Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя технологии
МБОУ «Парапинская основная общеобразовательная школа»
“Учитель учит и воспитывает своей личностью,
своими знаниями, своим отношением к миру”
Д.С. Лихачев
Актуальность и перспективность опыта.
Вопрос о роли труда в обучении и развитии школьников приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности. Учащиеся должны понимать, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно -полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.
Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода : активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и ,таким образом, передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
. Педагогическая проблема, над которой я работаю: « Проектная деятельность в обучении технологии». Актуальность и перспективность проблемы обусловливается тем, что полученные знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. Овладев же навыками творчества сегодня, школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Образовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта,
обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Концептуальное своеобразие моей педагогической проблемы состоит в том, что эффективная технология обучения , позволяет раскрыть потенциал каждого ученика за счет создания благоприятных условий для полноценной самореализации личности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Основные требования к выполнению проекта следующие: учащиеся выполняют не менее одного проекта в год; при подборе темы необходимо учитывать потребности школы, семьи, общества.
Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Работу организую в несколько этапов: подготовка; планирование; практическая работа по выполнению проекта; результаты и выводы; создание презентации, видеоматериалов; защита проектов, оценка результатов.
Наличие теоретической базы опыта.
Теоретическая база опыта основана на подходах ряда ученых и авторов, работающих над вопросами организации обучения технологии посредством учебника: Симоненко В.Д., Синица Н.В., Табурчак О.В., Кожина О.Аи др. Я согласен с авторами теории в том, что организуя деятельность школьников в системе работы с учебником, меняется форма общения учителя с учениками. Обучение становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность обучающихся, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом – все это позволяет осуществлять цели развивающего обучения. Меня заинтересовала проблема работы с учебником, так как она создает условия для активизации учебно – познавательной деятельности учащихся. В системе средств обучении географии учебник является наиболее важным средством, так как он играет главную роль в обучении. Уче6бник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, в нем определены глубина и объем, а также содержаться материалы и указания для выполнения практических работ, самостоятельных работ. Источником знаний является не только текстовый, но и иллюстративный материал
В процессе трудового обучения я руководствуюсь следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон "Об образовании в РФ",
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Ведущая педагогическая идея
В системе педагогических мер воздействия на психику ребенка труд является одним из важнейших средств. Труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей.. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Трудовое обучение решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Знания, полученные учащимися на уроках технологии, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта и, с другой стороны, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач.
Оптимальность и эффективность средств
Оптимальный – это не наилучший вообще, то есть не идеальный, процесс обучения. Оптимум – это не простая середина между максимумом и минимумом. Оптимальный – это наилучший для имеющихся сегодня условий, для реальных возможностей учеников и учителя в данный момент, с точки зрения определённых критериев. Причём такие критерии в каждом случае определяются конкретно, и с расчётом возможностей учеников и учителей они постепенно усложняются.Оптимизация обучения предполагает обязательное изучение реальных учебных возможностей школьников.Критерии оптимизации:1.Достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности.2.Соблюдение учениками и учителями установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.На современном этапе процесс обучения оптимизируют по его результатам и затратам времени. Оптимизация указывает учителю кратчайшие, менее трудоёмкие пути достижения более высоких учебно-воспитательных результатов. Оптимизация предполагает, что учитель при подготовке к каждому уроку будет опираться на закономерности и принципы обучения и творчески выбирать наилучший вариант изучения новой темы, не допуская шаблона при построении уроков, находя самое лучшее сочетание приёмов, методов для данной ситуации.Способы оптимизации:1. Обоснование соответствия содержания задачам обучения, с выделением в содержании урока главного, существенного.2. Выбор наиболее удачной структуры урока: последовательности опроса, изучения нового, закрепления домашнего задания.3. Выбор учителем наиболее рациональных методов и средств обучения, использование современных технологий в обучении.4. Индивидуальный подход к ученикам, который предполагает оптимальное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения.5. Реализация межпредметных связей.6. Создание благоприятных морально-психологических и учебно-материальных условий.7. Анализ результатов обучения и затрат времени учащихся и учителей в соответствии с критериями их оптимальности.Суть оптимизации состоит не в применении того или иного метода, приёма, формы обучения, технологии, а в умении найти им наилучшее, наиболее рациональное место в учебном процессе.Процесс оптимизации должен идти одновременно с учётом двух критериев – результативности и затратам времени на достижение цели.Ждать немедленно высокого результата на первых этапах оптимизации не следует. Темпы нарастания эффективности обучения зависят от стиля учебной деятельности учителя и учащихся.Эффективный процесс обучения не может быть построен лишь на основе методов передачи информации, её запоминания, воспроизведения.
Результативность опыта
В результате работы по проектной деятельности на уроках технологии учащиеся достигли хороших результатов:
· У всех обучающихся сформировался положительный устойчивый интерес к труду.
· Наметилось уменьшение недостатков в практической деятельности учащихся.
· Значительно расширился словарный запас.
· Контроль за деятельностью обучающихся позволил развить самооценку и самоанализ своего труда.
Мой опыт работы по теме « Проектная деятельность в обучении технологии». дает положительные результаты . Результаты мониторинга качества знаний за показывают, что качество знаний, умений и навыков, полученных на уроках технологии в среднем составляет 83 %.
Возможность тиражирования
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях на заседаниях школьного и муниципального методических объединений, на педагогических советах, выступлениях на семинарах, Интернет - публикациях. По распространению опыта проводятся муниципальные семинары, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению различных тем. . В 2013-2014 учебном году выступил на августовских секционных занятиях учителей технологии на базе МБОУ «Гимназия №1» по теме « Проектная деятельность на уроках технологии в основной школе » . 30 октября 2014 гола принял участие в проведении муниципального семинара по теме: «Развитие метапредметных компетенций посредством проведения бинарных уроков и внеклассных мероприятий и провел бинарный открытый урок в 6классе «Верования, обряды и народно-прикладное творчество мордвы» (Технология + литература ).
Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы
и приемы работы с учащимися
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ИЛИ ЭТО????
Воспитание и обучение человека задача сложная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его людей. Учитель как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью.
Важными целями образования должны стать: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности; терпимость к чужому мнению; умение вести диалог и т.д. Одним из эффективных средств решения поставленных задач является проектный метод-метод предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Актуальность и перспективность опыта.
. Педагогическая проблема, над которой я работаю: « Проектная деятельность в обучении технологии». Актуальность и перспективность проблемы обусловливается тем, что полученные знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. Овладев же навыками творчества сегодня, школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Образовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.
15