ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 796.2
Н.Б. Юсупова
учитель физической культуры
МБОУ «Средняя школа №3», г. Нижневартовск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Подвижные игры считаются наиболее эффективным средством развития быстроты силы, выносливости, ловкости формирования жизненно важных для человека двигательных умений и навыков, делает все для того, чтобы сделать их популярными, увлекающими детей. К сожалению, все чаще в школу приходят дети с очень низким уровнем физической подготовленности, не желающие заниматься физическими упражнениями и в течении дня мало двигающимися [3]. Чтобы возбудить интерес детей к спортивной деятельности, к спортивным играм, подбираются интересные, увлекательные, доступные для всех учащихся подвижные игры. Вначале дети играют в знакомые, чаще используются сюжетно-ролевые, требующие большого внимания, определенных умений и навыков.
При выборе игры для урока учитель учитывает степень организованности детей, их возраст, уровень физической подготовки, в первую очередь, задачи, решаемые на данном уроке.
Использование подвижных игр формирует у учащихся начальной школы базу для овладения навыками игры в волейбол, баскетбол, при этом рекомендуется работать над тем, чтобы занимательность подвижных игр не была пустой забавой, а была занимательной формой позволяющей активизировать формирование двигательной активности младших школьников [4].
Использование игрового метода в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий выработку умения выполнять правила общественного порядка [1]. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их собственному содержанию.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.) [2].
Анализ документов планирования учителя физической культуры показал наличие многообразия игр, используемых им в практике физического воспитания в начальной школе. В таблице представлена содержательная дифференциация некоторых подвижных игр, используемых при прохождении программного материала по различным разделам программы физического воспитания младших школьников.
Для оценки эффективности уроков физической культуры с использованием подвижных игр для повышения двигательной активности младших школьников нами было проведено исследование, предусматривающее изучение отношения учащихся начальных классов к урокам физической культуры и особенности применения подвижных игр в самостоятельной двигательной деятельности, оценку моторной плотности уроков, а также сравнение показателей физической подготовленности учащихся, занимающихся на уроках физической культуры


Таблица
Примеры подвижных игры, применяемых при освоении различных разделов программы по физическому воспитанию в младших классах
Легкая атлетика (1-2 класс)

Название игры и ее направленность
Задачи
Организационно-методические указания

1
«Стань правильно»
Формирование умения находить место в строю.
Развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности; совершенствование умения ориентироваться.
Заранее следует познакомить играющих с сигналами, И.П., формой строя, и местом, где необходимо находиться.

2
«Веселый дождик»
Освоение навыков ходьбы и бега.
Освоение навыков ходьбы и бега, воспитание организованности, дисциплинированности
Все задания выполняется сначала медленно.

3
«К своим флажкам»
Освоение навыков бега, и координационных способностей.
Развитие внимание, слуха, реакции на сигнал, совершенствование умения ориентироваться.
Флажки следует использовать разных цветов. Играющие не должны сговариваться, подглядывать, когда водящие меняются местами.

Гимнастика (1-2 классы)
1

«Карлики и великаны»
Освоение строевых упражнений.
Развитие внимание, сообразительности, творческого воображения.
Опробовать с играющими выполнения данных команд, проследить выполнения И.п.

2
«Кот идет»
Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей.
Развитие ловкости, быстроты реакции, координации и скорости движения, воспитание выносливости.
Забирать кот должен только тех мышек, которые шевелились. Можно предложить детям в игре наиболее интересные позы.

3
«Запрещенное движение» Развитие координационных способностей.
Воспитание внимания, наблюдательности; развитие зрительного, слухового и моторного анализаторов.
После 3-4 мин. Игры подводятся итоги и отмечаются самые внимательные игроки.

4
«Быстро по местам» Формирование умения находить место в строю
Развитие умение ориентироваться в пространстве, координации движений, быстроты реакции на сигнал.
Построение учащихся может сопровождаться счетом «раз», «два» и.т.д.

Лыжная подготовка (3-4 класс)
1
«Слушай сигнал»
Формирование навыка быстрого передвижения на лыжах.
Развитие быстроты, ловкости, выносливости.
Играющие действуют точно по сигналу. Сигналом может быть команда учителя «Слушай сигнал», свисток, хлопки и.т.д. Учитель отмечает самого техничного и быстрого лыжника.

2
«Зигзаги»
Совершенствование поворотов в движении.
Совершенствование поворотов в движении, развитие ловкости, координации движений.
На дистанции необходимо расставить 4-6 флажков, Количество трасс зависит от числа участвующих в эстафете команд.

3
«Карусель» Совершенствование поворотов в движении
Совершенствование поворотов в движении, развитие ловкости, координации движений, тренировка вестибулярного аппарата.
Передвижение лыжников может быть в ту или другую сторону. Все действия следует выполнять по сигналу учителя.

4
«Сороконожки на лыжах»
Овладение техникой ходьбы на лыжах.
Совершенствование ранее изученных лыжных ходов, воспитание выносливости, развитие скорости.
В начале команды следует ставить сильных лыжников с широким скользящим шагом.

5
« Шторм высоты»
Техника подъема.

Совершенствование техники подъема «елочкой», развитие силовой выносливости в игровых условиях.
В конце подъеме необходимо поставить флажок. К судейству следует не занятых в эстафете учащихся.

Игры с элементами баскетбола (3-4 класс)
1
«Лови –не лови»
Закрепления и совершенствование навыка правильного броска на дальность и точность.
Развитие внимания, быстроты реакции, умение согласовывать свои действия с действиями других участников.
Бросать мяч можно сразу после того, как будет произнесено водящим слово, но не одновременно.

2
«Снайперские броски»
Формирования навыка броска мяча с точным отскоком его.
Развитие координации движений., навыки бросании мяча.
Для судейства привлекать учащихся, не занятые в игре. Броски можно произвести с места и с разбега.

3
«Мяч капитану»
Овладение элементарными умениями ловле, бросках, передачах и ведении мяча
.
Научить применять в игре разнообразные движения с мячом, развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнера..
Мяч можно вести, передавать, но бежать с ним нельзя.

4
«Мяч водящему» Овладение элементарными умениями ловле, бросках, передачах и ведении мяча
Научить детей передавать мяч двумя руками от груди и ловить его, развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнера..
Передача мяча может быть от груди, ударом о пол в зависимости от технической подготовки детей.

5
«Борьба за мяч»
Развитие координационных и кондиционных способностей.
Научить использовать изученные приемы, , развитие умения согласовывать свои действия с действиями других игроков команды
Запрещается бежать с мячом- его можно только вести, толкать соперника.


Как видно из таблицы, практически все школьники 4-х классов понимают для чего необходимо заниматься физической культурой и спортом. Все школьники ЭГ считают, что их двигательная активность недостаточна, с ними согласились 88% учащихся КГ. Из опрошенных школьников 92% экспериментальной группы и 64% контрольной группы занимаются в спортивных секциях, в то же время у 8% ЭГ и 16% КГ нет времени для этого, а у 20% КГ – нет желания.
Все опрошенные посещают уроки физической культуры. Ученикам ЭГ на роке нравится заниматься подвижными играми (68%), гимнастикой (24%), лыжной подготовкой (8%). Учащиеся КГ отдали предпочтение подвижным играм (92%) и гимнастике (8%). При этом 80% школьников ЭГ часто играют в подвижные игры на переменах, тогда как в КГ этот показатель составил 40%. На улице во время прогулок в подвижные игры часто играют 60% ЭГ и только 36% КГ, иногда – ответили 40% ЭГ и 52% КГ и 12% КГ не играют в игры.
Для всех школьников ЭГ уроки физической культуры интересны, в КГ этот показатель составил 88%. После урока физкультуры 76% занимающихся ЭГ чувствуют себя хорошо, а 26% хотели бы продолжить заниматься. В КГ 8% отметили, что им бывает плохо после окончания урока. На вопрос, пригодятся ли вам уроки физической культуры в дальнейшей жизни, все учащиеся ЭГ ответили утвердительной, в КГ 12% затруднились дать ответ на этот вопрос.
Таким образом, проведенное анкетирование позволило изучить отношение младших школьников к урокам физической культуры, проводимым по традиционной методике и с использованием подвижных игр, а также определить степень применения подвижных игр во внеучебной и самостоятельной двигательной деятельности, существенно расширяя объем активности.
Результаты тестирования показывают, что исходный уровень физических кондиций школьников в контрольной и экспериментальной группах в начале эксперимента (2 класс) примерно одинаков.
К окончанию учебного года учащиеся экспериментальной группы показывали во 2-ом 3-ем классах более высокие результаты, чем их сверстники контрольной группы. К 4-му классу учащиеся экспериментальной группы имеют более высокие показатели в тестах прыжок в длину с места, наклон вперед, подтягивание, бег 30 м, челночный бег, бег 1000 м. При этом можно отметить, что в начале учебного года (сентябрь) в 3-ем и 4-ом классах уровень подготовленности учеников экспериментальной группы в этих тестах оказался выше, чем у школьников контрольной группы.
Все это позволяет сделать предположение о том, что применение на уроках физической культуры большого количества подвижных игр оказывает влияние не только на повышение показателей физической подготовленности, но и стимулирует школьников к самостоятельной двигательной активности.

Литература:

Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
Коваленко В.И. Уроки физкультуры в начальной школе. –М., 2003,-272с.
Пащенко Л.Г. Оптимизация процесса физического воспитания младших школьников с различным уровнем развития / О.С. Красникова, Ю.В. Коричко, А.Р. Галеев // Теория и практика физической культуры – Москва, 2014. – № 12 – С. 41 – 43.
Пащенко Л.Г. Современные проблемы организации физического воспитания школьников / О.С. Красникова, А.В. Коричко, А.Ю. Пащенко, Л.Н. Полушкина // Теория и практика физической культуры – Москва, 2014. – № 12 – С. 38 – 40.
15