Сохранение и укрепление здоровья школьников через дифференцированный подход в физическом воспитании.

О.В. Бухарова, МАОУ «СОШ № 9», г. Тобольск

Сохранение и укрепление здоровья школьников через дифференцированный подход в физическом воспитании.

Учебный предмет «Физическая культура» определён в ФГОС нового поколения как обязательный для изучения на всех ступенях общего образования. Его главной задачей является укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся, сейчас стоит очень остро. Ежегодный анализ состояния здоровья первоклассников при поступлении школу, показывает, что сократилось количество учащихся с I основной группой здоровья. Речь пойдет о системе работы нашей школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся через использование дифференцированного подхода в физическом воспитании.
Нами поставлены задачи:
- сохранить и укрепить здоровье школьников;
- снизить уровень заболеваемости;
- повысить мотивацию к физкультурным занятиям;
- повысить двигательную активность;
- улучшить физическую подготовленность учащихся.
Определены 2 направления работы школы. На уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
На уроках физической культуры
Дифференцированное обучение является главным направлением работы. На уроках - дифференциация по 5 показателям, учитывается пол, возраст, физическое развитие, физическое здоровье и физическая подготовленность учащихся. Составляется личная карта класса, где учащиеся по этим 5 показателям распределены на 3 физкультурные группы. Осуществляется индивидуальный подход, при оценивании учитывается физкультурная группа. На каждом уроке присутствуют элементы здоровьесберегающих технологий. Идет формирование внутренней мотивации. Ведется работа с временно освобожденными детьми. Особенностью уроков является необычное построение учащихся, вспомните, с чего начинается урок физкультуры? С построения по росту, а на наших уроках построение по физкультурным группам. 1,2,3. Это позволяет во время разминки, детям работать на различных уровнях сложности. Специально подбираем общеразвивающие упражнения, чтобы учащиеся овладели жизненно-важными двигательными умениями и навыками и применяли их в повседневной жизни. Заранее готовятся карточки с заданиями для всех групп отдельно.
Элементами здоровьесбережения является использование лечебных свойств цветов - цветотерапия (готовим карточки с заданиями различных цветов). В начале урока ребята выполняют самомассаж от простудных заболеваний по Уманской А.М. В заключительной части урока применяем гимнастику для глаз. В школе работает тренажерный кабинет. Идет закаливание на уроках плавания в бассейне. До учебных занятий проводится каждый день вводная гимнастика. В начальной школе 3 уроком динамический час.
Особенностью проведения уроков с элементами технологии «Обучение в сотрудничестве», где деятельность ученика главная, а роль учителя консультирующая, направляющая, является самостоятельное приобретение и особенно применение полученных знаний. Результатом применения элементов данной технологии является повышение внутренней мотивации учащихся. Чередуются различные формы работы на уроке. Создается ситуацию успеха. Задания, предлагаемые на выбор, оцениваются только положительно, что способствует комфортному психологическому климату на уроке. Выставление оценок по желанию учащихся применяется на этапе закрепления нового материала.
Особое внимание уделяется временно освобожденным учащимся. Они в течение урока работают по карточкам. Учащиеся должны ответить на вопросы, им предлагаются варианты ответов. Этим добиваемся, чтобы они не просто присутствовали на уроке, а теоретически усваивали материал. Обязательно применяю постепенное увеличение объема нагрузки при выходе их на уроки после освобождения.
Благодаря дифференцированному обучению: у учащихся повысился уровень физической подготовленности. Наблюдается, снижение количества учащихся с нарушением осанки на 9%, с плоскостопием на 10%. Система работы позволила добиться хороших результатов в учебной деятельности.
Внеурочная деятельность
В школе работает группа «Здоровья» по корригирующей гимнастике, которую посещают учащиеся с плоскостопием. В 2006г. мною разработана программа группы «Здоровье» - «Коррекция различных форм плоскостопия у учащихся младшего школьного возраста» и утверждена заведующей детской поликлиникой города Тобольска
М.Р. Наумовой. Занятия проводятся 2 раза в неделю в игровой форме. Обязательно задаю домашнее задание. Провожу открытые занятия семинары и консультации для учителей и родителей учащихся. Наблюдается положительная динамика результатов – 67%.
Следующее направление работы школьные спортивные секции, которые ведут учителя нашей школы. В школе работают 8 спортивных секций: ОФП, волейбол, плавание, пионербол, подвижные игры, легкая атлетика, баскетбол, шахматы. Мониторинг эффективности занятий в секциях показал, что у детей посещающих тренировки индекс здоровья и уровень физической подготовленности выше, чем у не занимающихся ребят. На 10% увеличилось количество учащихся занимающихся в школьных спортивных секциях и городских спортивных школах.
Еще одним из направлений является реализация Положения о физкультурном комплексе БГТО «Будь готов к труду и обороне России ». Степень комплекса БГТО состоит из двух разделов:
- раздел требований включает в себя знания и умения по физической культуре;
- раздел норм, это упражнения определяющие уровень развития физических качеств. Сдача норм засчитывается по 7 результатам, показанным в соревнованиях разного уровня по отдельным видам спорта. Награждение происходит в торжественной обстановке на выпускном вечере в 9 и 11 классах с вручением значков и удостоверений к ним. 64 ученика стали значкистами. Комплекс способствует повышению физической подготовленности учащихся, успешной сдаче государственного экзамена по физической культуре в 9 классе, выполнению нормативов выше программных требований.
Разработано «Положение о проведении школьной спартакиады учащихся», согласовано с председателем городского Комитета по физической культуре и спорту О.Ф. Алеевой. Соревнования проводятся по трем группам. Учащиеся соревнуются по 14 видам спорта в течение всего учебного года. На 9% увеличилось число школьников принимающих участие в школьных и городских спортивных соревнованиях. Ежегодно выявляются победители конкурса «Спортивный класс года».
Следующее направление деятельности - это Формирование ЗОЖ и организация «Дней здоровья». Традиционными стали: «Дни здоровья школьников» на природе, в бассейне, «Дни здоровья учителей». Учащиеся и учителя нашей школы активные участники Всероссийских «Кросса наций» и «Лыжни России». Проводятся конкурсы спортивных газет, плакатов. Учащиеся пишут сочинения и стихи о ЗОЖ. Ведется работа со спортивным активом.
Одним из важных направлений по результативности является работа со спортивно-одаренными детьми (подготовка и участие в спортивных соревнованиях разного уровня). Большое значение имеют специальные спортивные тренировки по отдельным видам спорта. В городской спартакиаде школьников участвуем по 22 видам спорта, за последние три года в соревнованиях разного уровня у нас 39 общекомандных, 164 личных призовых места в 18 видах спорта. Наша школа одна из лучших школ по спорту в городе. Мы являемся неоднократными победителями и призерами в городских спартакиадах младших и старших школьников. Наши дети достойно выглядят на областных и всероссийских соревнованиях.
Таким образом, можно сделать вывод, применение дифференцированного подхода в рамках физического воспитания в школе позволяет сохранять и укреплять здоровье школьников. В наших планах на будущее - создание личностно-ориентированной системы физического воспитания.




15