Методическая разработка по дополнительному образованию на тему Значение настольного тенниса в физическом воспитании джанкойских школьников

ЗНАЧЕНИЕ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЖАНКОЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Обзорная работа-исследование Горбунова Н.А., г. Джанкой, 2006г.

В этой работе речь пойдет об удивительном, и, в то же время, мало кем познанном виде спорта - настольном теннисе.
То же такое настольный теннис? Вопрос вроде бы и не сложный. Почти все, даже школьники младших классов, знают, что это игра на специальном столе, разделенном на две половины сеткой, через которую маленькими ракетками перебрасывают маленький мячик. Несведущему человеку кажется, что настольный теннис – самая простая игра. А то, что эта игра является видом спорта, да к тому же одним из самых сложных в тактико-техническом отношении, в скорости двигательных и мыслительных, действий, с громадной психологической нагрузкой, не знают, к сожалению, даже многие спортивные работники.
Игра в настольный теннис не требует особо сложного оборудования, больших помещений, и заниматься ей могут как здоровые люди, так и больные, даже инвалиды, шестилетние малыши и восьмидесятилетние старики. Однако настольный теннис среди знатоков этого вида спорта подразделяется на три уровня: любительский, общеразвивающий и мастерский. Любительский (развлекательный) еще называют «дворовым», «парковым», «уличным» и даже «комнатным». Все перечисленные названия отображают места, где производится игра. Занимающиеся, в основном, стремятся разнообразить свой досуг, то есть, «убить время». Правила применяются упрощенные, инвентарь – примитивный. Ракетки могут быть самодельные, столы тоже произвольных размеров. Однако из таких развлекательных игр и возник этот олимпийский вид спорта на рубеже 19-20 столетия. Считается, что это произошло во Франции и называлась тогда игра «Же де пом». До пятидесятых годов прошлого столетия доминировало название «пинг-понг».
Однако я хотел бы исследовать настольный теннис на более профессиональном уровне, который здесь называю «общеразвивающий», и который применяется у нас в городе как дополнительное средство физического воспитания молодежи. Практика показала, что настольный теннис не только позволяет развивать и совершенствовать физические качества человека (подвижность, ловкость, скорость, координацию движений и т.п.), но и помогает сформировать такие психофизиологические свойства и качества, как устойчивость внимания, оперативность мышления, объем и периферию зрения, двигательную память, простую и сложную реакцию, реакцию антиципации (реакцию на движущийся объект).
Большинство из перечисленных выше свойств и качеств личности особо эффективно формируются и совершенствуются в детском и юношеском возрасте, и потому не случайно во многих странах настольный теннис вводится в учебные программы различных учебных заведений. И еще одно обстоятельство в пользу настольного тенниса – это игра, а игры, как указывают многие выдающиеся педагоги, являются одним из важнейших и наиболее эффективных средств воспитания и развития детей. К сожалению, в нашей стране настольный теннис не входит в программу учебных заведений, но это в какой-то степени компенсируется сетью спортивных секций, отделениями спортивных школ и кружков внешкольных учреждений, что я и называю «общеразвивающий» настольный теннис, который подразумевает массовость занятий детей и подростков этим видом спорта. И чем большая масса людей будет заниматься настольным теннисом, тем основательнее и профессиональнее будут организованы эти занятия. Уровень спортсменов неотвратимо будет расти. Кстати, в Китае настольным теннисом занимается более 69 млн. человек.
И, наконец, третий уровень развития мастерства, который я называю «мастерский». Он органично вытекает из «общеразвивающего». Это теннис на уровне 2-го – 1-го спортивного разряда и выше. Современный спортивный настольный теннис – это мощные атакующие удары, требующие максимальных физических усилий, а их многократность повторения – еще и незаурядной физической силы (в основном взрывной) и выносливости. Большие скорости вращения мяча и высокая частота обмена ударными действиями требует максимальной скорости движений и скоростной выносливости. А маскировка истинного характера ударов по мячу, без которой не мыслима победа, требует высокой мышечной чувствительности, ее точной дифференцировки.
В любой игре забитый мяч, гол вызывает бурные эмоции. В настольном теннисе «голы» забиваются каждые 15-20 секунд. Выиграл очко – положительный импульс, проиграл – отрицательный. Ни в одном другом виде спорта человек не получает такой психологической нагрузки. В существующей литературе по настольному теннису нет до сих пор четкой терминологии, нет классификации технических элементов и тактических приемов, что, соответственно, затрудняет планирование и вносит хаос в терминологию. В итоге воспитанники одного тренера с трудом понимают друг друга, а ученики разных тренеров – тем более. Я в этой работе пытаюсь применять всем понятную терминологию, логически вытекающую из специфики данного вида спорта и понятную, на мой взгляд, всем. А теперь перейду от предисловия к основной части.
В нашем городе настольный теннис появился давно, где-то в начале пятидесятых годов прошлого столетия. Появился с того, что один из школьных учителей физкультуры, являвшийся тогда самым передовым и прогрессивным, сделал собственноручно стол из досок и смастерил две ракетки. Первое время пользовались шариком от детской погремушки, поскольку мячей из целлулоида тогда не было. Этого человека, которого я считаю отцом настольного тенниса в Джанкое, зовут Алексей Федорович Елисеев. Под его руководством начинал путь к знаниям и я. Мне очень повезло в том плане, что к тому времени, как я заинтересовался этой замечательной игрой, в школе уже появились настоящие теннисные столы, фабричные шарики из целлулоида, и, что очень важно, появились ракетки, которые произвели революцию не только в джанкойском настольном теннисе, но и в мировом. Столы для настольного тенниса были уже во многих школах. Появилось множество любителей этого вида спорта, такие как: Валентин Рык, Владимир Никулин (СШ №2), Петр Грипич, Николай Власенко (СШ №1), но ракеткой «оборотный сэндвич» начали играть в первой школе. С появлением этой накладки появился очень эффективный удар – «топ-спин», посредством которого игра и превратилась в олимпийский вид спорта, завоевала популярность, и сейчас по количеству занимающихся во всем мире входит в тройку самых массовых видов спорта, таких как, европейский футбол и волейбол.
Первыми овладели новыми накладками вслед за своим учителем ученики первой школы – Александр Анопко и Владимир Федоренко, которые вскоре вошли в состав сборной команды Крыма. Со временем А. Анопко выполнил норматив кандидата в мастера спорта, А В. Федоренко стал мастером спорта. Эти ребята очень быстро превзошли своего учителя и научились выполнять «топ-спины» сериями, причем не только справа, но и слева, что было удивительно в том плане, что такой удар тогда не был описан нигде в литературе, а в мире его выполняли очень немногие спортсмены.
В наши дни настольный теннис, пережив очень тяжелый период, который начался 15 лет назад, прочно вошел в физическое воспитание школьников во второй общеобразовательной школе (директор И.А.Блашко). В районной спортивной школе открылось десять лет назад отделение настольного тенниса. Кроме того, дети всех школ города имеют возможность регулярно тренироваться и повышать свое спортивное мастерство в кружках настольного тенниса во второй школе, в которой работают сейчас три тренера. В городе работает федерация настольного тенниса, регулярно действует местная система «рейтинг», суть которой заключается в математическом выражении (при помощи простых чисел) мастерства каждого школьника, умеющего играть в настольный теннис. Последнее обстоятельство в совокупности с тем, что в городе и районе работают несколько тренеров, и появилась конкуренция между этими тренерами и стилями, позволяет говорить о «системе подготовки» юных спортсменов в этом виде спорта. Закономерны и некоторые, пусть незначительные, успехи школьных спортсменов. За последние 15 лет подготовлено 7 кандидатов в мастера спорта, несколько десятков перворазрядников, а в прошлом году ученица второй школы Елизавета Чипурко стала победительницей первенства Украины среди младших школьниц и выполнила при этом норматив кандидата в мастера спорта. Ударом «топ-спин» кроме Елизаветы в городе владеют практически все школьники, регулярно занимающиеся настольным теннисом на протяжении более трех лет. Можно назвать ученика 7-й школы Хмарук Антона, учеников 5-й школы Минченко Сергея и Янько Анастасию, 1-й школы – Горбунова Ярослава и Карасева Александра, выпускника ОШ №2 Мирошниченко Сергея. Все вышеперечисленные спортсмены имеют современные фирменные ракетки «обратный сэндвич». Две самые быстрые ракетки помогают на равных бороться со взрослыми спортсменами Ермоленко Константину (ОШ №2) и Иовенко Денису (ОШ №1). Очень «умная» ракетка у Анатолия Сухойвана-Зорина. Фирменными ракетками типа «Butterfly» и «Tibhar» имеют возможность тренироваться практически все теннисисты, учащиеся во второй школе, такие как, Черных Валерия и Крушинская Ирина. Нет недостатка и в современных теннисных мячах типа «Star», «Donic», «Double Fish».
При проведении последнего первенства города среди школьников оказалось, что команды по настольному теннису есть практически в каждой школе. Самое большое количество игроков и самые высокие результаты в школе-комплексе №2. Хорошо развит настольный теннис в первой школе, пятой, шестой и седьмой, то есть, в тех школах, которые находятся ближе всех к теннисному залу. Многие школы выставили по несколько команд, которые играют в современный настольный теннис. Уметь играть в настольный теннис более-менее прилично становится престижно среди школьников среднего и старшего возраста.
Последние изменения в правилах произошли два года назад. Суть этих изменений сводится к увеличению размера мяча, уменьшению количества разыгрываемых в партиях очков, увеличению количества партий. Что последовало за этими изменениями? Это, на мой взгляд, способствовало дальнейшему развитию игры. Во-первых, скорость полета мяча замедлилась, а это дает дополнительные шансы тем ребятам, которые не обладают в достаточной степени скоростными качествами. Это положительно сказалось на массовости. Кстати, увеличилось количество не только игроков, но и зрителей. Стало интереснее и удобнее наблюдать за игрой. Если маленький шарик неподготовленные болельщики просто не успевали увидеть, то теперь даже пожилые болельщики успевают взглядом за игрой, что увеличило количество бабушек и дедушек, находящихся в зале. Зрителей становится больше, значит, становится больше и любителей игры.
Сокращение продолжительности партий привело к ускорению проведения встреч. До изменений в правилах за один час игралось в среднем три игры. Сейчас играется четыре – пять. Это повысило динамику соревнований, что тоже положительно сказывается на массовости. Очень положительно сказалось на развитии настольного тенниса, в том числе и в городе, включение его в состав олимпийских видов спорта. В последние 2-3 года настольный теннис чаще стали показывать по телевизору, а с появлением в городе кабельного телевидения увеличилось количество болельщиков в этом виде спорта. Для школьников хорошо знакомыми становятся имена выдающихся теннисистов мира и Европы, таких как Ван Ли Цинн, Ван Хао, Ма Линь (Китай), Ян Уве Вальднер (Швеция), Тимо Бол (Германия), Вернер Шлагер (Австрия) и других.
Еще очень важный фактор в пользу настольного тенниса – это то, что на относительно небольшой площади можно разместить гораздо больше игроков, чем в других видах спорта, кроме того, по причине легкости мяча (2 грамма) не требуется специально оборудованных помещений. Например, в теннисном зале школы-комплекса №2 (вестибюль дома школьников) помещается на шести столах 24 игрока, если они играют парные игры. Парные соревнования, кстати, очень разнообразят тренировочный процесс и значительно повышают плотность соревнований и тренировок. Однако тренеру следует учитывать, что в парах могут тренироваться и играть только достаточно подготовленные игроки-разрядники, с новичками проводить такие занятия практически невозможно.
Настольный теннис является также очень хорошим средством для восстановления после различных травм и хирургических операций. Так, несколько лет назад десятилетний Алексей Г. после полученной травмы голеностопа почти год ходил на костылях, его больная нога почти полностью потеряла чувствительность. Настольный теннис вернул ребенку здоровье. Через три месяца после индивидуальных занятий у теннисного стола он научился делать «накат» и играть на счет. Так как стоя на одной ноге играть неудобно, он понемногу нагружал больную ногу, осторожно разрабатывая ее. Через год занятий он, забыв про костыли, выполнил третий взрослый разряд, а со временем стал кандидатом в мастера спорта. Алексей начисто забыл о том, что мог остаться инвалидом.
В пользу лечебно-оздоровительного значения настольного тенниса можно привести пример с Оксаной Р. Она пришла в третьем классе в секцию, имея дефект грудной клетки, который в быту называется «куриная грудь». Через пять лет девочка превратилась из «гадкого утенка» в спортсменку-перворазрядницу с великолепной фигурой. Недавно она окончила военную академию, в которой повышенные требования к здоровью и физическим качествам.
Врачи рекомендуют занятия настольным теннисом детям с дефектами осанки, такими как лордоз, кифоз и сколиоз. Через пару леи регулярных занятий эти дефекты исчезают навсегда. В качеству примера можно привести Елизавету Ч., которая пришла в секцию настольного тенниса со сколиозом, через два-три года этот дефект осанки полностью исчез. Хороший эффект дают занятия настольным теннисом при дефектах зрения, таких как миопия. Как пример можно привести Петра С., который регулярно занимается настольным теннисом и выполнил первый спортивный разряд.
Их беседы с врачом-физиотерапевтом из республиканского реабилитационного центра для больных детским церебральным параличом «ДЦП» я с удивлением узнал, что самым эффективным физиотерапевтическим средством в борьбе с этим недугом она считает настольный теннис. Эта игра широко используется в работе центра. По словам врача, многолетний опыт работы показал, что с их больными посредством настольного тенниса происходят удивительные превращения. За относительно небольшой период у детей наблюдается значительный прогресс в борьбе с этим тяжелейшим заболеванием.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, я могу с гордостью сказать, как руководитель кружка настольного тенниса, что этот вид спорта прочно вошел в систему физического воспитания школьников города, стал его неотъемлемой частью. И с этого года планируется его включение в спартакиаду школьников города, а в спартакиаду школьников района он уже включен с первого сентября этого года. Дальнейшее развитие этого прекрасного вида спорта, таким образом, целесообразно и доступно, а дальнейший рост мастерства отдельных талантливых школьников, на мой взгляд, заключается в индивидуализации тренировочного процесса, которая способствует более полному раскрытию таланта.