ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта – Самойлова Тамара Фёдоровна
Должность – учитель начальных классов
Стаж педагогической работы – 42 года
Квалификационная категория – высшая, 2010 г.
Учреждение, в котором работает автор опыта – МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» г. о. Саранск Республики Мордовия
II. Сущностные характеристики опыта
Тема инновационного педагогического опыта «Системно-деятельностный подход на уроках в начальных классах по УМК «Планета знаний».
Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь.
1. Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению. Ученик должен быть творческим, самостоятельным, ответственным коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.    Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.  
Считаю, что необходимо подчеркивать важность планирования любого дела и точное ему следование. Рекомендую ребятам высказать сначала свои предположение, попробовать самим ответить. Методы исследования, адресующие учащихся к познавательной и справочной литературе, к словарям, ресурсам Интернета позволяют мне решать новую для образования проблему: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия. В ходе поиска дети строят предположения, обдумывают способ их проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, обобщают, доказывают, делают выводы. Это вершина урока, ученики заряжены на активный поиск.
Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии — совместная, групповая работа. Важной частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность. В процессе самоконтроля и самооценки предусматривается работа и общение в паре «ученик-ученик».
Стараюсь включать в учебный процесс работу с моделями разного вида: предметные и условные изображения, символические записи. Считаю, что применение учебных моделей существенно меняет отношение к учебному предмету, делает учебную деятельность более осознанной и продуктивной. Освоение правильного выполнения способов действий реализую в системе заданий, а также в специальных алгоритмах и памятках.
Проектная деятельность обучающихся является тоже одной из форм деятельностного подхода. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени
Деятельностный подход в обучении обеспечивает успешность моих учеников. Многие из них победители школьных, муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным. Быть социально зрелой, инициативной, творчески креативной личностью с развитым логическим мышлением, научным мировоззрением и опытом поисковой исследовательской деятельности.
2. Концептуальность.
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.
Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.
       Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
3. Наличие теоретической базы
За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой  дифференциации, мнемонические, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения.
В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию системно-деятельностного подхода в обучении.
Как учитель я стараюсь использовать ИКТ в своей педагогической деятельности, руководствуясь следующими нормативными документами и материалами:
Федеральный закон «Об образовании в РФ».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
«Концепция модернизации российского образования».
В своей работа я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия.4. Ведущая педагогическая идея: повышение качества обучения на уроках в начальном звене, развитие  познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности в учебном процессе.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем. Я убеждена, что учитель должен быть современным. Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения.
5.Оптимальность и эффективность средств.
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение.
На современном этапе перед методикой математики стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую технологии: объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные, учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности, здоровьесберегающие на уровне отдельных элементов и в системе.
Средства достижения этой цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
6. Результативность
План воспитательной работы ежегодно строю на основе плана работы школы. Главный упор в создании воспитательной модели в моем классе делается на саморазвитие ребёнка, развитие инициативы через воспитательную работу на уроке и во внеурочной деятельности.
В классе сложились свои традиции: «День именинника», «День матери», и т. д. Ребята с удовольствием организовывают совместную подготовку к этим праздникам. В процессе совместной деятельности они общаются, сопереживают, помогают и поддерживают друг друга. Надолго запомнятся такие праздники, как «Посвящение в первоклассники», «Праздник букваря», «23 февраля», «День 8 марта!» и др.
Анализ моей деятельности позволяет говорить об успешной работе по формированию сплоченного дружного коллектива. Самые различные формы и методы работы направлены на то, чтобы избежать конфликтов внутри класса, поддерживать хороший микроклимат, повышать активность участия детей в делах класса, школы.
7. Возможность тиражирования.
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методических объединений учителей начальной школы, перед слушателями курсов при МРИО. Для родителей обучающихся проводятся беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации для родителей слабомотивированных учащихся.
В перспективе планирую создать банк открытых уроков с использованием системно-деятельностного подхода и исследовательских работ в начальной школе.
8. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися
За время работы были разработаны:
- рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, технологии;
- дидактические материалы в виде презентаций.