ведь народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. В Рождество мы играли в «Два Мороза», «Орешек», в Зимние святки – в «Слепой козел», «Прялица», на Масленицу – в «Гори, гори ясно», «Салки». В ходе проекта ребята научились отличать подвижные игры от других видов игр, также ребята смогли познакомиться с понятием народные игры, оказалось, что народные игры очень понравились детям, и они любят в них играть. С детьми родители начали проводить свободное время не перед телевизором, а в игре.
Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду.
«Народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием».
М. А. Горький
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры вы детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение; Владос, 1995.
Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: «Детство – пресс», 2001.
Репринцева Е.А. Педагогика игры. Теория. История. Практика. Курск,2005.